Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПЕРСОНАЛУ

Авторы:
Город:
Чебоксары
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

В современных условиях информатизации всех сфер экономики процесс подготовки успешного и конкурентоспособного менеджера по персоналу (директор по персоналу – менеджер по персоналу высшего звена, менеджер по развитию и обучению персонала – менеджер по персоналу среднего звена, специалист по кадровому делопроизводству), невозможно представить без широкого использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) еще на вузовском этапе обучения. Соответственно, эффективное формирование компетентности в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности) у будущих менеджеров по персоналу должно происходить в процессе реализации комплекса соответствующих педагогических условий.

Первое педагогическое условие – реализация модульной структуры содержания подготовки будущих менеджеров по персоналу, отражающая уровень принятия управленческого решения и основные должностные обязанности, выполнение которых может быть автоматизировано с использованием ИКТ.

При создании модульной структуры содержания подготовки (С. Я. Батышев, А. А. Харабарин) будущих менеджеров по персоналу необходимо учитывать: направления использования ИКТ в профессиональной деятельности; сущность и содержание ИКТ-компетентности; критерии, их показатели и уровни сформированности ИКТ-компетентности, требования работодателей при приеме на работу.

Таким образом, каждый модуль дисциплины «Информационные технологии в управлении персоналом» включает в себя совокупность теоретических знаний в области ИКТ, отражает функциональные обязанности менеджера по персоналу (в зависимости от уровня принятия кадрового решения и степени доступа к профессионально-значимой информации), способствует формированию практических умений и навыков применения ИКТ в профессиональной деятельности. Кроме того, модули содержат методические указания к выполнению предусмотренных дисциплиной лабораторных работ, а также комплекты практикоориентированных заданий. Для непрерывного формирования ИКТ-компетентности на протяжении всего обучения в вузе в дополнение   к   вышеуказанной   дисциплине   разработан   дистанционный   курс   содержащий,   помимо вышеперечисленного, гиперссылки на электронные ресурсы по использованию ИКТ в профессиональной деятельности менеджера.

Второе педагогическое условие – создание информационно-коммуникационной среды, в состав которой включены система дистанционного обучения, программное обеспечение, необходимое для автоматизации профессиональной деятельности менеджера по персоналу.

Создание информационно-коммуникационной среды (Т.А. Лавина, И.В. Роберт), необходимой для изучения дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в управлении персоналом» предполагает широкое использование специализированного программного обеспечения, доступ к которому необходимо обеспечить в рамках среды.

Таким образом, в процессе изучения дисциплины «Информационные и коммуникационные технологии в управлении персоналом» студенты могут осуществлять взаимодействие: между собой, в том числе при организации групповой работы; с преподавателем; со средствами ИКТ, в том числе со всеми сетевыми ресурсами вуза на основе идентификации пользователей. При осуществлении входа пользователя в систему доступ к той или иной информации зависит от введенного логина и пароля; между студентом и информационным ресурсом.

Преподаватель в процессе изучения студентами дисциплины может осуществлять взаимодействие как с одним студентом, так и с группой студентов, а также со  средствами ИКТ и иметь доступ к  локальным и распределенным ресурсам.

И.Г. Захарова,  Т.А. Лавина, И.В. Роберт и др. определяют  педагогико-технологические требования  к информационно-коммуникационной среде вуза: открытость; интегративность и структурированная избыточность; интерактивность информационного взаимодействия;  единство  способов осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия. Данные требования были реализованы в информационно-коммуникационной среде ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», где используется стандартное (компоненты интегрированных офисных пакетов, программы-планировщики, службы мгновенных сообщений) и специализированное программное обеспечение (справочно-правовая система «КонсультантПлюс», «КАМИН: Расчет заработной платы», «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8», система поддержки принятия решений «Project Expert» и т. д.), а также технологии дистанционного обучения (система дистанционного обучения «Moodle»), позволяющие будущим менеджерам по персоналу самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, закреплять и углублять полученные знания, умения и навыки в использовании ИКТ (в том числе, ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках) и т. д.

Третье педагогическое условие – подготовка преподавателей специальных дисциплин к использованию возможностей дистанционных технологий в процессе обучения менеджеров по персоналу (на примере системы дистанционного обучения «Moodle»).

Реализация данного условия предполагает соответствующую подготовку современных преподавателей вуза (независимо от профессиональной направленности) к эффективному использованию ИКТ для организации дистанционного обучения в процессе обучения будущих менеджеров по персоналу.

В условиях информатизации образования перед преподавателями вузов встают принципиально новые требования, которым необходимо соответствовать для обеспечения эффективной жизнедеятельности и удовлетворения своих профессиональных потребностей. Дистанционные технологии обучения, базирующиеся на достижениях ИКТ, приобретают все большую популярность, так как отвечают современным требованиям, таким, как технологичность, доступность, открытость, гибкость и индивидуализация (В.П. Бакалов, И.М. Ибрагимов).

Введение элементов дистанционного обучения (Л.Л. Босова, Я.А. Ваграменко, Т.А. Лавина, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др.) в учебный процесс позволяет будущим менеджерам по персоналу непрерывно на протяжении всего этапа обучения в вузе совершенствовать свою ИКТ-компетентность.

В ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я Яковлева» для реализации подготовки преподавателей специальных дисциплин к использованию возможностей дистанционных технологий в процессе обучения менеджеров по персоналу в рамках повышения квалификации разработан и внедрен курс «Организация дистанционного обучения в вузе» на базе системы дистанционного обучения «Moodle», ориентированный на приобретение знаний, умений и навыков организации дистанционного обучения; закрепление и углубление знаний, умений и навыков использования ИКТ в образовательном процессе.

При отборе содержания курса за основу взят андрогогический подход (Е.Л. Гаврилова, А.В. Глазырина, С.И. Змеев, М.И. Коваленко, Л.В. Линевич).

Подготовка преподавателей к организации дистанционного обучения проходила в несколько этапов: ознакомление с основами теории использования технологий дистанционного обучения для организации обучения студентов; обучение основным навыкам работы с системой дистанционного обучения Moodle»; самостоятельная разработка интерактивного курса по специальной дисциплине.

Кроме  того,  курс  содержит  электронные  ресурсы,  ссылки  на  специализированное  программное обеспечение, позволяющее автоматизировать работу менеджера по персоналу, методические указания к выполнению лабораторных работ, иллюстрирующие элементы профессиональной деятельности менеджеров.

Следовательно, реализация третьего педагогического условия позволит преподавателям специальных дисциплин соответствовать требованиям времени, сформировать у них информационную мобильность, инновационность.

Таким образом, можно сделать вывод, что при одновременном соблюдении всех трех педагогических условий можно будет говорить о качественной подготовке успешного и конкурентоспособного менеджера по персоналу способного адаптироваться к динамично меняющейся действительности.

 

Список литературы

1.     Змеев,  С.  И. Технология обучения взрослых: учеб.  пособие  для студентов вузов /  С.И.  Змеев. – М.: Академия, 2002. – 128 с.

2.     Ибрагимов, И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения / И. М. Ибрагимов. – М.: Академия, 2007. – 336 с.

3.     Лавина, Т. А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации / Т. Лавина, И. Роберт. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 69 с.

4.     Роберт, И. В. Информационное взаимодействие в информационно-коммуникационной предметной среде / И.В. Роберт // Ученые записки ИИО РАО. – 2001. – Вып. 5. – С. 3–30.

5.     Яруськина, Е.Т. ИКТ-компетентность будущих менеджеров по персоналу / Е.Т. Яруськина // Открытое и дистанционное образование. – 2013. – № 3 (51). – С. 35–39.