Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД, КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ФОРМ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Калуга
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

Под методом проектов подразумевается система обучения, при которой у студента формируются общекультурные и профессиональные компетенции, приобретаются знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения заданий. В процессе обучения иностранному языку на факультете иностранных языков нашего университета мы используем проектный метод, как одну из актуальных форм активизации учебной деятельности студентов. Метод проектов позволяет реализовать принцип активного вовлечения студентов в познавательную деятельность, применять приобретенные знания на практике и четко осознавать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть приобретены. [1] Активизация учебной деятельности студентов естественным образом влечет за собой использование различных интерактивных методик приобретения знаний по иностранному языку.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Преподавателю важно понимать значимость использования интерактивных методов обучения и владения технологией их включения в педагогический процесс для достижения основной цели процесса обучения иностранному языку в вузе - формированию коммуникативной компетенции студентов. В достижении максимальной активизации коммуникативной деятельности студентов на занятии важная роль отводится использованию в рамках проекта коллективных (групповых) форм работы, которые включают различные диалоги и полилоги (различные виды игры) и их  проигрывание в рамках определенной тематической ситуации. Коллективная работа на занятии в вузе, которая является одним из критериев успешного проекта, имеет ряд положительных характеристик:

1.                   Она позволяет вовлечь всех обучаемых в учебный процесс (увеличивается время пребывания каждого студента в иноязычной среде), обеспечивает их более активное речевое взаимодействие.

2.                   При работе в группах решается проблема преодоления психологического барьера: преодоление скованности, стеснительности, страха сделать много ошибок по сравнению с другими более успешными студентами.

3.                   Групповая работа способствует формированию ответственного отношения к результату выполняемой деятельности. Каждый студент становится ответственным за свою часть общего дела, которую за него никто не сделает, что также способствует сплочению коллектива. Работа в группе доказывает учащимся, что овладение иностранным языком предполагает не только активное общение с преподавателем, но и интенсивную самостоятельную работу по накоплению знаний, совершенствованию различных навыков и умений.

4.                   В условиях  ролевых игр возникает благоприятная для дальнейшего обучения, доверительная, эмоционально-положительная атмосфера, что приводит к повышению мотивации к изучению иностранного языка [3, 23].

Говоря о положительном в групповой форме работы, необходимо отметить и некоторые отрицательные моменты:

1.                   Организация ролевых игр, занятий-дискуссий, круглых столов требует от преподавателей и студентов затраты большего количества времени на поиск материала, подготовку и проведение той или иной групповой формы работы.

2.                   Некоторые студенты с трудом вовлекаются в проведение подобных занятий, им привычнее работать в режиме «преподаватель-студент».

3.                   Низкий уровень речевой деятельности студентов младших курсов, их   неготовность работать в активном режиме, низкий уровень языковой подготовки, особенно студентов французского отделения, так как весь первый курс приходится переучивать студентов новому иностранному языку (выпускники школ поступают на французское отделение с английским или немецким языком).

4.                   Нехватка методических пособий и разработок по интерактивным формам работы на занятиях по иностранному языку в вузе.

Успех работы в коллективе зависит не только от желания и умения работать согласовано, но и от профессиональных и личностных качеств преподавателя, выполняющего роль организатора и помощника в проведении тех или иных групповых форм работы со студентами. Преподаватель предлагает задания студентам, которые помогут им в выполнении групповых работ и в достижении цели. «Задания когнитивного характера обеспечивают  познавательную активность учащихся, они  задумываются о стратегиях «добывания» и применения знаний, появляется потребность успешно выполнять поставленные задачи». [2,16]

Ролевые игры это подражательное, выдуманное и разыгранное воспроизведение межличностных контактов, организованное вокруг проблемной ситуации с развернутым сценарием. В отличие от небольшой ролевой игры, проводимых на занятиях в виде диалогового общения, они обычно требуют большего количества участников, в них может быть вовлечена вся группа. Студенты выполняют своеобразный проект, собирая необходимый материал, выполняя различные задания, предложенные преподавателем. В данной работе мы приведем пример ролевой игры, которая проводится на первом курсе со студентами французского отделения. Это занятие-экскурсия по старому городу в рамках нашего проекта, которое носит название «Kaluga-un vrai musée d’antiquités à ciel ouvert». Студенты, предваряя занятие, начинают собирать материал по теме, разрабатывают маршрут по старому городу, готовят презентацию. Обучающиеся работают в группе, социальный микроклимат в коллективе очень благоприятный, участники игры воспринимают коллег по игре как партнеров, снижается конфликтность в группе, учащается проявление взаимопомощи и взаимовыручки. Студенты составляют программу экскурсии и распределяют роли: часть студентов играют членов французской делегации, которые живо интересуются историей Калуги и задают вопросы экскурсоводам, другая часть стараются удовлетворить любопытство иностранцев, отвечают на все вопросы. В случае затруднительных ситуаций, на помощь приходит преподаватель.

