08 февраля 2016г.
В последнее время о дистанционном образовании ведутся дискуссии на различных научных площадках России. Дистанционные образовательные технологии и электронное образование прочно входят в практику ВУЗов, корпоративных образовательных и учебных курсов, обычных школ и частных образовательных учреждений.
В 2002 году Министерством образования России был издан приказ «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования» (Приказ от 18.12.2002 № 4452) [8]. В 2012 году принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [12], где был определѐн порядок оказания услуг электронного обучения. Но активное развитие проектов электронных дистанционных курсов началось в нашей стране в 2008 году.
В 2013-2015 гг. многие государственные ВУЗы [5,9,10,13 и др.] вышли с предложением получения высшего образования в виде дистанционных полных и подготовительных курсов, вебинаров, онлайн-лекций и контрольных дистанционных тестов. Многие преподаватели институтов и обычных школ стали практиковать приѐм контрольных работ в виде тестов, рефератов, ответов на вопросы в электронном виде на своих сайтах. Всѐ это развивается такими темпами, что через несколько лет мы вполне можем перейти на полное дистанционное образование.
Модернизация образования в условиях компьютеризации всего населения даѐт возможность по-новому подойти и к работе учреждений дополнительного образования. В данной статье мы рассмотрим возможность дистанционного обучения русской народной вышивке с использованием электронного дистанционного образования.
Например, при исследовании нескольких центров обучения ручной вышивке в учреждениях дополнительного образования Московской области нами [3] были обнаружены следующие недостатки:
1. Ни в одном из учреждений не практикуется дистанционное образование;
2. Кружки и студии, проводимые на уровне 1960-годов, не привлекают современных детей, которые с 2-х лет умеют владеть компьютерными средствами;
3. Отсутствие квалифицированных кадров;
4. Нежелание, а чаще неумение преподавателя использовать приѐмы дистанционного образования;
4. Количество учеников к концу учебного года в очных студиях уменьшается более чем в 2 раза;
5. Предлагаемые очные курсы по декоративно-прикладному искусству проводятся по неутверждѐнным министерством образования программам.
На Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация образования и векторы развития
современного поколения», прошедшей 26 февраля 2015 года в МБОУ СОШ № 1191 (г. Москва) под руководством МГГУ им. Шолохова, был озвучен доклад Лаборатории мониторинговых исследований МГППУ [7] сотрудником Колесниковой Е.М. «Научно-техническое направление дополнительного образования в Москве, в котором были приведены результаты исследований домов творчества и детских студий. Оказалось, что среди занятий спорта, музыки и живописи, массово предлагаемых детскими центрами жителям мегаполиса, научно-техническим творчеством занимаются лишь 7% детей. В СССР было принято при заводах и фабриках, научных институтах открывать студии детского творчества, где специалисты высокого уровня, обучали детей моделированию, инженерному мышлению и творческой смекалке. После развала страны и отсутствие возможностей на предприятиях были закрыты детские лаборатории, а в центрах детского творчества научно-технические направления творчества потихоньку сошли на нет [6]. У взрослых учеников в учреждениях дополнительного образования просматриваются те же проблемы: отсутствие квалифицированных специалистов и инновационных проектов, и, как следствие, – отток интересных и увлечѐнных людей в другие образовательные формы, такие как мастер-классы и курсы дистанционного обучения на различных сайтах. Таким образом, научно-технический потенциал жителей нашей страны не формируется, а творческие способности перекрываются возможностью развить лишь спортивные, художественные или музыкальные таланты. Нет престижности профессии инженера, нет научных исследований, и, как следствие, не прививаются навыки анализа, открытого диспута и умения защищать свои проекты на начальном этапе воспитания и формирования новой личности – жителя нашей страны.
Русская народная вышивка – это не просто традиция нашего народа. Это своеобразный код, информация, передаваемая нам из поколения в поколение не одну сотню лет. Продолжение этой традиции передачи знаний и навыков, а также возможность найти заветные тайны и прочитать древние орнаменты, может стать квинтэссенцией современного отношения к вышитой старине в учреждениях дополнительного образования.
Если мы на занятиях в студиях будем предлагать обучение различным видам вышивки и автоматическое повторение узоров, то получим вялотекущий учебный процесс. Но можно предложить другой путь - путь научного исследования узоров своего края, попытка раскрыть тайны старинного орнамента, и, окончательным результатом будет создание нового узора или его образца, но уже на основании полученных знаний, а не слепого копирования, и его публичная защита на семинаре или конференции.
