Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СООТНОШЕНИЯ ОБЪЕМОВ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ДВОЕБОРЦЕВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Авторы:
Город:
Чайковский
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

В настоящий момент в российском лыжном двоеборье наблюдается общая для всех проблема – низкие результаты спортсменов в лыжной гонке. Так, двоеборцы главной сборной команды страны проигрывают сильнейшим зарубежным спортсменам в лыжной гонке на дистанции 10  км по несколько минут. С такими результатами в лыжной гонке сложно рассчитывать на призовые места на крупнейших международных соревнованиях, даже несмотря на максимально дальние прыжки с трамплина с высокими оценками за технику [1, 2].

Вследствие этого выглядит целесообразным изучение времени, затрачиваемого на тот или иной вид подготовки лыжников-двоеборцев на разных этапах многолетнего совершенствования спортивного мастерства.

Изучая содержание поурочной программы 1984 г. (Л.А. Федоров с соавторами), учебной программы 1990 г. (Л.А. Федоров, с соавторами), примерной программы многолетней подготовки 2012 г. (П.В. Квашук, А.А. Жиляков) можно отметить неоднозначность взглядов авторов-разработчиков на распределение основных средств в годичном цикле лыжников-двоеборцев разного возраста и квалификации. Для проведения детального анализа нами была составлена сводная таблица (см. Табл.1), в которой представлены данные о распределении учебно- тренировочной нагрузки в рамках каждого этапа многолетней подготовки лыжников-двоеборцев [3, 4, 5].



Таблица 1 Сравнительный анализ распределения времени на различные виды подготовки лыжников-двоеборцев на (по данным примерных программ многолетней подготовки лыжников-двоеборцев 1984 г., 1990 г., 2012 г.)

п/п

 

Содержание занятий

Годы обучения

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

8-й

9-й

10-й

 

1

Теорети- ческая подготовка

прогр. 1984 г.

6

6

24

24

24

46

46

56

56

-

прогр. 1990 г.

6

6

10

16

24

24

38

44

50

52

прогр. 2012 г.

17

20

25

25

25

25

40

30

30

40

 

2

 

ОФП

прогр. 1984 г.

210

210

260-350

260-350

260-350

360-490

360-490

470-590

470-590

-

прогр. 1990 г.

210

210

240

250

330

390

410

430

460

540

прогр. 2012 г.

156

234

286

266

260

290

333

404

354

450

 

3

 

СФП

прогр. 1984 г.

40

40

76-102

76-102

76-102

164-220

164-220

308-316

308-316

-

прогр. 1990 г.

50

50

80

170

210

220

240

260

290

330

прогр. 2012 г.

32

47

110

120

278

308

500

550

550

560

 

4

 

Техническая подготовка

прогр. 1984 г.

40

40

76-100

76-100

76-100

150-210

150-210

330-550

330-550

-

прогр. 1990 г.

32

30

68

136

206

230

252

295

322

398

прогр. 2012 г.

88

138

140

140

168

187

170

180

200

228

 

5

Участие в соревнования х

прогр. 1984 г.

16

16

24-30

24-30

24-30

40-50

40-50

56-64

56-64

-

прогр. 1990 г.

8

10

12

24

24

30

48

55

58

62

прогр. 2012 г.

15

25

44

54

70

84

130

170

200

264

 

6

УМО /

приемные нормативы

прогр. 1984 г.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

прогр. 1990 г.

6

6

6

8

10

12

18

20

24

26

прогр. 2012 г.

4

4

4

4

8

8

10

12

12

12

 

7

Восстанови- тельные мероприятия

прогр. 1984 г.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

прогр. 1990 г.

-

-

-

12

16

18

20

24

28

30

прогр. 2012 г.

-

-

15

15

20

20

45

70

70

70

 

8

 

Инструктор- ская практика

прогр. 1984 г.

-

-

8-10

8-10

8-10

10-12

10-12

12-14

12-14

-

прогр. 1990 г.

-

-

-

8

12

12

14

16

16

18

прогр. 2012 г.

-

-

-

-

12

15

20

40

40

40

 

Всего

прогр. 1984 г.

312

312

468-634

468-634

468-634

780-1040

780-1040

1248-1560

1248-1560

-

прогр. 1990 г.

312

312

416

624

832

936

1040

1144

1248

1456

прогр. 2012 г.

312

468

624

624

841

957

1248

1456

1456

1664

 

   Содержание поурочной программы для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ (составители Л.А. Федоров с соавторами, 1984 г.) на всех этапах в большей степени ориентировано на развитие общей физической и теоретической подготовленности занимающихся. Другой характерной чертой содержания рассматриваемой программы является акцентированное совершенствование технической подготовленности спортсменов на этапе спортивного совершенствования.

