24 марта 2018г.
С конца 20 века в Российском государстве, как и во всем мире, идет информационная революция, которая кардинально меняет все сферы деятельности человека. Знания и информация становятся основными ресурсами обновленного социума, приходится решать проблемы становления и развития информационного общества, противоречивого влияния процессов информатизации на различные сферы жизни человека. Происходящие перемены влияют и на традиционную систему образования, формируя тем самым, новую образовательную стратегию. В связи с этим, по-прежнему актуальны проблемы управления образованием, но уже с учетом новых подходов к организации учебно-образовательного процесса и новых технологий обучения.
Разнообразие современной жизни ставит перед образованием задачи, не имеющие аналогов в прошлом, так что их решение требует модификации управления образовательным процессом.
Представленное автором исследование ведется в сфере дополнительного образования (точнее – в области медиаобразования), реализуемое с помощью создания школьных средств массовой информации (далее - школьные СМИ) в образовательном учреждении.
Современные подходы к дополнительному образованию детей и подростков рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей (общих и специальных), личностных качеств и т.д. Средства массовой информации учебного заведения можно рассматривать как детское творческое объединение, которое нуждается в системном и эффективном управлении. Планирование стратегического замысла в системе детских СМИ целесообразно вести одновременно с регламентацией бизнес-процессов исследуемого направления. Технологии бизнес-моделирования могут помочь решить вопросы управления и производства медиапродуктов.
В дополнительном образовании, в той или иной форме присутствуют процессы формирования, передачи, накопления знаний, а так же преобразование знаний в навыки и умения. И бизнес- процессы, как ни что иное, наилучшим образом подходят для отображения всех происходящих действий, как в целом, так и любой его составляющей – организационно-управляющей, учебной, кадровой и т.д.
Реализация основной цели школьных СМИ зависит от эффективности управления, что возможно только в процессе медиатизации образовательного учреждения, создания единого медиапространства, обеспечения школы технологиями дополнительного образования, оснащения средствами производства и представления контента.
Вопросы производства информационного новостийного продукта в современных масс-медиа с точки зрения операционного менеджмента рассматриваются А.В. Вырковским. Нас же интересуют бизнес-процессы разработки телевизионного медиапродукта, созданного в рамках дополнительного образования на базе школьного телевидения.
Задача представленного исследования – провести декомпозицию медиаобразовательной деятельности (как части дополнительного образования) до уровня бизнес-процессов «как есть», и сформулировать основные аспекты деятельности школьного ТВ, в которых формируются потребности создания новых бизнес-процессов, основанных на информационных технологиях.
Создание медиаобразовательных условий для осуществления взаимодействия и общения школьного сообщества посредством школьных СМИ осуществляется в достаточно структурированных условиях, а ассортимент производимого и транслируемого контента приводит к увеличению информационных потоков, что усложняет управление качеством производства медиапродуктов и их использования в образовательном и воспитательном процессе.
Для организации системы управления качеством производства медипродуктов предлагается использование методологии функционального моделирования IDEF0. Алгоритм выделения бизнес- процессов, анализ состава и взаимосвязи работ, осуществляемых на телевидении школы, проведение декомпозиции управленческой деятельности до уровня бизнес-процессов, построение модели «как есть», позволяет сформулировать основные аспекты управления, в которых формулируются потребности создания новых бизнес-процессов, основанных на возможностях медиатехнологий.
Автором были исследованы бизнес-процессы деятельности школьного телевидения в рамках общешкольного проекта «Лицейский ТелеКанал» лицея № 6 г. Красноярска. Разработанные диаграммы наглядно демонстрируют бизнес-процессы работ, осуществляемых участниками медиадеятельности.
Основной стратегической целью школьного ТВ является расширение возможностей для взаимодействия школьной общественности. Вторичными стратегическими целями являются: расширение возможностей для информирования; расширение возможностей получения знаний и профессиональных навыков.
В соответствии с построенной автором общей контекстной моделью, в нотации IDEF0 (рисунок 1), выявлена система основных потоков информации и характер деятельности школьного ТВ. На контекстной диаграмме в качестве входной информации выступают: заказ на изготовление медиапродукта, заказ на трансляцию, заказ на проведение проекта, предоставленный контент для трансляции. Это основные задачи деятельности лицейского телеканала, они позволяют руководителю анализировать состояние процессов для каждого исполнителя и определять уровень готовности подразделения к выполнению поставленных перед ним целей и задач.
Осуществление взаимодействия основывается на положениях, планах и правилах, а также на уровне «Лицейский ТелеКанал» - администрация и преподаватели, и «Лицейский ТелеКанал» - ученики школы.
Анализ информационных потоков позволяют руководителю ТВ и школьной администрации
· оценивать уровень профессиональных достижений учащихся, участвующих в работе школьных СМИ,
· анализировать укомплектованность лицея необходимыми медийным контентом, оборудованием, программным обеспечением для осуществления ТВ-деятельности,
· проводить мониторинг функционирования ТВ образовательного учреждения,
· принимать более эффективные решения в отношении производства медиапродуктов, проведения трансляций для различной аудитории, организации проектной деятельности, формирования архива медиа и правильным распределением заданий и ролей среди участников телевидения по всем направлениям.
Результатом становятся исходящие медиапродукты, как итог деятельности телевидения, а так же транслируемый контент и сформированный архив медиапродуктов и проводимых медиапроектов. Кроме того, руководство телевидения формирует отчеты о результатах работы, которые поступают администрации школы, как основание для дальнейшего развития и совершенствования школьного ТВ. Проведя декомпозицию, и рассмотрев более детально систему управления деятельности лицейского ТВ, автором было определено, что основной функционал в подразделении складывается из четырех основных работ – производство медиапродукции, трансляция контента, архивирование контента и организация школьных проектов. Все функции тесно взаимосвязаны между собой и образуют единство, приводящее к получению ожидаемых результатов деятельности.
Выявленные бизнес-процессы деятельности школьного ТВ позволяют понимать взаимодействие между различными направлениями: что, кому и для каких целей школьники и учителя-кураторы проектов создают и показывают. Как следствие, процессный подход значительно упрощает адаптацию новых участников лицейского телевидения.
Список литературы
1 Касьянова Е.В., Доррер М.Г. Миссия школьного телевидения и карта стратегических целей. Информатизация и связь. 2012. № 5. С. 70-72.
2. Касьянова, Е.В., Доррер М.Г. Оптимальное управление разработкой медиапродукта с использованием корреляционного анализа. Сборник трудов XV международной ЭМ`2011 конференции. Под ред. Олега Воробьева. – Красноярск: СФУ, НИИППБ, КГТЭИ. 2011. 189 с.
3. Касьянова, Е.В., Доррер М.Г. Счетная карта и технологии бизнес-моделирования в деятельности телевидения образовательного учреждения. Хвойные бореальные зоны. 2012. Том 30. № 5-6. С.18-24.