Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Современный этап развития системы дополнительного профессионального образования характеризуется стремлением ученых целенаправленно решать актуальные проблемы обеспечения его качества, что возможно лишь в случае высокого развития рефлексивной культуры педагогов.

Стратегия реформирования системы образования в России, его адаптация к европейской требует в корне изменить организацию учебного процесса, в частности разработку учебно-методического обсечения отвечающего современным требованиям, способствующую развитию различных видов рефлексии: рефлексии целей, задач и специфики образовательной деятельности; рефлексии содержания образовательной  деятельности; рефлексии условий реализации образовательной деятельности; рефлексии интеллектуального состояния субъектов образовательного процесса; рефлексии эмоционального состояния субъектов образовательного процесса.

Предлагаемое учебно-методическое обеспечение должно предавать образовательному процессу инновационный характер, что заключается в реализации развивающей парадигмы профессионального дополнительного образования, основной целью которого является формирование индивидуальной образовательной траектории педагога в процессе непрерывного формирования его профессиональной компетентности.

Развитие рефлексивной культуры предполагает разработку системы специальных заданий и учебно- методических средств, к которым относятся виды упражнений: подготовительные (репродуктивные), коммуникативные (продуктивные), творческие, аналитико-рефлексивные.

Особое место в номенклатуре предлагаемых форм организации занятий отводится практико- ориентированным аналитическим тренингам, которые способствуют рефлексивному анализу обучаемыми собственных действий, а также действий других участников и компонентов образовательного процесса.

Согласно статье 76 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительное профессиональное образование, должно быть направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [1].

Реализация указанных задач требует широкого использования интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, включающих разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, анализ результатов работы исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций).

Предлагаемая система заданий, направленная на развитие рефлексивной культуры обучающихся в процессе дополнительного профессионального образования должна отвечать следующим требованиям:

-    готовить к наиболее значимым видам профессиональной деятельности, типичных для обучающихся (педагогической, научно-исследовательской, методической, управленческой, проектной и культурно- просветительской и другим);

-    демонстрировать типичные модели осуществления профессионального взаимодействия с различными социальными партнерами в России (учащиеся, студенты вузов, другие учителя, учебно-методические объединения, администрация образовательной организации, научно-педагогические сообщества) и за рубежом (иностранные коллеги, образовательные центры, международные порталы для учителей);

-    способствовать развитию различных видов рефлексивных умений, таких как: умение анализировать с различных сторон теоретические и практические аспекты собственной педагогической деятельности и давать им объективную оценку с позиции складывающихся педагогических условий в процессе взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса; умение выявлять приоритеты среди широкой номенклатуры задач и находить наиболее эффективные способы их решения с учётом собственного личностного потенциала и потенциала образовательной среды; умение применять различные виды компетенций для реализации собственного потенциала в теоретических и практических аспектах дополнительного профессионального образования;

-   демонстрировать способы решения типичных профессиональных задач, обеспечивающих такие функции педагога как: обучающая, развивающая, воспитательная, социальная, консультативная, исследовательская, контролирующая и другие.

-     быть направлены на овладение опытом профессионального общения, обеспечивающее всестороннее развитие педагога в процессе дополнительного профессионального образования.

Система рефлексивных заданий реализуется в соответствии с алгоритмом, включающим следующие  этапы:

•   мотивационно-ознакомительный  (создание  мотивационных  установок  на  развитие  рефлексивной культуры     педагога     в      процессе     дополнительного     профессионального     образования;     погружение     в профессионально-ориентированное пространство в сфере профессионального дополнительного образования);

•   репрезентативный (знакомство с основными функциями педагога в сфере современного образования и социальными ролями при работе с различными субъектами образовательной деятельности);

•   этап категоризации (проведение сравнительного анализа ситуаций педагогического взаимодействия, отражающего различные аспекты реализации рефлексивной культуры педагога, а также основные ценностные, социальные и культурологические особенности взаимодействия в сфере педагогической деятельности);

•   этап интериоризации (усвоение, активизация и систематизация приобретенных знаний в процессе решения проблемных профессиональных педагогических задач рефлексивной направленности);

