Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О СРЕДСТВАХ ДИАГНОСТИКИ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ УЧРЕЖДЕНИЯ СПО

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

В теории педагогической деятельности (Л.Н. Давыдова, Н.Ф. Кузьмина, В.А. Сластенина и др.) диагностика как особый вид педагогической деятельности является одновременно начальным этапом прогнозирования профессиональной деятельности и завершающим этапом решения педагогической задачи. Педагогическая диагностика, как самостоятельный элемент присутствует на уровнях целеполагания, оценки, выбора технологий, конструирования содержания и т.д. [2].

Целью диагностики формирования гражданской компетентности учащейся молодежи учреждения СПО является получение информации об уровне сформированности гражданской компетентности. Достижение поставленной цели требует соотнесения критериев по уровням гражданской компетентности, а также определения методики диагностики.

Основываясь на теоретических результатах исследования [13] трансформировав и систематизировав имеющиеся взгляды, применительно к обоснованному содержанию и структуре гражданской компетентности, мы представляем гражданскую компетентность учащейся молодежи учреждения СПО как формируемое интегративное качество личности, проявляющееся в совокупности компонентов, критериев и показателей (Табл.1). Необходимость выявления уровней гражданской компетентности на основе выделенных критериев и показателей, актуализировала проблему изучения методик исследования эмоциональной, волевой, ценностной, мотивационной, деятельностной сфер личности обучающихся [1, 3-10, 12] и разработки методики, диагностики уровня гражданской компетентности учащейся молодежи в возрасте 15 – 19 лет. 




   Таблица 1

Компоненты и критерии гражданской компетентности


Компоненты

гражданской компетентности

 

Содержание

компонентов и критериев гражданской компетентности

 

Показатели

 

 

 

Личностный

 

 

Система гражданских ценностей

Стремление осознать свое место в

обществе (государстве)

 

 

 

Гражданское самоопределение

Готовность эмоционально разделять цели

и ценности общества (государства)

Способность действовать из побуждения

совести и чувства долга

 

 

 

Когнитивный

 

 

 

Система гражданских знаний

Стремление понимать и узнавать новые

гражданские знания

 

 

 

Гражданские знания

Готовность воспроизводить гражданские

знания

Способность применять гражданские

знания

 

 

 

Деятельностный

 

Социально- значимая гражданская деятельность

Стремление воплотить свои гражданские

качества в деятельности

 

 

 

Гражданская самореализация

Готовность исполнять нормы морали и

требования общества (государства)

Способность становления в качестве

субъекта политико-правовых отношений

 

Считаем, что за основу методики диагностики уровня гражданской компетентности учащейся молодежи учреждения СПО следует принять личностные опросники – самую распространѐнную категорию психологических тестов, которые состоят из списка вопросов или суждений и направлены на изучение различных сфер личности. Анализ интерпретаций результатов в отношении эмоциональной, волевой, ценностной, мотивационной сфер личности, самооценки и саморазвития по нашему мнению позволит определить совокупность общих характеристик, которые составят основу описания компонентов гражданской компетентности по уровням. Разработку методики диагностирования считаем необходимым вести по пяти компонентам: эмоционально-волевому, ценностно-смысловому, мотивационному,  когнитивному и деятельностному. Ожидаемым результатом диагностики является уровневая оценка гражданской компетентности: высокий, средний и низкий.

Разработанная на таких основах методика диагностики сформированности гражданской компетентности предполагает психодиагностический характер. Одной из важнейших характеристик психодиагностических методик является валидность. Валидность указывает, что именно методика измеряет и насколько хорошо это делает; чем она валиднее, тем лучше отображается в ней измеряемое качество (свойство). Количественно валидность может выражаться через результаты, полученные с помощью корреляции  с показателями, полученными при помощи других методик. [11, 14]

Уровни гражданской компетентности в разрабатываемой методике будут определяться субъективными критериями. Для обоснования валидности методики и подтверждения объективности результатов диагностики считаем необходимым данные по личностному и деятельностному компонентам (личностная гражданская компетенция) сравнивать с результатами оценки уровня тревожности, оценки волевых качеств, ценностных ориентиров и социальных установок; данные по когнитивному компоненту (когнитивная гражданская компетенция) сравнивать с результатами успеваемости по учебным дисциплинам.

Степень подтверждения результатов диагностики уровня гражданской компетентности, в сравнении результатами исследований общего характера эмоциональной, волевой, ценностной, мотивационной сфер личности с помощью применения других методик позволит подтвердить валидность разработанной методики.

 

Список литературы

1.      Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т. 1. М.: Мир, 1992.

2.      Давыдова, Л.Н.  Педагогическое диагностирование  как компонент управления  качеством  образования.Текст: моногр. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2005. 211с.

3.      Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1974. С.145-169.

4.      Ильин Е.П. Психология воли - СПб: Издательство «Питер», 2000.

5.      Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: МГУ, 1975.

6.      Мишина Ю.Д. Ответственность взрослых за ответственность детей: Учебное пособие. Новосибирск: Изд- во НИПКиПРО,2000. 204с.

7.      Немов С.Р. Общие основы психологии. В 3-х томах. М., 1995, Т.1.

8.      Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания.       Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

9.      Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.

10.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.

11.   Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

12.   Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. М.: Педагогика, 1986. С. 33-34

13.   Шепелева Т.Е. Теоретико-методологические основы формирования гражданской компетентности учащейся молодежи учреждения среднего профессионального образования (СПО) // Современная система образования: теория и практика: монография / Под ред. И. В. Ткаченко Ставрополь: Логос, 2014. 238 с. С.93-116

14. Юревич, А. В. Проблема объяснения в психологии / А.В. Юревич // Методология и история психологии 2008. Том 3. Вып . 1. С. 74-87.