Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

PEDAGOGICAL METHODS OF EDUCATION OF PHYSICAL QUALITIES

 Belmac Vitaly

 Lecturer of the Department of FWIS of ACА DGTU, Rostov-on-don

 

АННОТАЦИЯ

 В данном докладе автор рассуждает о том, что основными принципами методики обучения и воспитания, которыми необходимо руководствоваться в процессе воспитания физических качеств (и занятиями физическими упражнениями), являются принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и динамичности.

ABSTRACT

In this paper, the author argues that the basic principles of methods of training and education that need to be followed in the process of education of physical qualities (and physical exercises), principles of consciousness and activity, clarity, accessibility and individualization, regularity and dynamism.

Ключевые слова: физическое воспитание; качества; методы.

Keywords: physical education; quality; methods.

ВВЕДЕНИЕ.

Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания как общественного явления определялось бытием и сознани¬ем народа, являлось целенаправленным.

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Оно обусловлено взаимодействием объективных (характер, уровень производства и вызванные им потребности общества) и субъективных (сознание человека) факторов. Тысячелетиями человек «состязался» с животными в силе, выносливости, быстроте и ловкости. Успех в этом «состязании» мог быть достигнут только при условии хорошей физической подготовленности всего охотничьего коллектива. Метание копий, дротиков и т.  п., т. е. использование орудий труда,  было специфической человеческой деятельностью, требовавшей длительной выучки для формирования качественно новых двигательных навыков. Однако потребности производства  в физически подготовленных людях еще не могли привести к возникновению  физического воспитания. Необходимо было, чтобы эти потребности привели человека к осознанию эффекта упражняемости, т. е. к пониманию им влияния предварительной физической подготовки на эффективность владения орудиями труда, на процесс труда.

Как только трудовые действия начали применять вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения и тем самым обособились от этих процессов. Таким образом, объективно причиной возникновения физического воспитания явилась потребность в передаче накопленного опыта в изготовлении и применении орудий труда.

Возникнув как средство и метод подготовки человека к трудовым действиям, физическое воспитание на первоначальном этапе развития было настолько тесно связано с трудовыми процессами, что фактически сливалось с ними. В дальнейшем более высокий уровень общественного бытия и сознания, увеличение доли свободного времени привели к разделению физического воспитания на утилитарное и собственно игровое.

Изменение экономического и политического уклада жизни общества вело к изменению существующей системы физического воспитания или появлению принципиально новой системы. Изменялись цель и задачи системы физического воспитания, средства, принципы, методы и формы организации занятий физическими упражнениями, но как общественное явление физическое воспитание, однажды возникнув в жизни человека, становится вечной категорией. Изменение цели и задач системы физического воспитания, прежде всего, сказывалось на специфическом средстве физического воспитания — физических упражнениях. Одни физические упражнения только видоизменялись, другие отмирали и на смену им приходили новые [2, с. 2-6].

Метод воспитания (от греч. "методос" - путь) - это способ реализации целей воспитания. То есть метод – «есть определенный способ достижения поставленной цели. С другой стороны,  под методом понимают систему действий и операций теоретического и практического понимания действительности. Рассматривая воспитание в общеобразовательной школе, можно отметить, что для педагога освоение действительности – это способность управлять ходом воспитательного процесса и строить его целесообразно в соответствии с логикой и закономерностями развития» [1, c. 38]. Поэтому выводом здесь может служить то, что метод воспитания представляется как совокупность действий, которые направлены на решение конкретной задачи, а также как система действий, без помощи которой учащийся не сможет реализовать себя как личность. В любом методе воспитания нужно понимать, каких результатов можно добиться при помощи этого метода, каковы причины построения именно этого набора действий. Потому что «метод также не может быть осуществим без предварительного и тщательного обдумывания необходимых средств и путей достижения желаемого результата. С помощью вспомогательных вопросов учитель постепенно и поэтапно обеспечивает развертывание процесса воспитания во времени» [1, с. 39].

Система действий здесь имеет две стороны:

1)   материально-организационную – средства и формы воздействия на подопесного;

2)   социально-психологическую – позиция и приемы учителя.

В качестве средства воспитания в каком-то конкретном случае могут выступать книга, слово, игра, познание, труд или, как в нашем случае, спорт. Универсальными средствами называют деятельность и общение. При построении собственной системы действий учитель должен предусматривать выбор средств, которые будут обеспечивать материальную основу метода воспитания. И уже при помощи этих средств участники воспитательного процесса могут взаимодействовать между собой в разнообразных формах:

1)   индивидуальной;

2)   групповой;

3)   коллективной;

4)   фронтальной.

Методы воспитания физических качеств

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании используются две группы методов: специфические (применяемые только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам относят:

Методы строго регламентированного упражнения.

В методах этого деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит в твердо предписанной программе движений, в возможно точном дозировании нагрузки и управлении ее динамикой, а также в возможно четком нормировании интервалов отдыха и строго установленном порядке чередования их с фазами нагрузки. Также немаловажно создание или использование внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки.

Игровой метод.

Может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими- либо спортивными играми. Значение игры как многообразного общественного явления, выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе с культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей – в самопознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении, и т.д. Однако одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания.

Соревновательный метод.

Используется как в относительно элементарных формах, для активизации занимающихся при выполнении отдельных упражнений на занятиях, так и в самостоятельном виде в качестве контрольных или официальных спортивных соревнований.

К общепедагогическим методам относят:

Словесный метод и метод наглядного воздействия (сенсорный метод).

Как известно, составляют основу общепедагогических методов обучения и воспитания. Они широко используются и в процессе физического воспитания. Слово играет в то же время необходимую роль в осмыслении, самооценке и саморегуляции действий воспитуемыми. енсорные методы основаны на наглядности. Наглядность в физическом воспитании понимается широко: как опора на свидетельства всех органов чувств, благодаря которым достигается контакт с действительностью (использование зрительных, двигательных, зрительно-двигательных и других ощущений и восприятий). Обеспечивая наглядность в таком широком смысле, применяют целый комплекс методов, основанных на прямом либо опосредованном восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон, характеристик, условий выполнения.

Из этого следует, что, оптимальное сочетание вышеперечисленных методов может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Таким образом, практика физического воспитания в процессе  своего исторического развития обусловила проявление ряда специальных научных дисциплин, призванных глубоко проникать в суть явлений физического воспитания, всесторонне раскрывать его закономерности, давать знания о наиболее эффективных средствах и методах направленного воздействия на развитие человека и тем самым освещать путь практике. К настоящему времени сложился целый комплекс таких дисциплин, объектом которых служат как сам процесс физического воспитания (его различные стороны и в общем виде), так и непосредственно связанные с ним явления [3, с. 10].



Список литературы

 

1.        Константинова С.В. Теория и методика воспитания. Эксмо, Москва, 2008.

2.        Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Пособие для учителя.- М.: Академия, 2001.

3.        Шпак В.Т., Синютич А.А. Теория и методика физического воспитания краткий курс лекций для специальности 1-030201 «Физическая культура со специализациями» 2 изд., доп. И перераб. - Витебск. Издательство УО «ВГУ им. Машерова» 2007.