23 апреля 2016г.
В настоящий момент в отечественной теории и практике спорта накоплен обширный опыт построения многолетней спортивной тренировки [4]. Однако многие специалисты считают, что построение многолетней спортивной подготовки в лыжном двоеборье нуждается в тщательном анализе с целью выявления причин низкой соревновательной результативности спортсменов на международной арене [1].
К сожалению, подобная ситуация наблюдается не только на завершающих этапах многолетней подготовки, но и на этапах начальной и углубленной специализации. Одни специалисты объясняют слабые результаты спортсменов в лыжном двоеборье неэффективной системой спортивного отбора, основным принципом которой в последние 10-15 лет является переориентация спортсменов из «близкородственных» видов спорта: прыжков на лыжах с трамплина и лыжных гонок. Другие специалисты обращают внимание на проблему, связанную с отсутствием большого количества современных трамплинов разной мощности.
С данными фактами трудно не согласиться, однако для более полного понимания сложившейся ситуации, на наш взгляд, следует вначале детально проанализировать содержание этапов многолетней подготовки в лыжном двоеборье, а затем делать выводы по ее эффективности.
Цель исследования состояла в проведении сравнительного анализа соотношения объемов прыжковой и лыжегоночной подготовки лыжников-двоеборцев на разных этапах многолетнего совершенствования спортивного мастерства.
Результаты исследования и их обсуждение. С этой целью нами проанализированы поурочная программа по виду спорта «Лыжное двоеборье» (составитель Л.А. Федоров с соавторами, 1984) [2] и примерная программа спортивной подготовки (составители П.В. Квашук, А.А. Жиляков, 2012) [3]. Эти материалы позволяют выявить особенности планирования многолетней подготовки в лыжном двоеборье. Результаты этого анализа, по нашему мнению, должны помочь определить оптимальное соотношение между прыжковой и лыжегоночной подготовкой лыжников-двоеборцев на разных этапах многолетнего совершенствования спортивного мастерства.
Анализ соотношения объемов прыжковой подготовки и циклической нагрузки показывает, что содержание поурочной программы многолетней подготовки, разработанной Л.А. Федоровым с соавторами (1984 г.), имеет некоторые особенности (см. Табл.1). Так, авторы уже с первого года при обучении технике прыжков предлагают юным двоеборцам использовать не только трамплины малой, но и средней мощности. Другим важным компонентом планирования многолетней прыжковой подготовки, по мнению авторов, является планомерное увеличение количества прыжков с первого по седьмой годы на трамплинах малой мощности. После этого на восьмом и девятом годах подготовки отмечается повышение количества прыжков, выполняемых с трамплинов средней мощности [2].
Важным моментом в предлагаемом варианте многолетней прыжковой подготовки является то, что программой совершенно не предусмотрены прыжки с трамплинов нормальной (90 м) и большой мощности (120 м). Данный факт обусловлен изменениями соревновательной деятельности лыжников-двоеборцев, произошедшими в последние двадцать – тридцать лет.
Таблица 1 Сравнительный анализ соотношения объемов прыжковой подготовки и циклической нагрузки лыжников-двоеборцев на разных этапах многолетнего совершенствования спортивного мастерства (по данным примерных программ многолетней подготовки лыжников-двоеборцев 1984 г. и 2012 г.)
Показатели
|
Год обучения
|
1-й
|
2-й
|
3-й
|
4-й
|
5-й
|
6-й
|
7-й
|
8-й
|
9-й
|
Общий объем прыжковой подготовки, кол-во прыжков
|
Малые трамплины
|
Прогр. 1984 г.
|
148
|
148
|
300
|
430
|
450
|
430
|
509
|
285
|
285
|
Прогр. 2012 г.
|
150-170
|
180-210
|
200-250
|
270-300
|
320-340
|
320-350
|
120-140
|
100-120
|
80-100
|
Средние
трамплины
|
Прогр. 1984 г.
|
52
|
52
|
30
|
70
|
50
|
110
|
191
|
465
|
465
|
Прогр. 2012 г.
