Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ДОСУГА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Различные виды культурно-досуговой деятельности выполняют информационную, творческую, развивающую и другие функции, являясь действенным средством в развитии и становлении подрастающей личности.

В настоящее время в обществе усилилось внимание к развитию творческого потенциала детей средствами досуга, поскольку проблемы продуктивного и интересно организованного свободного времени детей и молодежи становится всё острее. Совершенствование культурно-досуговой работы с детьми в огромной степени зависит от взаимодействия и координации всех воспитательных сил, участвующих в формировании личности ребёнка.

Воспитание неразрывно связывает экономические и духовные сферы жизни. Поэтому культура досуга глубоко проникает в материальную, и в духовную жизнь общества. Социокультурная просвещенность и культура народа оказывает решающую роль на воспитание новых поколений, культуру каждой личности и отражает состояние уровня культуры общества в целом. Для передачи культуры от поколения к поколению необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном изучении всех процессов развития личности.

Цель современного образования как части культуры – создавать условия сотрудничества семьи и школы, учреждений культуры, различных образовательных и общественных организаций, обеспечивать условия в обществе, которые характеризуются толерантностью взглядов, суждений, предпочтений, отношения к традициям и современным взглядам.

Культурно-досуговая деятельность современных школьников — важный фактор их образования и развития. Именно она в настоящее время обеспечивает индивидуальную траекторию развития личности в образовании. Педагогическую значимость и характер воспитательной действенности культурно-досуговой деятельности важно понимать в общем культурно-историческом контексте. Понятие «культура» чрезвычайно многогранно и содержательно. Специалисты-культурологи насчитывают свыше пятисот источников, где так или иначе даётся определение «культуры».

Очень часто термин «культура» обозначает и бытовые действия или правила, когда речь заходит о соблюдении или несоблюдении людьми определенной группы правил этикета. В каждом обществе наряду с доминирующей культурой существуют и микрокультуры. В нашем обществе, по мнению академика Г.Д. Дмитриева, «в качестве доминирующих выступают мужская, русская, православная, рыночная, западно- восточная, массовая культуры» [6, с. 13]. Чтобы успешно развиваться и функционировать в обществе, нужно знать его культуру. Стержнем культуры является творчество человека, как специфический продукт разнообразной трудовой деятельности [2]. Но образ жизни народа, его традиции отнюдь не исчерпываются трудом. При этом всякий труд предполагает отдых. Смысл досуговой деятельности, в отличие от производственной проявляется не каком-либо внешнем результате, а в ней самой. Досуговая деятельность является по большей части творчеством, поскольку она предполагает, как процесс познания чего-то нового, так и  процесс соучастия в его создании (спектакля, игры, танца и т.д.). Иначе говоря, современные культурологи, теоретики досуга, педагоги называют деятельностью в сфере досуга работу мысли и чувств человека. А если работают мысли и чувства человека, то у подрастающей личности развиваются и образуются новые качества и какие-то качества преобразуются. Таким образом, можно видеть, как сближаются термины «культура», «досуг», «образование», «воспитание».

В культурно-творческой практике всё преподносится детям в системе художественных образов. Применяя их, удаётся вовлечь детей в выполнение самых различных задач непринуждённо, в отличие от учебной деятельности, но личность развивается и «образовывается» при этом не меньше.

В сферу досуга входят самые различные виды деятельности и творческие направления. Наиболее выделяемые из них: игровая, поисковая деятельность, читательское и зрительское погружение. Досуговая культура создается и воспринимается человеком в условиях свободного выбора, в то время, которое ему удобно.

Но умение использовать свое свободное время интересно, наполнено и с пользой для своего интеллекта само к ребёнку не придёт. Для этого нужна целенаправленная работа, прививающая умение ценить свободное время с самого раннего возраста [11, c. 17].

