Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕНДЕРНОДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

В современных условиях значительного повышения в женском волейболе интенсивности соревновательной игры возрастает потребность в таких игроках, которые на фоне высокого уровня физической подготовленности демонстрируют качественное владение техническими приемами и тактическими комбинациями [2, 3].

Вместе  с  тем,  вопрос  технико-тактической  подготовки  женщин-волейболисток  слабо  освещен  в современных научных исследованиях и научно-методических разработках. В этой связи возникает необходимость поиска подходов, способствующих повышению уровня эффективности тренировочного процесса волейболисток с учетом их индивидуальных различий [1].

Одним из перспективных направлений решения данной проблемы является разработка и внедрение в технико-тактическую подготовку волейболисток гендернодифференцированного подхода.

С целью доказательства эффективности использования данного подхода был организован и проведен педагогический эксперимент с участием волейболисток 14-15 лет, дифференцированных по гендерному типу (маскулинные и фемининные).

На Рисунке 1 представлены схемы построения микроциклов для волейболисток разного гендерного типа.

В соответствии с предложенной структурой построения микроциклов, при работе с фемининными девушками в тренировочное занятие включались технический прием или тактическая комбинация, работа по совершенствованию которой велась на предыдущей тренировке.


В работе с маскулинными в тренировочное занятие включались технический прием или тактическая комбинация, работа по совершенствованию которой велась 3-4 тренировки назад.

В ходе эксперимента произошли изменения в результатах показателей технической подготовки спортсменок.

Так, в  группе  маскулинных девушек контрольной группы  результаты по  всем тестам,  оценивающим

уровень технической подготовленности, улучшились, но обнаруженные изменения статистически не достоверны (Табл.1).

В экспериментальной группе маскулинных волейболисток, занимающихся по разработанной методике, достоверное повышение уровня выполнения тестов проявилось при воспроизведении точности второй передачи (прирост 17,96%) и подаче мяча по зонам (прирост 17,60%) (Р<0,05) (Рисунок 2).

В группе фемининных девушек также достоверно изменились результаты при выполнении второй передачи (прирост 8,85%), подачи по зонам (прирост 13,14%) и приеме подачи (прирост 15,32%) (Р<0,05).

 

Таблица 1 Динамика показателей технической подготовленности волейболисток 14-15 лет разного гендерного типа

 

 

КОНТР.

ЭКСПЕРИМ.

КОНТР.

ЭКСПЕРИМ.


 
Контрольные            Стат. 

тесты

показ.

ДО

ПОС

ДО

ПОС

ДО

ПОС

ДО

ПОС

МАСКУЛИННЫЕ

ФЕМИНИННЫЕ

Точность второй

 

передачи

М

4,04

4,33

4,20

5,03

4,36

4,67

4,60

5,13

±m

0,18

0,13

0,17

0,19

0,16

0,13

0,16

0,13

Прием подачи

М

3,33

3,47

3,40

3,95

3,27

3,40

3,20

3,73

±m

0,19

0,22

0,19

0,22

0,21

0,21

0,14

0,18

Передача

 

по зонам

М

4,47

4,80

4,57

5,60

4,85

5,00

4,91

5,60

±m

0,13

0,14

0,13

0,21

0,17

0,16

0,19

0,13

Примечание: выделены статистически достоверные различия


Результаты изменений показателей тактической подготовленности за период эксперимента приведены в Табл.2 и на Рисунке 3.

У маскулинных девушек контрольной группы результаты по всем тестам, оценивающим уровень тактической подготовленности, улучшились, но обнаруженные изменения статистически не достоверны.

 

Таблица 2 Динамика показателей тактической подготовленности волейболисток 14-15 лет разного гендерного типа

Контрольные

 

тесты

Стат.

 

показ.

КОНТР.

ЭКСПЕРИМ.

КОНТР.

ЭКСПЕРИМ.

ДО

ПОС

ДО

ПОС

ДО

ПОС

ДО

ПОС

МАСКУЛИННЫЕ

ФЕМИНИННЫЕ

Вторая

 

передача

М

4,07

4,20

4,13

4,60

4,07

4,13

4,13

4,73

±m

0,15

0,11

0,13

0,13

0,15

0,13

0,09

0,12

Нападающий

 

удар

М

4,13

4,27

4,07

5,20

4,13

4,20

4,13

5,07

±m

0,19

0,15

0,15

0,17

0,17

0,14

0,17

0,15

Блокирование

М

4,73

4,87

4,87

5,60

4,67

4,80

4,73

5,20

±m

0,12

0,09

0,09

0,13

0,13

0,14

0,12

0,14



Примечание: выделены статистически достоверные различия

У маскулинных волейболисток, занимающихся по экспериментальной программе, наблюдалось достоверное повышение уровня тактического мастерства, что проявилось при выполнении всех использованных тестовых заданий.


Так, результативность действий при второй передаче изменилась от 4,13 до 4,60 (Р<0,05); выполнение нападающего удара достигло улучшения от 4,07 до 5,20 (Р<0,01), ; уровень выполнения блокирования повысился на от 4,87 до 5,60 (Р<0,01). В контрольной группе улучшение результатов показателей не превысило 3,33 %.

Анализ результатов фемининных девушек показал, что в данной группе также достоверно изменились результаты при выполнении использованных тестов. Здесь точность действий при выполнении второй передачи в среднем улучшилась от 4,13 до 4,73 (Р<0,01);  качество нападающего удара достигло улучшения от 4,13 до 5,07 (Р<0,01), а показатель блокирования улучшился от 4,73 до 5,20 (Р<0,05).

В контрольной группе волейболисток результаты прироста показателей по данным тестам были не достоверны.

Таким образом, использование гендернодифференцированного подхода в тренировочном процессе юных волейболисток способствовало повышению уровня их технико-тактической подготовки.

 

Список литературы

1.      Ворожбитова, А.Л. Гендер в спортивной деятельности / А.Л. Ворожбитова – М.: Флинта, 2011. – 227 с.

2.      Глазкова, Н.В. Технико-тактическая подготовка юных спортсменов игровых видов спорта с учѐтом их психофизиологических особенностей/Н.В. Глазкова: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 – Малаховка, 2011– 23 c.

3.      Мещерякова, О.Н. Оптимизация технико-тактической подготовленности юных волейболисток на основе развития специальной ловкости: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04/О.Н. Мещерякова – Санкт- Петербург, 1994 – 24 c.