Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Астана
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Реализация программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана инициированой Главой государства Н.А. Назарбаевым, в республике начат процесс модернизации системы технического и профессионального образования с тем, чтобы она давала стране самых эффективных и конкурентоспособных специалистов. Модернизация, определяет необходимость измерения ряда традиционных подходов к системе подготовке специалистов. [1]

В мировой практике подготовка профессионально-технических кадров ведется по дуальной системе обучения, которая предусматривает параллельное обучение в образовательном учреждении и на производстве. В основу дуального обучения заложен принцип взаимодействия теории с практикой, обеспечивающая, соответствие квалификации специалиста к требованиям работодателя, что повысит качество подготовки кадрового состава работников агропромышленного производства. [2, 3]

Данная система, позволит проводить профессиональное обучение по аграрным специальностям большей частью не в учебном заведении, а на поле у штурвалов комбайнов, тракторов или на животноводческих фермах. Учащиеся около 60% учебного времени обучается практически и непосредственно на производстве, а оставшиеся 40% - теоретического знания в колледже.

Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию на производстве, обучение максимально приближено к конкретным запросам производства, и работодатели будут получать подготовленного и адаптированного специалиста аграрника.

Для решения проблем организации обучения в данном направлении необходимо создать специализированный центр подготовки и переподготовки специалистов, совместно с отделом образования, центром занятости населения, и Палатой предпринимателей РК.

Деятельность центра должна быть направлена на содействие развитию непрерывной системы профессионального образования, путем системного анализа и сегментирование рынка труда, квалификаций, разработки регламентов взаимодействия департамента образования и науки, организаций, предприятий, ассоциаций работодателей по вопросам подготовки квалифицированных кадров за счет средств бюджета.

Определять приоритетные направления профессиональной подготовки кадров для действующих производств региона, удовлетворения потребностей предприятий и организаций региона в квалифицированных рабочих кадрах.

Совместно с представителями работодателей, центр будет составлять, корректировать, а при необходимости разработать новые учебные планы и программы по профессиям в соответствии с требованиями работодателей, пересмотреть содержание теоретического и практического циклов, образовательных программ.

Таким образом, деятельность центра позволит вести адресную подготовку, переподготовку профессиональных кадров для приоритетных высокотехнологичных отраслей экономики региона, реализует программу краткосрочной подготовки специалистов, опережающую подготовку и переподготовку кадров под вновь образуемые и модернизированные предприятия совместно с ведущими предприятиями.

Согласно рекомендации центра подготовки и переподготовки специалистов в рамках реализации дуального обучения, учебные заведения совместно с работодателями должны обеспечить образовательный процесс следующим путем:

-   составить программу дуального обучения включающие в себе типовые планы, рабочие учебные планы по специальностям, годовой календарный график, план мероприятий по обеспечению образовательного процесса;

-   согласовать и организовать стажировку преподавателей и мастеров производственного обучения на базах предприятий – партнеров, путем заключения договоров между учреждением образования и предприятиями.

-     составить программу ввода      профильных и общепрофессиональных дисциплины по  усмотрению работодателей в рамках профессиональных модулей.

-    целях повышения уровня профессиональной подготовки специалистов и целенаправленного освоения новейшей материально-технической базы работодателей, необходимо разработать рычаги привлечения к образовательному процессу специалистов и руководителей организаций путем распределения соотношения доли педагогов учреждением образования и педагогов специалистов от предприятия.

Практические занятия в учреждением образования агропромышленного направления должны охватывать всю сельскохозяйственную технологию по периодам года в сфере животноводства и растениеводства. На период прохождения учебной и производственной практики необходимо заключать двух сторонние договора с предприятием, организацией или работодателем.

Согласно договора по программе обучения, предприятие составляет план-график прохождения практик, издает приказ о закреплении руководителя практики из числа квалифицированных специалистов.

Обучающиеся находясь на практике, заполняют дневники установленного образца, в которых заносят ежедневно, виды профессиональной деятельности освоенные на практике, составляют отчеты, пишут дипломные работы (проекты). По окончании практики, руководители практик, совместно с мастером или бригадиром, выставляют итоговую оценку, дают характеристику и рекомендацию для трудоустройства.

В периоды прохождения производственных и технологических практик, труд практиканта должен оплачиваться, а для повышения квалификационного разряда время практической подготовки зачитываться как общий стаж работы.

Таким образом, переход дуальной системе обучения дает возможность координировать процесс обучения, путем введения профессиональных модулей рекомендуемых работодателями.

Дуальная система определяет профессиональные возможности каждого выпускника – специалиста как компетенции, личностных качеств, умение работать в коллективе, навыки выбора технологического решения, ответственность за порученный участок деятельности, обеспечивается востребованность выпускников как специалистов имеющих разряды или категории и их трудоустройство.

Введение дуальной системы обучения решается главная задача – выпускается специалист, знающий что он умеет и что может предложить работодателю. Для учебного заведения – трудоустройство выпускника

 

Список литературы

1.     Абжаппаров А. О реализации дуального обучения в системе технического и профессионального образования РК. //Сборник материалов по проекту «Внедрение дуальной системы обучения» (ч.1).Астана, 2013.-C. 8-12.

2.     Разбойникова А.Ю. Инноватика в профессиональном образовании России: от идей до прктики. // Материалы 1 Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары,2014-С.133-136.

3.     Федотова Г.М. Развитие дуальной формы профессионального образования (Опыт ФРГ и России).//Автореферат диссертации.М.2002.