Для этой цели возможность переформирования обычных скучных кружков и студий в научные лаборатории на местах и объединения полученных результатов в один общий федеральный проект поможет решить сразу несколько задач:
1. Оживление работы учреждений дополнительного образования, которые давно нуждаются в модернизации;
2. Интеграция ресурсов всей страны: объединение работы центров детского творчества, искусств и ремесел, научных отделов музеев и библиотек, художественных ВУЗов, лабораторий и мастерских по вопросу научного изучения старинных вышитых орнаментов, бытовавших и сохранившихся на территории нашей страны. Создание единого федерального проекта;
3. Создание общей программы и методики дистанционного обучения русской народной вышивке;
4. Работа с элементами традиционной культуры даст новый толчок для развития народных промыслов, а, возможно, и кустарного производства на местах, патриотического воспитания подрастающего поколения;
5. Создание Интернет-площадок для консультаций со специалистами высшего разряда: искусствоведами, мастерами, научными кадрами, проведение семинаров и конференций с целью передачи опыта в виде вебинаров, онлайн-лекций и просто электронного общения по интересующей теме, участие в них детей любого возраста.
6. Участие в научных печатных материалах и на электронных носителях по результатам научных работ даст большую практику для социализации каждого конкретного человека – участника проекта, поднимет престиж учреждения;
7. Расширение аудитории учреждения дополнительного образования до масштаба своего района или города даст возможность подключить к исследованиям такие социальные слои населения, как:
- люди пенсионного возраста и инвалиды, не имеющие возможность посещения студий в фиксированные часы работы, но имеющие опыт, знания и доступ к Интернету и компьютеру;
- молодые мамы, занимающиеся воспитанием маленьких детей и не имеющие возможности посещать студии в учреждениях дополнительного образования в строго фиксированное время;
- люди, занятые на посменной круглосуточной работе, не имеющие возможности очно посещать занятия;
8. Возможность общения людей разного возраста снимет напряжение в контактах людей разных поколений.
Новый музейно-просветительский центр «Текстильный городок», созданный на базе Балашихинской хлопкопрядильной фабрики, готовит работу своих научных лабораторий по вышитому орнаменту России, а также ручному ткачеству в формате дистанционного обучения. Исследование вышитых и сотканных узоров проводится группой мастеров и художников на протяжении 20 лет. По результатам работы изданы две книги, проведены десятки экспедиций по Московской области и прилегающих земель, собраны материалы по вышитым и сотканным узорам [1,2,4]. Самое главное сегодня - это необходимость разработки методики дистанционного обучения русской народной вышивке, а затем предложение еѐ для совместной работы учреждениям дополнительного образования [11]. Проведение научно-практических конференций с последующим изданием докладов и сообщений – это уже сложившаяся практика в городском округе Балашиха[11-14]. Центр сможет решить и проблему переподготовки преподавателей студий вышивки с последующим шагом к дистанционному обучению своих программ.
Полученный опыт всегда можно использовать в любых других творческих направлениях.
Таким образом, предпосылки для модернизации работы в учреждениях дополнительного образования налицо. Применение дистанционного обучения элементам русской народной вышивки в виде научных лабораторий расширит аудиторию учащихся, объединит центры ремѐсел и дома детского творчества, привлечѐт опытных специалистов по вышивке и музейных сотрудников в общий федеральный проект по изучению старинных вышитых узоров.
Список литературы
1. Барадулинские чтения/ материалы межрегиональной научно-методической конференции по декоративно- прикладному искусству и народным художественным промыслам. – М.ИП Скороходов, 2014
2. Бобыкина Н.Ю. Орнаменты. Мифы. Сказки. – М.: Маска, 2008
3. Бобыкина Н.Ю. Проблемы преподавания русской вышивки в учреждениях дополнительного образования/доклад на Международной научно-практической конференции «Образование. Наука. Культура». ФГБОУ «ГГХПИ», ноябрь 2014
4. Бобыкина Н.Ю. Происхождение вышитых орнаментов. – М.: ИП Скороходов, 2014
5. Институт дистанционного образования Томского государственного университета - http://ido.tsu.ru
6. Колесникова Е.М. Доступность различных форм и направлений дополнительного образования: текущее состояние и пути повышения доступности научно-технического направления дополнительного образования в г. Москве / Дети и общество: социальная реальность и новации/ Сборник докладов на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Дети и общество: социальная реальность и инновации» (23-24 октября 2014 года). – М.: РОС, 2014
7. Колесникова Е.М. Научно-техническое направление дополнительного образования в г. Москве / Доклад на «Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Модернизация образования и векторы развития современного поколения», Москва, 26.02.2015. – http://preemstvennost.ru/150226-vserossijskaya-konferentsiya
8. Приказ Министерства образования России «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования» от 18.12.2002 № 4452 - http://www.referent.ru/1/12166
9. МГППУ Факультет дистанционного обучения http://do.mgppu.ru/
10. Портал дистанционного обучения МГТУ им. Н.Э. Баумана http://dovuz.bmstu.ru/
11. Тиссен Е.Г. Особенности формирования образовательного контента для электронного учебно- методического комплекспа (ЭУМК) презентация сообщения - http://www.slideshare.net/PROelearning/ss- 11730619
12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ - http://www.rg.ru/
13. Центр дистанционного образования Алтайского государственного университета - http://www.asu.ru/education/distance_edu/