В предлагаемой «воображаемой ситуации» все происходящее носит выдуманный характер, студенты как бы проигрывают реальность. Но необходимо отметить, что придуманные проблемы и факты вполне могут иметь место в реальной жизни, поэтому и возникает чувство почти реальной ситуации, приближенной к действительности. Студенты переносятся в естественную, почти аутентичную среду. Имитируемая на занятии реальная жизненная ситуация увлекает студентов, становится для них своеобразным проектированием деятельности. Студенты легче приобретают новые знания, акт общения мотивируется интересом к содержанию игры, желанием хорошо сыграть свою роль. Здесь задействованы как познавательные мотивы, так и желание проявить себя наилучшим образом.

Использование данного метода вносит новую свежую струю в обучение французскому языку, способствует повышению мотивации студентов в его изучении, а также развитию свободного самовыражения и творчества, их билингвистическому и межкультурному развитию, формированию подлинной коммуникативной компетенции. Положительный результат достигается, т.к. в созданной обстановке, приближенной к ситуации общения снимается эмоциональная напряженность, нейтрализуются отрицательные субъективные факторы. Так, в группах, имеющих разную степень языковой подготовки, коллективное творческое дело повышает у студентов интерес к изучаемой теме.

На принципах коллективного совместного обучения можно построить в игровой форме тематические занятия по практике устной и письменной речи. В процессе выполнения работы осуществляются воспитательные  задачи: активизация  коллективного  поиска, выявление творческих языковых  способностей  студентов,  стимулирование  взаимодействия  и  общения,  что  способствует формированию коммуникативной компетенции уже на первых этапах обучения в вузе. «Игра выступает одной из форм организации аудиторных и неаудиторных занятий в рамках профессионального, иноязычного образования». [4, 57]

Посещая занятия французских методистов на семинарах, организуемых Посольством Франции в России и Ассоциацией преподавателей французского языка, нетрудно понять, что европейская методика обучения иностранным языкам ратует за создание игровых ситуаций на занятиях по иностранному языку. Даже для российских преподавателей, все занятия строятся в форме игры, которая нейтрализует напряженное эмоциональное состояние взрослых учащихся, раскрепощает, дает возможность высвободить творческий потенциал каждого участника, создает условия, приближенные к реальному общению.

Приведем несколько примеров учебных игр, которые можно использовать на начальном этапе обучения в вузе.

1.                   Во время работы над темой «Dans mon appartement» студентам раздаются карточки (их 4 варианта) с рисунком различного расположения мебели в квартире. Если в группе 12 человек, то каждого варианта должно быть по 3 карточки. Владея определенным запасом лексики по теме «Logement» учащиеся должны объяснить друг другу, как  расположена мебель на их  рисунке и  является ли его собеседник «обладателем подобной комнаты». Та группа студентов, которая объединилась первой и является победительницей, оценивается положительно за скорость и правильность объяснения и хорошую реакцию. Преподаватель в этой игре дает установки, объясняет правила игры, и в последующем процессе ему отводится роль стороннего наблюдателя, иногда корректирующего грубые нарушения игры.

2.                   Вторая предлагаемая игра – «Написание коллективного рассказа». Можно выбрать любую тему для написания коллективного рассказа или романа. Выбираем тему «Mon ami». Группа студентов делится на несколько подгрупп (студенты добровольно объединяются в подгруппы). Преподаватель дает инструкции по проведению игры. Одной группе студентов дается задание описать детство своего друга, употребив времена, обозначающие действие в прошлом (passé composé, imparfait, plus-que-parfait), другая группа получает задание написать коллективный рассказ о рабочем дне своего друга, употребив как можно больше прономинальных глаголов, третья группа описывает физический портрет друга, четвертая – характер, употребив лексику по теме «Apparence». Потом все эти коллективные труды объединяются в один рассказ. Один представитель от каждой группы зачитывает свою часть коллективного творчества. Чаще всего рассказы получаются забавными, так как не всегда смысл предыдущей части связан с последующей. Но это не основная цель коллективной работы. Главное – это добиваться как можно большей раскованности студентов, их желания работать, осознания своей причастности к жизни коллектива.

Практика показывает, что в дидактическом отношении группа, где совместно работают сильные, средние и слабые учащиеся, дает лучшие результаты. Такие занятия наиболее полезны слабым и среднеуспевающим студентам. Однако и сильные студенты получают немалый опыт. Это более эффективно: смешанный состав группы способствует более интенсивному обмену учебной деятельностью в группе, благодаря чему укрепляются и межличностные отношения, что ведет к формированию социальной и социолингвистической компетенций, которые являются составными коммуникативной компетенции.

Конечно, можно привести еще много примеров занятий с элементами игры в рамках заданного проекта, но нашей задачей было показать, что создание игровых ситуаций, приближенных к реальным условиям общения, в состоянии положить начало такому вербальному и невербальному поведению, которое в дальнейшем обеспечит успешное формирование коммуникативной компетенции студентов факультета иностранных языков.

 

Список литературы

 

1.        Воробьева Л.В. Проект как форма самостоятельной работы студента//Л.В. Воробьева- http:// festival. ru/ articles/313883/

2.        Краснова М.А. Формирование мотивационной готовности к освоению иностранного языка. ИЯШ-2013-№6

3.        Павлова Е.А. Особенности организации групповой  формы работы на  уроке иностранного языка. ИЯШ - 2013- №5.

4.        Сороковых Г.В., Голишев В.И. Деловая игра как средство развития исследовательских умений студентов бакалавриата в условиях педагогического вуза. ИЯШ - 2016 - №3