Интересно организованная культурно-досуговая деятельность детей в образовательном учреждении всегда заметна своим особым вкладом в жизнь коллектива. А у этой деятельности тоже есть свои законы, своя методика, свои творческие и педагогические приёмы, которые зачастую не знакомы педагогам школы.

На дебатах и реорганизациях, когда были закрыты кружки, секции и клубы, а главной заботой взрослых была борьба за выживаемость, выросло целое поколение «перестроечных» школьников, многие из которых вынуждены были пойти во дворы, в «ничегонеделание» и в сомнительные компании. Духовному оскудению немало способствуют низкопробные фильмы, шлягеры с пошлыми текстами и сомнительные формы досуга. С каждым годом проблема организации свободного времени детей и молодёжи становится всё острее. Решение такой проблемы из педагогической переросло в проблему общенародную, государственную [12, c. 51].

Исследователи во все времена проявляли особый научный интерес к сфере свободного времени.

«Предметом педагогики досуга является процесс педагогической организации досуговой деятельности» [3, c. 4]. Философия акцентирует своё внимание на выявлении истоков возникновения свободного времени и его взаимосвязи с рабочим временем. Социология и экономика исследуют характер и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению. Для психологии важны мотивы, определяющие поведение и поступки человека в сфере досуга. Эти и другие науки признают за свободным временем доминирующее значение в духовном и физическом развитии человека.

В отечественной науке долгое время понятия «свободное время» не встречалось и лишь в 60-х годах начали появляться философские, а затем и психолого-педагогические работы, посвященные этому явлению в жизни человека.

В настоящее время многие учёные считают, что становление и развитие педагогики досуга социально обусловлено. Свободное время становится основным показателем уровня жизни общества.

В социализации личности особое место занимает художественно-творческая досуговая деятельность. В современных культурно-исторических и психологических исследованиях (М.А. Некрасовой, А.Б. Салтыковой, В.Н. Крутецкого, В.С. Кузина, А.И. Савенкова, В.Ф. Канева, В.М. Логинова и др.) большое значение придается заинтересованному, бережному отношению к истокам народной художественной культуры, результатам детского творчества, игровым формам и методам, основанным на народных традициях, осуществлению комплексных занятий по искусству с включением музыкальных и литературных фольклорных произведений.

Теоретическое осмысление проблем дополнительного (внешкольного) образования содержится в трудах П.П. Блонского, К.Н. Венцеля, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, Г.Ф. Лесгафта, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, К.Д. Ушинского, В.И. Чернолуского, К.П. Яновского и др.

В дальнейшем исследователями А.Г. Асмоловым, И.А. Зимней, Н.Н. Михайловой, В.И. Пановым, В.В. Рубцовым, Н.Ю. Синягиной, В.И. Слободчиковым и др. изучена значимость дополнительного образования подрастающего поколения с позиций психологии. Значительный вклад внесли Л.К. Балясная, В.В. Белова, В.А. Березина, А.К. Бруднов, О.С. Газман, В.А. Горский, В.Б. Евладова, и др.

Функциями учреждений дополнительного образования являются: социальная, компенсаторная, развивающая, рекреационная, адаптационная, информационная, – которые отражают цель и общественные потребности конкретного этапа развития общества и носят объективный характер.

Исследования новой науки — социально-культурной деятельности, получившей научный статус в 1994 г., уже вносят свой вклад в проблематику направлений, связанных с культурно-досуговой деятельностью детей и системой дополнительного образования. Известны в этой области имена М.А. Ариарского, Т.И. Баклановой, Д.М. Генкина, Г.А. Евтеевой, И.Н. Ерошенкова, Л.С. Жарковой, А.С. Каргина, А.А. Коновича, В.С. Садовской, А.В. Сасыхова, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Триодина и других ученых. Проблематикой организации культурно-досуговой деятельности занимаются. Д. Жарков, Н.Ф. Максютин, О.И. Марков, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, В.В. Туев, Н.А. Опарина, Г.И. Грибкова и др.

