23 апреля 2016г.
Задачу формирования здорового образа жизни современной молодежи невозможно решить без изменения системы общественных отношений и самих молодых людей. Поэтому в научной литературе понятие здоровье рассматривается не только как медицинская категория, но и как социальная ценность, которая имеет решающее значение для всестороннего и гармоничного развития личности и успешного выполнения человеком своих социокультурных ролей. В связи с этим становится важным повышение качества воспитания в сфере социально полезного досуга, восстановления и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни.
По мнению В.М. Выдрина, рекреативно-оздоровительная деятельность выступает в качестве формы двигательной активности, главная задача которой восстановление жизненных сил человека [3]. Однако, помимо основной задачи, в процессе рекреативно-оздоровительной деятельности также решаются познавательные, развлекательные и коммуникативные задачи, которые носят второстепенный характер. Поэтому следует рассматривать рекреативно-оздоровительную деятельность как совокупность сопряженных воздействий не только на организм, но и на личность человека .
В связи со всем вышеперечисленным следует заключить, что формирование рекреативно-оздоровительной деятельности молодежи является эффективным решением задач оздоровления, досуга и занятости молодых людей. Чтобы сформировать потребность молодежи в рекреативно-оздоровительных занятиях необходима не только ориентация и пропаганда здорового образа жизни, но и создание организационно-педагогических условий, которые бы отвечали запросам и интересам современных молодых людей, способствовали интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности в избираемую деятельность.
Среди основных аспектов рекреативно-оздоровительной деятельности можно выделить следующие [2]:
1) удовлетворение физиологических потребностей в двигательной активности;
2) потребность в развлечении, получении удовольствия от физической активности;
3) чередование видов деятельности;
4) оздоровление организма посредством двигательной активности;
5) удовлетворение коммуникативных потребностей.
Рассмотрим классификацию рекреативно-оздоровительной деятельности по степени социальной значимости [4].
- «пассивная рекреация» - расслабление, отдых, снятие эмоционального напряжения;
- «активная рекреация» - физическая и интеллектуальная активность, эмоционально-психологическая разрядка;
- «познавательная и духовная рекреация» - способствует овладению культурными и духовными ценностями, удовлетворению коммуникативных потребностей;
- «творческая рекреация» реализация творческого потенциала, развитие способностей к созиданию.
Специфика рекреативно-оздоровительной деятельности определяется направленностью на физическую и духовную реабилитацию молодежи, укрепление и формирование сознания и поведения; свободой выбора вида и формы рекреативных занятий, а также степени рекреативно-оздоровительной активности; формированием ценностных ориентации молодежи, самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через занятия рекреативно-оздоровительной деятельностью [6].
К основным методам формирования рекреативно-оздоровительной деятельности молодежи можно отнести [4]:
- метод вовлечения в то или иное рекреативно-оздоровительное мероприятие;
- методы формирования сознания и поведения личности ориентированные на здоровый образ жизни и социально значимую деятельность;
- методы познавательной и самообразовательной деятельности;
- методы стимулирования рекреативно-оздоровительной активности личности.
Для решения задачи организации рекреативно-оздоровительной деятельности молодежи, помимо прочего, необходимо выявить потребности молодых людей и их ориентации относительно рекреативно-оздоровительных занятий, бюджет свободного времени и факторы, препятствующие занятиям рекреативно-оздоровительной деятельностью.. В связи с этим был проведен опрос респондентов в виде анкетирования. В исследовании приняли участие 608 респондентов – студентов НИУ Высшей школы экономики, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Опрос проводился с сентября по ноябрь 2015 года.
Из данных Табл.1 видно, что в основном студенческая молодежь располагает от 2 до 3 часов свободного времени в режиме дня, 28,8 % имеют от 4 до 6 часов вакантного времени. Наиболее удобным временем занятий рекреативно-оздоровительной деятельностью для большинства студентов является вечернее (72,1%)/
Таблица 1
Показатели бюджета свободного времени среди студентов в режиме дня, %
Ответы
|
РГУФКСМиТ
|
РЭУ им. Г.В.Плеханова
|
НИУ ВШЭ
|
Юноши
|
Девушки
|
Всего
|
Менее 2 ч
|
16,8
|
38,2
|
34,0
|
13,5
|
20,7
|
16,9
|
От 2 до 3 ч
|
46,8
|
19,8
|
44,2
|
41,1
|
49,8
|
45,2
|
От 4 до 6 ч
|
33,2
|
35,1
|
19,3
|
36,1
|
20,6
|
28,8
|
Более 6 ч
|
3,2
|
6,9
|
2,5
|
9,3
|
8,9
|
9,1
|
Наиболее удобным временем занятий рекреативно-оздоровительной деятельностью для большинства студентов является вечернее (72,1%), 13,1% испытуемых ответили, что утреннее, для 7,6% приемлемо любое время и 7,2% указали дневное время
Графики, представленные на Рисунке 1, демонстрируют, что в целом зависимость между лимитом свободного времени студентов и частотой посещения занятий существует: чем большим бюджетом свободного времени обладают студенты, тем чаще они расходуют это время на занятия рекреативно-оздоровительной деятельностью. Если рассмотреть эту зависимость относительно студентов, не занимающихся рекреативно- оздоровительной деятельностью, то следует отметить, что 22,6% данной группы ежедневно располагают более 6 часами свободного времени, 26,8% имеют от 4 до 6 часов, у 29,5% есть от 2 до 3 часов ничем не занятого времени и у 15,8 % бюджет свободного времени составляет менее чем 2 часа в день.
Также нами были выявлены основные факторы, препятствующие занятиям рекреативно-оздоровительной
деятельностью. Среди
наиболее
значимых барьеров
рекреативно-оздоровительной активности (Рисунок 2), студенты отмечают нехватку времени (37,5%) и усталость, лень, нежелание заниматься (29,7%), на третьем месте –
низкое материальное положение студенческой молодежи (21,3%) и на четвертом – некачественная организация занятий (11,5%).
Исследование организационных основ рекреативно-оздоровительной деятельности, а также потребностей, интересов и приоритетов современной молодежи позволит создать систему формирования здорового образа жизни и воспитания социально активных граждан посредством внедрения рекреативно-оздоровительных занятий в их повседневную жизнь.
Список литературы
1. Виленский М.Я. Физическая культура и
здоровый образ жизни
студент а: учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М. : Гардарики, 2007. – 218 с.
2.
Виноградов Г.П. Теория и методика рекреационных занятий физическими упражнениями: монография / Г.П. Виноградов. – СПб. : СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. – 163 с.
3. Выдрин В.М. Физическая рекреация – вид физической культуры / В.М. Выдрин, А.Д. Джумаев // Теория и практика физизической культуры. – 1989. – № 3. – С. 2- 4.
4. Ганьшина Г.В. Формирование здорового образа жизни молодежи средствами рекреативных технологий : автореф. дис. … канд. пед. наук / Ганьшина Галина Васильевна. – Тамбов, 2005. – 24 с.
5. Дорофеева, Н.В. Влияние двигательных режимов на здоровье студентов / Н.В. Дорофеева, Н.В. Минченкова, И.В.Овечкина // Материалы международной IХ Межуниверситетская научно-методическая конференция «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»: В 2 ч. Ч. 1. – М.: МГУ, 2006.
6. Синенко Г.С. Формирование у студентов потребности в рекреативно-оздоровительных занятиях / Г.С. Синенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011. – №3. – С. 21-25.