Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Современный этап развития российского общества характеризуется ярко выраженным поликультурным характером социальных процессов. Это обусловлено целым рядом факторов; мировые тенденции, политические, идеологические и социально-экономические перемены, происходящие в России. В сложившихся условиях одной из приоритетных задач системы высшего профессионального образования становится подготовка специалиста к эффективной деятельности и конструктивному профессиональному общению в поликультурной среде, что связано с осознанием важности толерантных установок личности. Особую значимость, на наш взгляд, приобретает формирование толерантности специалистов социальной сферы, поскольку: социальная сфера выполняет ведущую роль в области регулирования и стабилизации общественных процессов; специалисты социальной сферы призваны обеспечивать должный материальный, социальный, культурный, образовательный уровень жизни граждан, восстанавливать их способности к адаптации в динамично изменяющихся социально- экономических условиях; специфика деятельности в данной области, предъявляет повышенные требования не только к профессиональной компетентности, но и к наличию определенных личностных качеств и свойств, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности.

С  учетом  вышесказанного,  считаем  целесообразным  использование  термина  «профессиональная толерантность». Профессиональная толерантность специалистов социальной сферы - это интегральная характеристика личности, определяющая ее способность конструктивно действовать в сложных и нестандартных условиях не  выходя за рамки профессионально  приемлемого  поведения. Таким образом,  профессиональная толерантность означает устойчивость к воздействию профессионального стресса, сохранение социально- психологической адаптивности специалиста, способность разрешать конфликтные ситуации в профессиональной сфере через понимание и восприятие различных точек зрения, отказ от профессионального догматизма, способность к саморазвитию и участию в развитии профессиональной культуры. Данная интерпретация позволяет рассматривать профессиональную толерантность и как интегральное качество личности, и как мировоззренческую позицию, и как норму поведения, представляющую собой одну из составляющих профессиональной этики.

Следует отметить, что проблема профессиональной толерантности носит полисубъектный характер. Во- первых, феномен «профессиональная толерантность» может быть осмыслен только с позиций междисциплинарного подхода. Во-вторых, феномен профессиональной толерантности носит универсальный характер. Проблема изучения профессиональной толерантности значима для различных областей научных знаний. Изучение проблем профессиональной толерантности как фактора повышения эффективности функционирования социальной сферы представляет интерес для экономики и социологии труда. Знание особенностей формирования профессиональной толерантности, владения методиками ее диагностики способствует совершенствованию процесса управления, что является предметом исследования психологи и управления. Разработка методик диагностики профессиональной толерантности различных профессиональных групп относится к области психологии и социологии. Механизмы формирования профессиональной толерантности лежат в сфере профессиональной педагогики и психологии. В-третьих, профессиональная толерантность как качество специалиста является важнейшим условием успешной деятельности различных профессиональных групп социальной сферы. В-четвертых, профессиональная толерантность специалиста социальной сферы может проявляться как на индивидуальном уровне в виде профессионально значимого качества личности, так и на уровне определенной профессиональной группы - как основополагающий принцип профессиональной деятельности. В-пятых, профессиональная толерантность как социальное явление оказывает воздействие на различные стороны жизнедеятельности общества – политическую, экономическую, образовательную, культурную, научную и  др. В-шестых, степень выраженности профессиональной толерантности специалистов социальной сферы влияет на формирование толерантных установок всех клиентов этой сферы.

Анализ современных исследований [1,2] позволил выявить и систематизировать основные функции профессиональной толерантности специалиста социальной сферы, представленные на Рисунке 1.




Опираясь на качественный и количественный анализ представлений ведущих исследователей о компонентном составе профессиональной толерантности и специфику деятельности специалистов социальной сферы, мы выделили следующие компоненты профессиональной толерантности (Рисунок 2).




В качестве основных условий формирования профессиональной толерантности в процессе подготовки будущих специалистов социальной сферы мы выделяем следующие: проектирование педагогической деятельности осуществляется с учетом содержания, структуры и специфики профессиональной толерантности специалистов социальной сферы; задачи формирования профессиональной толерантности реализуются на базе принципов гуманизма, диалога культур, сотворчества субъектов взаимодействия; осмысление студентами ценности толерантности как качества личности происходит при адекватном содержании образовательного процесса, обусловленном целостностью знаний о толерантности и ее роли в осуществлении избранной профессиональной деятельности.

Одной из наиболее эффективных технологий формирования профессиональной толерантности, по нашему мнению, является социально-психологический тренинг. Преимущество социально-психологического тренинга как технологии формирования профессиональной толерантности заключается в том, что он позволяет за непродолжительное время решить задачу развития необходимых личностных новообразований, лежащих в основе профессиональной толерантности. В ходе социально-психологического тренинга происходит формирование целостных представлений о толерантности, формируются навыки конструктивного взаимодействия в профессиональной среде, развиваются сенситивные способности, умение гибко реагировать на трудную ситуацию и быстро адаптироваться в различных условиях. Также тренинг способствует изменению стереотипов, имеющихся у студентов и мешающих им в профессиональных взаимоотношениях.

В заключении отметим, что одним из направлений модернизации системы профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, должен стать ориентир на формирование профессиональной толерантности, которая обеспечит наибольшую эффективность их деятельности в условиях трансформации современного российского общества. При этом акцент должен быть сделан на личностно-формирующий аспект профессиональной подготовки и использование инновационных методов обучения.



Список литературы

1.     Макаров Ю. А. Педагогический профессионализм и профессиональная толерантность // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – Вып. 4. Санкт- Петербургский университет, 2010 (Санкт-Петербург). – С. 31–37.

2.     Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под научн. ред. М.В. Новикова, Н.В. Нижегородцевой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 357 с.