С помощью отлаженной системы культурно-досуговой деятельности детей, происходит более эффективная работа по социализации подрастающего поколения. Поэтому важно создавать условия в процессе досуговой деятельности для формирования индивидом нравственных ориентаций, интересов, стремлений, развития творческого потенциала и стремления к успеху.

С позиций философии, филологии и истории досуговую культуру, её историю и формы изучали И. Сахаров, А. Терещенко, Ф. Буслаев, А. Афанасьев, А. Потебня, А. Веселовский, В. Миллер, Е. Аничков и другие ученые и общественные деятели. Исследователи разных лет подходили к зрелищным формам досуга и как к форме театра, и как к одной из форм общественной жизни народа, и как к форме противопоставления трудовой повседневности.

Практически все учёные, педагоги, психологи и специалисты художественно-творческих направлений отводят зрелищным формам досуга уникальную роль в духовной культуре общества. (М. Бахтин, В. Шкловский, Я. Белоусов, Э. Соколов, А. Мазаев, Померанц и другие).

Многообразные воспитательные функции зрелищных форм досуга обусловливают целесообразность широкого их использования в системе воспитания подрастающего поколения, как в условиях отдельных коллективов, так и в масштабах более широкого социума.

Совокупность традиционных и современных зрелищных форм выступает в наши дни своеобразной педагогической системой, связанной с системой воспитательной работы в целом.

Широта и многоплановость функций зрелища создаёт благоприятные условия для развития общественной активности и самоутверждения личности. Детские формы досуга были и остаются одним из самых сложных, но и самых благодарных видов работы педагогов со своими воспитанниками.

 

Список литературы

1.     Великанова  Е.В.  Методика  зрелищно-игрового  досуга:  учеб.  Метод.  пособие  по  рекреативным технологиям/ Е.В. Великанова, Н.В. Апажихова, А.В. Павленко. – Тамбов: 2008.

2.     Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. – М.: Флинта, 1998.

3.     Гагин В.Н. Праздничность как феномен русской культуры. – М.: Профиздат, 2005. - 257с.

4.     Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999. – 187 с.

5.     Жарков А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. – Ч. 2. – М.: МГУКИ, 2004. – 216 с.

6.     Опарина Н.А. Школьные театрализованные праздники и зрелища / Учебное пособие. – М.: Арманов-центр,2011. – 176 с.

7.     Опарина Н.А. Массовые праздники и зрелища в культурно-досуговой деятельности школьников. – М.: Сентябрь 2012.

8.     Опарина Н.А. Педагогика детского зрелищного досуга. – монография – М.: ООО «Белый ветер», 2013. – 254 с.

9.     Опарина Н.А. Театрализация детского досуга. – монография – М.: ООО «Белый ветер», 2013. – 305 с.

10. Организация досуговых мероприятий /Учебник. М.: Издательский центр Академия, 2014. – 253 с. С. 237-

249. (Куприянов Б.В., Опарина Н.А. Миновская О.В., Подобин А.Е., Воропаев М.В., Козырева Т.В. и другие).

11. Петрова Л.А. Метод сценической речи. – М., 2011.

12. Попов П.Г. Театральная педагогика: Метод. пособие. – М., 2005.

13. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов /Под ред. А.Б. Никитиной. – М., 2001.

14. Туманов, И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.М. Туманов. – Добавлено: 25.03.2014. – Проверено: 30.09.2014.

15. Сценарно-режиссерские основы технологии досуга: o-dosuge.ru

16. Основы сценарного творчества: prowriterslab.com

17. Постановка театрализованных представлений: vyatkult.ru

18. Основы драматургии и режиссуры. Драматургия и режиссура зрелища: www.char.ru

19. Режиссура театрализованных представлений и праздников: www.chgaki.ru

20.    «Тайны сценарного мастерства» - Олег Толченов: biblioteka.teatr-obruz.ru