23 апреля 2016г.
Актуальность. Для достижения высоких результатов в период становления спортивного мастерства в плавании необходимо уделять внимание комплексной подготовке пловцов. К числу важнейших факторов, определяющих результативность двигательной деятельности, относят физическое развитие, силу, технику и скорость плавания.
К техническим характеристикам относят скорость передвижения пловца по дистанции, темп, длину шага. Один и тот же уровень скорости плавания может быть достигнут путем различного сочетания величин темпа и длины шага. Для достижения наиболее высокой скорости на соревновательной дистанции существуют оптимальные, сугубо индивидуальные для каждого пловца, соотношения длины шага и темпа. Они зависят от способа плавания и варианта техники, соревновательной дистанции, длины тела пловца и его пропорций, уровня квалификации и технического мастерства, а также других факторов.
На результативность тренировочного процесса в группах предварительной базовой подготовки и углубленной специализации наряду с другими качествами оказывает влияние эффективность развития силовых и скоростно–силовых качеств.
Цель исследования. Изучение влияния физического развития, технических и силовых показателей на параметры техники плавания, и спортивные результаты пловцов 12-15 лет, специализирующихся в способе плавания кроль на груди.
Из цели исследования вытекают следующие задачи:
1. Изучить связь скорости плавания с силовыми показателями, а также темпом и длиной шага у пловцов- кролистов в возрасте 12-15лет.
2. Определить связь между максимальной скоростью плавания и силовыми показателями на суше и в воде.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы;
2. Антропометрия;
3. Хронометрирование;
4. Динамометрия на суше и в воде;
5. Педагогические контрольные измерения и тесты;
6. Метод математической статистики.
Исследование проводилось в период 2014 - 2015 г.г. на базе 50 - метрового бассейна РГУФКСМиТ. В качестве испытуемых выступали спортсмены СШОР по плаванию “Юность Москвы”, девушки и юноши в возрасте 12-15 лет, имеющие квалификацию от 3 взрослого разряда до мастера спорта.
Всего обследовано 39 спортсменов.
После разминки испытуемым предлагалось проплыть 50 метров способом кроль на груди с максимальной скоростью. Фиксировалось время проплывания дистанции и количество гребковых движений.
В Табл.1 и 2 приведены коэффициенты корреляции между всеми измеряемыми в ходе эксперимента показателями.
Изучение влияния показателей физического развития на скорость плавания позволило выявить, что степень связи между показателями скорости плавания и длиной тела у девушек является высокой (r=0,71), а у юнoшей средний (r=0,58). Таким образом, с увеличением длины тела повышается скорость плавания, как у юношей, так и у девушек.
Степень связи скорости плавания и массы тела у девушек является высокой (r=0,82), а у юнoшей средний (r=0,64). Данная зависимость говорит о том, что при увеличении массы тела происходит прирост скорости плавания у юношей и девушек в возрасте 12-15 лет.
Выявлена высокая корреляция скорости плавания и показателей ЖЕЛ, у девушек (r=0,76) и у юнoшей (r=0,89). Это свидетельствует о том, что с увеличением ЖЕЛ возрастает скорость плавания, как у юношей, так и у девушек.
Помимо показателей физического развития у подростков 12-15 лет исследовалось влияние на скорость плавания параметров техники – темпа и шага. Получены следующие результаты.
Связь скорости плавания с темпом движений у девушек низкая (r=0,13), а у юнoшей ниже средней (r=-0,38) и со знаком минус. Это означает, что чем выше темп движений, тем ниже скорость.
Корреляция скорости плавания и показателей длины шага у девушек средняя (r=0,47), а у юнoшей выше средней (r=0,67). Полученные данные свидетельствуют о том, что с увеличением длины шага возрастает скорость плавания, как у юношей, так и у девушек.
Кроме того,
изучалось влияния на скорость плавания силовых характеристик, таких как, сила тяги на суше и в воде. При чем, в воде оценивалась сила тяги ногами, руками и в координации.
Так, обнаружена высокая связь скорости плавания и показателей силы тяги на суше у девушек (r=0,85) и юнoшей (r=0,78), то есть с увеличением силы тяги на суше повышаются показатели скорости плавания.
Обнаружена тесная связь скорости плавания и показателей силы тяги при плавании на ногах у девушек (r=0,63) и юнoшей (=0,74). Таким образом, увеличение показателей силы тяги ног приводит к росту скорости плавания и у юношей и у девушек.
Корреляция скорости плавания и показателей силы тяги при плавании на руках у девушек так же высокая и составляет 0,71, и у юнoшей 0,79, то есть увеличение силы тяги рук в воде приводит к возрастанию скорости плавания у подростков 12-15 лет обоего пола.
Степень связи между показателями скорости плавания у девушек и юношей силы тяги в воде в полной координации является достаточно тесной, у девушек составляет 0,71, а у юношей 0,79. Данная зависимость показывает, что при увеличении силы тяги в воде при плавании в полной координации, возрастают показатели скорости плавания у юношей и девушек, при чем, у юношей увеличение силы тяги в воде дает больший эффект нежели, чем у девушек.
Выводы и практические рекомендации:
1. Изучение корреляции скорости плавания с показателями физического развития (длина и масса тела, ЖЕЛ) юношей и девушек 12-15 лет позволило установить, что с увеличением этих параметров, как у юношей, так и у девушек, скорость плавания на дистанции 50 метров кролем на груди возрастает.
2. Полученная корреляция показателей физического развития и скорости плавания на дистанции 50 м кролем на груди позволит осуществлять прогноз спортивных результатов юношей и девушек, опираясь на их антропометрические данные.
3. Установлено, что скорость плавания на дистанции 50 метров кролем на груди в большей степени зависит от длины шага, чем от темпа движений.
4. Выявлена высокая связь и прямая зависимость скорости плавания и силовых показателей (сила тяги на суше и в воде).
5. Для достижения высоких результатов в плавании на дистанции 50 м кролем на груди, необходимо включать в тренировку упражнения силовой направленности и для юношей и для девушек в возрасте 12-15 лет.
6. С целью управления тренировочным процессом возможно использовать метод динамометрии на
суше и в воде.