08 февраля 2016г.
В теории педагогической деятельности (Л.Н. Давыдова, Н.Ф. Кузьмина, В.А. Сластенина и др.) диагностика как особый вид педагогической деятельности является одновременно начальным этапом прогнозирования профессиональной деятельности и завершающим этапом решения педагогической задачи. Педагогическая диагностика, как самостоятельный элемент присутствует на уровнях целеполагания, оценки, выбора технологий, конструирования содержания и т.д. [2].
Целью диагностики формирования гражданской компетентности учащейся молодежи учреждения СПО является получение информации об уровне сформированности гражданской компетентности. Достижение поставленной цели требует соотнесения критериев по уровням гражданской компетентности, а также определения методики диагностики.
Основываясь на теоретических результатах исследования [13] трансформировав и систематизировав имеющиеся взгляды, применительно к обоснованному содержанию и структуре гражданской компетентности, мы представляем гражданскую компетентность учащейся молодежи учреждения СПО как формируемое интегративное качество личности, проявляющееся в совокупности компонентов, критериев и показателей (Табл.1). Необходимость выявления уровней гражданской компетентности на основе выделенных критериев и показателей, актуализировала проблему изучения методик исследования эмоциональной, волевой, ценностной, мотивационной, деятельностной сфер личности обучающихся [1, 3-10, 12] и разработки методики, диагностики уровня гражданской компетентности учащейся молодежи в возрасте 15 – 19 лет.
Таблица 1
Компоненты и критерии гражданской компетентности
Компоненты
гражданской компетентности
|
Содержание
компонентов и критериев гражданской компетентности
|
Показатели
|
Личностный
|
Система гражданских ценностей
|
Стремление осознать свое место в
обществе (государстве)
|
Гражданское самоопределение
|
Готовность эмоционально разделять цели
и ценности общества (государства)
|
Способность действовать из побуждения
совести и чувства долга
|
Когнитивный
|
Система гражданских знаний
|
Стремление понимать и узнавать новые
гражданские знания
|
Гражданские знания
|
Готовность воспроизводить гражданские
знания
|
Способность применять гражданские
знания
|
Деятельностный
|
Социально- значимая гражданская деятельность
|
Стремление воплотить свои гражданские
качества в деятельности
|
Гражданская самореализация
|
Готовность исполнять нормы морали и
требования общества (государства)
|
Способность становления в качестве
субъекта политико-правовых отношений
|
Считаем, что за основу методики диагностики уровня гражданской компетентности учащейся молодежи учреждения СПО следует принять личностные опросники – самую распространѐнную категорию психологических тестов, которые состоят из списка вопросов или суждений и направлены на изучение различных сфер личности. Анализ интерпретаций результатов в отношении эмоциональной, волевой, ценностной, мотивационной сфер личности, самооценки и саморазвития по нашему мнению позволит определить совокупность общих характеристик, которые составят основу описания компонентов гражданской компетентности по уровням. Разработку методики диагностирования считаем необходимым вести по пяти компонентам: эмоционально-волевому, ценностно-смысловому, мотивационному, когнитивному и деятельностному. Ожидаемым результатом диагностики является уровневая оценка гражданской компетентности: высокий, средний и низкий.
Разработанная на таких основах методика диагностики сформированности гражданской компетентности предполагает психодиагностический характер. Одной из важнейших характеристик психодиагностических методик является валидность. Валидность указывает, что именно методика измеряет и насколько хорошо это делает; чем она валиднее, тем лучше отображается в ней измеряемое качество (свойство). Количественно валидность может выражаться через результаты, полученные с помощью корреляции с показателями, полученными при помощи других методик. [11, 14]
Уровни гражданской компетентности в разрабатываемой методике будут определяться субъективными критериями. Для обоснования валидности методики и подтверждения объективности результатов диагностики считаем необходимым данные по личностному и деятельностному компонентам (личностная гражданская компетенция) сравнивать с результатами оценки уровня тревожности, оценки волевых качеств, ценностных ориентиров и социальных установок; данные по когнитивному компоненту (когнитивная гражданская компетенция) сравнивать с результатами успеваемости по учебным дисциплинам.
Степень подтверждения результатов диагностики уровня гражданской компетентности, в сравнении результатами исследований общего характера эмоциональной, волевой, ценностной, мотивационной сфер личности с помощью применения других методик позволит подтвердить валидность разработанной методики.
Список литературы
1. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т. 1. М.: Мир, 1992.
2. Давыдова, Л.Н. Педагогическое диагностирование как компонент управления качеством образования.Текст: моногр. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2005. 211с.
3. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1974. С.145-169.
4. Ильин Е.П. Психология воли - СПб: Издательство «Питер», 2000.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: МГУ, 1975.
6. Мишина Ю.Д. Ответственность взрослых за ответственность детей: Учебное пособие. Новосибирск: Изд- во НИПКиПРО,2000. 204с.
7. Немов С.Р. Общие основы психологии. В 3-х томах. М., 1995, Т.1.
8. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
9. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.
11. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
12. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. М.: Педагогика, 1986. С. 33-34
13. Шепелева Т.Е. Теоретико-методологические основы формирования гражданской компетентности учащейся молодежи учреждения среднего профессионального образования (СПО) // Современная система образования: теория и практика: монография / Под ред. И. В. Ткаченко Ставрополь: Логос, 2014. 238 с. С.93-116
14. Юревич, А. В. Проблема объяснения в психологии / А.В. Юревич // Методология и история психологии 2008. Том 3. Вып . 1. С. 74-87.