Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

В концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной А.Я. Данилюком, А.М. Кондаковым, В.А. Тишковым, указывается, что духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития, обеспечивающим духовное единство народа и объединяющее его моральные ценности.[4]

Но в настоящее время довольно остро стоит вопрос о приобщении к народной культуре современную молодежь, утратившую в современном прогрессивном мире, свою историю, корни и знания о своем народе.

Приобщение к народной культуре средствами фольклорных праздников и игр, останавливается на этапе дошкольного образования, когда детям читают сказки, показывают спектакли на народные темы, когда они принимают участие в традиционных фольклорных праздниках. Далее с переходом  на последующие ступени образования, это отходит на задний план или вообще прекращается. Таким образом, к моменту поступления в высшее учебное заведение, человек имеет обрывочные знания о народной культуре.

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан истинных патриотов, самостоятельномыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Для реализации духовно-нравственного развития студентов необходимы:

    создание высоконравственной образовательно-воспитательной среды, чему способствует высокий уровень нравственной и профессиональной культуры;

доброжелательное отношение преподавателей к студентам; гуманный стиль общения и поведения;

гармонизация  и  гуманизация  межличностных  отношений  всех  участников  образовательно-воспитательного процесса;

    учет актуального и потенциального уровней развития личности, включая и саморазвитие ее духовно-нравственной культуры.

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Считаю, что вопросы духовного и нравственного воспитания студентов являются важнейшими проблемами воспитания и решаются через совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества. [1]

Всех этих переплетений и взаимосвязей можно добиться благодаря организации тех или иных мероприятий, в нашем случае, фольклорных праздников.

Фольклор - синкретичный  вид искусства,  включающий  в себя  музыкальную, хореографическую иэтно графическую составляющие. При исследовании явлений фольклора необходимо учесть все его проявления. [2]

Основной задачей изучения народных традиций через фольклорные праздники является раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления. Для формирования интереса у студентов к национальным культурным ценностям и духовно-нравственным ценностям наиболее важное значение имеют те праздники, в которых традиционно принимают участие. Тематика и содержание русских народных праздников имеют нравственную направленность, а сам ребенок при этом испытывает положительные эмоции, поэтому большое и разностороннее влияние народных праздников на формирование личностных качеств ребенка позволяет использовать их как сильное педагогическое средство, направленное на формирование личностных качеств гражданина страны.

Современные праздники общества, несмотря на насыщенность художественной самодеятельностью, резко противостоят старинным традиционным образцам. Такие праздники носят скорее развлекательный характер, и менее всего содержат в себе воспитательную функцию для подрастающего поколения.

Современное социально-экономическое положение страны выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием деятельности мыслящего гражданина России, определяющими качествами которого должны стать широкий кругозор, толерантность, патриотизм, чувство национальной гордости, чести, достоинства. Именно такие люди, обладающие национальным самосознанием, способны возродить общество и духовность нации, развить идею государственности, обращенную к человеку.

Поэтому, на сегодняшний момент стало актуальным возрождение истинно народных традиций, характерных для определённой местности, региона, страны, т.к. профессиональный, компетентностный подход в реализации национальных ценностей в жизнь современного общества будет способствовать воспитанию в людях любви и уважения к своим истинным корням, культуре, Родине. [3]

На базе института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, нами планируется реализовать эксперимент. Студенты направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в рамках образовательного процесса изучают дисциплину «Народная художественная культура», с помощью которой они овладевают теоретическими знаниями о старорусских и современных народных праздниках. Нами разработана анкета, с помощью которой мы определим уровень приобщенности студентов к народной культуре, далее в рамках нашего проекта будет организованно и проведено ряд мероприятий. Мы начнем реализацию практической части нашего проекта уже с января 2016 года, первым организованным мероприятие будут старорусские колядки,  с традиционными закличками весны,  далее следуют мероприятия, масленица, на базе института культуры и искусств будут организованы массовые традиционные гуляния. Также ближе к весне буду организованы мероприятия «Русалий день», в форме театральной постановки, с целью просвещения. К лету будут организованы мероприятия «Пролетье» и

«День Ивана Купала», в форме литературных чтений, массовых гуляний, праздника на открытом воздухе. Мы предполагаем, что при реализации такого проекта и возможного дальнейшего его развития, можно вызвать устойчивый интерес студентов к народной культуре.

 

Список литературы

 

1.        Алексина Л.В. Воспитание духовно-нравственной культуры студентов ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский аграрный техникум», V Межрегиональная интернет конференция, Духовно- нравственное воспитание молодежи: проблемы, перспективы, наработки, 2015г.-С.6-9.

2.        Анищенко Н.С. Традиционные календарные праздники села Нижние Пены Ракитянского района

Белгородской области. А 43 Актуальные исследования в сфере культуры и искусств (Молодые исследователи в музыке, культуре, науке):материалы IV Всероссийской студенческой научно - практической конференции (Белгород, 15 апреля 2011 г.) /Отв. ред. С. А. Колчин, Л. Н. Сушкова. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2011. - 243 с.

3.        Анищенко Н.С., Сушкова Л.Н. Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре.

4.        Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Издательство «Просвещение», 2009. - С.5.

5.        Косибород О.Л. Формирование этнокультурной компетентности бакалавров социально-культурной деятельности. Сборники конференций ниц социосфера. Прага. 2014. – с.130-137.

6.        Левина И.Д., Опарина Н.А. Художественно-творческое развитие детей средствами народной культуры. Редакция журнала "Среднее профессиональное образование" (Москва). 2016, с. 62-65.

7.        Левина И.Д., Опарина Н.А. Воспитательное значение традиций народной праздничной культуры.Сборник: Новая наука: проблемы и перспективы. Уфа. 2016.- с. 62-66.