Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВА ЛИЧНОСТИ СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА, ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО МИРА, АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Гармоническое развитие духовных и физических качеств личности не может происходить стихийно, самотёком. Оно обусловлено рядом объективных и субъективных факторов. Действенным фактором, благотворно воздействующим как на биологическую, так и на социальную природу личности, является гармоническое развитие духовных, нравственных, эстетических и других сторон личности средствами физической культуры и спорта.

Формирование физического совершенствования личности — одна из актуальных проблем воспитания всесторонне развитого  человека.  Практика показала, что  формирование осознанного  отношения к занятиям физической культурой и спортом развивают у человека двигательные способности, функциональные возможности, эффективную работоспособность в разных видах деятельности и сознания.

Духовная сторона физической культуры и спорта находится в тесном единстве с материальной стороной и предполагает всестороннее развитие личности с учетом её биологических и социальных аспектов. Таким образом, система обучения и воспитания спортивных педагогов требует необходимого изучения студентами физкультурных вузов проблем педагогики спорта и потребности в постоянном пополнении знаний и практического опыта, изменения социальных ориентиров и стереотипов, касающихся сущности физической культуры и спорта в личной жизни и деятельности человека.

Идея о физическом совершенстве личности с незапамятных времен волновала умы человечества и исходит от выдающихся мыслителей древности, гуманистов эпохи Возрождения, французских просветителей XVIII века. Педагоги в своих трудах стремились доказать необходимость гармонии между физическим и духовным развитием личности, соединения в человеке крепости тела и души, разума мудреца и силы атлета.

В качестве определяющих факторов развития личности выступают физическое совершенствование, духовно-нравственное и эстетическое воспитание как взаимодополняющие начала духовно-практического освоения мира человеком.

Теоретико-методологические аспекты рассмотрения проблемы физического совершенствования человека, на наш взгляд, органично связаны с развитием теории физической культуры и практики спорта. Формирование физической культуры личности как сложного процесса строится на внутреннем единстве трех основных компонентов — образовании, обучении и воспитании и предполагает как процесс накопления знаний, так и развитие умений осваивать и распределять приобретенные ценности,  формировать  потребности в гуманистическом отношении к природе, другим людям и самому себе, тем самым оказывая воздействие на весь образ жизни человека, на его биологическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы.

Раскрывая место физической культуры в общей культуре, необходимо акцентировать внимание на профессионально-педагогическую культуру личности. Высказывания ученых В. М. Выдрина, Н. И. Пономарева (1986) и других показали, что ещё недостаточно глубоко и полно выявлена сущность физической культуры как компонента культуры и недостаточно раскрываются связи теории физической культуры с практикой физкультурного движения. В работе Л. П. Матвеева «Введение в теорию физической культуры» дается определение «физической культуры» как одного из эффективных средств всестороннего, гармоничного развития личности, действенного социального фактора продвижения каждого человека на пути физического совершенства, возможности формирования его как целостной личности. Особенно это касается спортивного педагога.

По вопросу формирования личностной готовности будущих специалистов по физической культуре и спорту к профессиональной деятельности были проведены специальные исследования (опрос, беседа, наблюдение на теоретических и практических дисциплинах и др.). Они показали, что на занятиях по медико- биологическим дисциплинам не уделяется должного внимания отдельным слагаемым педагогического мастерства (педагогическое творчество, педагогический стиль), по циклу психолого-педагогических дисциплин теоретические положения недостаточно и неконкретно внедряются в практику работы по физической культуре и спорту с детьми и молодёжью (педагогическая техника, профессиональная компетентность, научная квалификации и др.).

На практических занятиях по спортивно-педагогическим дисциплинам значительное место в вузе отведено практике проведения отдельных частей урока физической культуры. Однако при этом недостаточно внимания уделено творческому подходу, на формирование у студентов потребности в новизне и собственных разработках при обучении и воспитании занимающихся как важного слагаемого педагогического мастерства, основанного на умении педагога каждый раз по-новому, эффективно применять в учебно-воспитательном процессе различные средства, формы и методы педагогического воздействия, на индивидуальный педагогический стиль работы, вступая в психолого-педагогическое взаимодействие с учащимися, ярко проявляя свойства аттракции, эмпатии и рефлексии. Это позволяет студентам наработать опыт практико-ориентированной деятельности, стать педагогом, умеющим воспитывать взаимодействием, содействием, сотрудничеством, сотворчеством. Одним из условий высокого качества подготовки будущего специалиста по физической культуре и спорту и его важнейших характеристик является высокая специальная практическая подготовленность студента, владение образцовым показом приема, действия и целостного движения, умение выбрать необходимые средства и методы обучения и воспитания.

Как показали экспериментальные данные по оценке уровня физической подготовленности студентов, они снижаются от младших курсов к старшим. Некоторые студенты повышают своё спортивное мастерство по виду спорта и показывают достаточно высокие результаты, но у значительной части обучающихся спортивная форма либо остается на прежнем уровне, либо студенты пассивны в плане дополнительных занятий, нарушая регулярность тренировок, тем самым можно считать, что у них отсутствует постоянное стремление к совершенствованию души и тела. В повседневной работе педагогу спорта предпочтительно ориентироваться на основные, элементарные душевные показатели — ощущения, чувства, стремления, каждые из которых имеют определенные цель и значение в общем строе жизни.

В настоящее время достаточно много исследований посвящено формированию личностно- ориентированной системы физкультурного образования, которая предусматривает освоение не только двигательных, но и интеллектуальных, мировоззренческих, информационных и других ценностей физической культуры и спорта. Значительное внимание при этом уделено формированию серьезного отношения педагога к знаниям технологии воспитания и обучения, побуждению к самовоспитанию профессиональных качеств и способностей, а также обогащению личного активного двигательного режима, постоянному стремлению - быть в спортивной форме! В этом заключается мастерство убеждающего воздействия педагогов и деятелей народного образования, средством воздействия на психику человека, действуя как на сознание, так и на чувства не только словом, но и собственным поведением. Исходя из собственного практического опыта спортивной жизни специалист физической культуры и спорта может значительно повысить умение управлять собой, а также эффективность педагогического взаимодействия.

Спортивная сфера составляет способ жизнедеятельности человека, во многом определяет его личность, влияя на развитие его субъективных качеств (Закревская Н. Г., Комлева Е. Ю., Утишева Е. В., 2015).

Формирование духовного мира, активной жизненной позиции, спортивной сферы жизнедеятельности во многом определяют личность специалиста в области физической культуры и спорта.

Таким образом, для того, чтобы вести целенаправленную работу по формированию личности спортивного педагога, профессионально-нравственного, высококультурного, ведущего спортивный стиль жизни, необходимо при обучении решать более широкие задачи и установки на развитие его педагогического мастерства на базе педагогической культуры.

 

Список литературы

1.     Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры и спорта / Б.А. Карпушин, Э.И. Белогородцева, О.И. Дранюк. Спб., 2006. -126 с.

2.     Карпушин Б.А. Педагогические основы воспитательной деятельности при занятиях физической культурой и спортом. Спб., 2003.

3.    Кенарева Л.Ф. Значение педагогики физической культуры и спорта в подготовке спортивных педагогов /Л.Ф. Кенарева // Непрерывное образование: опыт Петрозаводского государственного университета: Сб. науч. ст. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013.

4.     Кенарева Л.Ф. Формирование творческой личности спортивного педагога: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 050720.65 «Физическая культура» / Л. Ф. Кенарева. Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2014. 37 с.

5.       Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 2008. 514 с.