При этом на повышение специальной физической подготовленности лыжников-двоеборцев на всех этапах многолетнего совершенствования мастерства авторы рассматриваемой программы отводят достаточно среднее количество часов в сравнении с данными из примерных программ многолетней подготовки 1990 г. и 2012 г. Относительно небольшое количество часов,  по сегодняшним меркам, отводимое на участие спортсменов в соревнованиях объясняется, по-видимому, тем, что в 80-е годы прошлого столетия в лыжном двоеборье спортсмены не соревновались в рамках кубка мира и континентального кубка. Вместе с тем, составители данной программы не предусмотрели часов для восстановительных мероприятий. Следует сказать и о достаточно резком возрастании как общегодового объема тренировочных нагрузок, так и количества часов, отводимого на тот или иной вид подготовки. Такая ситуация наблюдается не только на этапах начальной подготовки и спортивного совершенствования, но и на третьем-пятом и шестом-седьмом годах учебно-тренировочного этапа [3]. Такой подход к планированию многолетней подготовки не в полной мере соответствует общепринятым концепциям планирования, а именно подходу, предлагаемому Л.П. Матвеевым, а также схемам блоковой периодизации спортивной тренировки по В.Б. Иссурину и круглогодичного подготовительного периода без выраженной «подводки» к соревнованиям.

Другой вариант планирования многолетней подготовки в лыжном двоеборье был представлен в содержании учебной программы, разработанной для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ (авторы-составители: Л.А. Федоров, В.И. Гришенков, Б.Б. Кузов, 1990 г.). К особенностям содержания указанной программы можно отнести более планомерное и четкое увеличение тренировочной нагрузки от года к году, от этапа к этапу в сравнении с программой 1984 г. Кроме этого, авторы отводят значительное количество часов на теоретическую и общефизическую подготовку занимающихся, особенно на завершающих этапах многолетней подготовки. Другой важной особенностью рассматриваемой программы является относительно небольшое количество часов, направленное на развитие специальной физической подготовленности двоеборцев, в сравнении с программами 1984 г. и 2012 г. Вместо этого, составители программы 1990 г. считают актуальным сместить акцент подготовки в сторону технического совершенствования спортсменов в период учебно-тренировочного этапа. На участие в соревнованиях и восстановительные мероприятия спортсменам отводится не так много времени в сравнении с программой 2012 г [5].

В отличие от других, содержание примерной программы спортивной подготовки для спортивных школ (авторы-составители П.В. Квашук, А.А. Жиляков, 2012 г.) является, на наш взгляд, не только более сбалансированным, но и учитывающим требования современных концепций планирования системы многолетней подготовки спортсменов. Основой которых являются такие положения, как: о единой педагогической системе, обеспечивающей преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки на каждом году и этапе обучение; о целевой направленности по отношению к высшему  спортивному  мастерству в процессе подготовки; об оптимальном соотношении различных сторон подготовленности спортсменов в процессе многолетней тренировки; о неуклонном и постепенном росте объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется; о поступательном увеличении объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок; о строгом соблюдении постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок и др. [4]. Руководствуясь вышеперечисленными положениями, авторы рассматриваемой программы предлагают сместить основной акцент с совершенствования теоретической, общефизической и технической подготовленности занимающихся на развитие специальных физических качеств спортсменов. Вместе с тем, данная программа предусматривает значительно большее количество часов на участие лыжников-двоеборцев в соревнованиях и восстановительных мероприятиях по сравнению с авторами программ 1984 г. и 1990 г.

Проведение теоретического анализа распределения учебно-тренировочных  часов на разные виды подготовки позволило установить некоторые сходства и различия в имеющихся к настоящему времени подходах планирования многолетней подготовки в лыжном двоеборье.

 

Список литературы

1.     Зебзеев, В.В. Динамика функционального состояния лыжников-двоеборцев в рамках микроцикла / В.В. Зебзеев, О.С. Зданович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (118) – 2014. – С. 74-78.

2.     Зебзеев, В.В. Показатели контроля соревновательной подготовленности лыжников-двоеборцев / В.В.  Зебзеев // Сборник по результатам XLI заочной научной конференции International Research Journal, №7 (38), Екатеринбург, 2015 - С. 13-14.

3.     Лыжное двоеборье: поурочная программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / А.А. Федоров, Н.И. Степанов, М.В. Шереметьев [и др.]. – М., 1984. – 311 с.

4.     Лыжное двоеборье: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / П.В. Квашук, А.А. Жиляков. – М., 2012. – 88 с.

5.     Лыжное двоеборье: программа для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ (нормативная часть) / Л.А. Федоров, В.И. Гришенков, Б.Б. Кузов. – М., Советский спорт, 1990 – 10 с.