•   продуктивный (представление возможных моделей реализации педагогического общения и опыта в процессе выполнения ведущих видов профессиональной деятельности: образовательной, проектной, научно- исследовательской, культурно-просветительской и др., в результате чего происходит обогащение рефлексивной и ценностно-смысловой сфер личности обучающихся);

•   творческий (реализация интегративных связей различных видов профессиональной деятельности; создание самостоятельного, завершенного творческого профессионального продукта, предусматривающего возможные способы решения проблем педагогического взаимодействия);

•   аналитико-рефлексивный (анализ и оценка обучающимися созданного профессионального продукта в сфере выполняемой профессиональной деятельности; последующее использование опыта по осуществлению взаимодействия в реальных ситуациях с различными социальными партнерами).

Процесс развития рефлексивной культуры в процессе дополнительного профессионального образования требует выполнения заданий коммуникативно-направленного характера с высоким уровнем проблемности.

Предлагаемая система заданий позволяет: во-первых, стимулировать обучающихся к процессу профессионального общения, к овладению основами профессиональной аргументации, активации рефлексивной деятельности; во-вторых, формированию общекультурных и профессиональных видом компетенций.

В процессе развития рефлексивной культуры педагогов особое место отводится информационно- коммуникационным технологиям. Применение указанных технологий предусматривает анализ презентации педагогических видеоситуаций, отражающих специфику решения проблемных педагогических задач при работе с различными группами обучающихся. Предлагаемые ситуации должны демонтировать реализацию различных аспектов профессионального дополнительного образования: учебного, воспитательного, развивающего, познавательного.

Особое место в учебно-методическом обеспечении отводится банку профессионально-направленных проблем, которые отражают актуальные темы, например: «Особенности взаимодействия с различными категориями обучающихся как многоаспектная проблема»; «Факторы, обеспечивающие успешность взаимодействия педагогов в условиях глобализации»; «Инновационные формы организации занятий, направленные на развитие  рефлексивной культуры педагога»; «Использование возможностей индивидуализация и дифференциация в условиях многоуровневой системы образования»; «Инновационные технологии и особенности их реализации в условиях введения образовательных стандартов нового поколения» и другие.

Важное место в учебно-методическом обеспечении отводится рефлексивным опорам, в качестве которых могут выступать: логико-смысловые карты решения профессиональных проблем, которые демонстрируют особенности реализации педагогических ситуаций, характеризующиеся многофункциональной направленностью. Карта решения профессиональных проблем включает в себя следующие компоненты:

1)   Вовлечение в профессионально-проблемный контекст деятельности:

-вовлечение в профессиональную проблемную ситуацию.

2)   Формулировка комплексной педагогической проблемы:

-   представление средств решения проблемной педагогической задачи;

-   коммуникативно-рефлексивный   продукт;

-   коммуникативно-рефлексивный   результат;

-корректировочно-рефлексивная деятельности по совершенствованию результата.

Эффективность реализации предлагаемой системы заданий обеспечивается преподавателем,  стиль профессиональной деятельности которого является образцом для организации педагогической деятельности. Выполнение предлагаемой системы заданий направлено не только на развитие рефлексивный умений, но и на развитие таких умений как: аналитические, исследовательские, проектировочные, коммуникативные и другие.

Эффективность применения, предлагаемого учебно-методического обеспечения определяется четким соблюдением системы условий, к которым относятся следующие: погружение обучающихся в образовательную среду, способствующей развитию рефлексивных умений; осуществление субъектно-субъектного взаимодействия между партнерами в образовательной деятельности; использование специальных систем заданий, соответствующих этапом развития рефлексивной культуры обучающихся, в процессе дополнительного профессионального образования.

Таким образом, процесс развития рефлексивной культуры педагогов представляет собой неразрывную связь теоретических и практических аспектов проблемно-деятельностной парадигмы современного образования и обеспечивает плавный переход от учебной деятельности к профессиональной в ходе решения постоянно усложняющихся профессиональных задач.

 

Список литературы

1.     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://минобрнауки.рф/документы / 2974. (Дата обращения 15.01.2016).