23 апреля 2016г.
В последние годы сформулирована новая образовательная парадигма, в рамках которой качество современного образования будет определяться тем, насколько у выпускников высших профессиональных учебных заведений развиты компетенции – способности выявлять связи между знаниями и ситуациями и применять знания адекватно решаемым проблемам.
Среди разнообразных потребностей рыночной экономики интересуют, прежде всего, потребность в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии и самореализации личности, а также потребности отдельных предприятий, организаций и общества в целом в высококвалифицированной рабочей силе, в накоплении и использовании научно-технического и культурного потенциала.
Вузы как раз и предназначены для удовлетворения этих потребностей. Уровень удовлетворения потребностей отдельными вузами зависит от истории и времени их создания, от качества материально- технической, научной, информационно-методической базы и преподавательского потенциала. Одним из важных критериев деятельности вузов является качество выпускаемого продукта – выпускника, будущего специалиста. [3].
На сегодняшний день нет однозначного ответа на вопросы о закономерностях и механизмах формирования и развития компетентности, нет единства взглядов на структуру компетентности, имеют место значительные затруднения в объяснении механизмов формирования компетентности. [2].
Профессиональная компетентность – это и общая культура, общественно-политическая, правовая, экономическая осведомленность, система знаний, умений и навыков. [3].
Условием формирования профессиональных компетенций - эффективная технология обучения, использующиеся в профессиональном образовании.
Одной их них является модульное обучение, которое предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы студентов с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, текущий, промежуточный и итоговый уровень студентов. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения.
Модульное обучение, основанное на компетенциях, способствует решению этих задач, так как интегрированное сочетание знаний, умений и компетенций должны позволить человеку выполнять профессиональную деятельность в современной трудовой среде и адаптироваться в изменившейся ситуации.
В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС ВПО в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере. В рамках модулей осуществляется комплексное, синхронизированное изучение теоретических и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько сокращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их содержания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необходимых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся.
Модульное обучение – это четко выстроенная технология обучения, базирующаяся на научно- обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно при других методах обучения. Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества усвоения. Студенты при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля здесь используется тест. [1]. После изучения каждого модуля студенты аграрного вуза получают рекомендации преподавателя по их дальнейшей работе. По количеству баллов, набранных учащимися из возможных, студент сам может судить о степени своей «сформированности».
Одной из задач модульного обучения является применение активных методов: обучение в сотрудничестве, то есть обучение в малых группах, главная идея которого учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе; метод проектов, основанный на развитии познавательных навыков студентов, умении самостоятельно контролировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление; метод «портфолио студента», который является инструментом самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексией его собственной деятельности.
Поводя итог выше изложенного можно сделать вывод, о преимуществе модульной системы обучения по сравнению с традиционным учебным процессом, как для студентов, так и для преподавателей, которые заключаются в следующем:
· Высокая компетентность специалиста, в том числе, практические навыки и теоретическая подготовка.
· Конкретность целей обучения и оценки результатов обучения.
· Уровень самостоятельности в процессе обучения.
· Индивидуализация обучения.
· Организация обучения по принципу «открытого».
· Возможность дистанционного обучения.
· Сокращение сроков обучения.
· Повышение мотивации обучения.
· Возможность мобильно создавать программы обучения по заказам предприятий и организаций, новые профессии и специальности.
· Сокращение сроков адаптации на рабочем месте до минимума.
· Экономическая рентабельность.
Данная система обучения гарантирует каждому студенту аграрного вуза освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения и формированию профессиональных компетенций.
Список литературы
1. Бахарев Николай Петрович. Теория и практика реализации системы многоуровневого профессионально- технического образования : Дис. . д-ра пед. наук : 13.00.08 : Тольятти, 2001 422 c. РГБ ОД, 71:03-13/30-2
2. Китайгородская Г.А. Активизация учебной деятельности студентов как проблема и задачи вузовской педагогики // Основы педагогики и психологии высшей школы. М., 1986. – С. 197-208.
3. Татур Ю.Г. Комптентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: МАТЕРИАЛЫ ко вто рому заседанию методологического семинара. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004г - с 18.