|
0
|
0
|
0
|
30-50
|
120-150
|
200-270
|
180-200
|
250-280
|
250-280
|
Нормальные трамплины
|
Прогр. 1984 г.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Прогр. 2012 г.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
30-50
|
50-60
|
80-90
|
120-130
|
Большие
трамплины
|
Прогр. 1984 г.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Прогр. 2012 г.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
30-40
|
60-70
|
80-90
|
Общий объем циклической
нагрузки, км
|
Прогр. 1984 г.
|
500
|
500
|
1000
|
1500
|
2000
|
2520
|
3000
|
4000
|
4000
|
Прогр. 2012 г.
|
300-450
|
500-700
|
850-1000
|
1150-1350
|
1550-1750
|
1950-2200
|
3000-3500
|
3800-4300
|
4200-4800
|
Объем лыжной подготовки, км
|
Прогр. 1984 г.
|
293
|
293
|
380
|
650
|
950
|
1170
|
1340
|
2100
|
2100
|
Прогр. 2012 г.
|
150-200
|
200-300
|
400-450
|
500-600
|
700-800
|
900-1000
|
1400-1500
|
1800-1900
|
2000-2300
|
Объем лыжероллерной
подготовки, км
|
Прогр. 1984 г.
|
0
|
0
|
140
|
200
|
250
|
350
|
560
|
600
|
600
|
Прогр. 2012 г.
|
0
|
50-100
|
100-150
|
200-250
|
300-350
|
400-450
|
600-700
|
800-900
|
800-900
|
Объем бега, ходьбы, имитации, км
|
Прогр. 1984 г.
|
207
|
207
|
480
|
650
|
800
|
1000
|
1100
|
1300
|
1300
|
Прогр. 2012 г.
|
150-250
|
250-350
|
350-400
|
450-500
|
550-600
|
650-750
|
1000-1300
|
1200-1500
|
1400-1600
|
В настоящий момент спортсмены на всех международных состязаниях, проводимых под эгидой FIS, соревнуются только на нормальных и больших трамплинах. При планировании нагрузок циклического характера следует отметить достаточно резкое возрастание объема тренировочных нагрузок с третьего по седьмой годы подготовки, что сложно объяснить с точки зрения сенситивных периодов развития организма спортсменов. При этом лыжероллеры как важный компонент циклической подготовки предлагается использовать только с третьего года обучения. Необходимо сказать, что авторы считают целесообразным использовать абсолютно одинаковые объемы тренирующих воздействий спортсменам первого-второго и восьмого-девятого годов многолетней подготовки, что с позиции существующих общепринятых концепций не является правильным, поскольку адаптация организма спортсменов к таким нагрузкам не способствует дальнейшему повышению их спортивного мастерства. В целом, опираясь на все вышесказанное, можно констатировать, что содержание рассматриваемой программы в большей степени имеет прыжковую направленность, чем лыжегоночную [2].
Несколько другую позицию по вопросу соотношения прыжковой и циклической нагрузки в рамках многолетней подготовки лыжников-двоеборцев имеют П.В. Квашук и А.А. Жиляков (2012 г.), изложившие ее в примерной программе для тренеров спортивных школ. Во-первых, на протяжении всей многолетней подготовки спортсменов отмечается постепенное увеличение параметров как прыжковой, так и циклической нагрузки. Во- вторых, для совершенствования прыжковой подготовленности с первого по третий годы предлагается использование только трамплинов малой мощности, с четвертого года подготовки – средних трамплинов, с шестого года – нормальных трамплинов, и, наконец, с седьмого года – больших трамплинов. Следует сказать, что в восьмом-девятом годах половина от общего количества всех прыжков выполняется на трамплинах средней мощности. В-третьих, совершенствование циклической подготовленности занимающихся характеризуется равномерным увеличением тренировочных воздействий, но только до седьмого года. Начиная с этого момента, наблюдается резкое повышение объема циклической нагрузки, что объясняется благоприятной ситуацией для развития аэробных возможностей организма лыжников-двоеборцев. В целом можно говорить о том, что содержание данной программы имеет более выраженный акцент на совершенствование лыжегоночный подготовленности двоеборцев, при этом объем прыжков с трамплина на всех этапах многолетней подготовки также остается значительным [3].
Заключение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что планирование многолетней подготовки лыжников-двоеборцев, предлагаемое авторами в 1984 г., не является, на наш взгляд, оптимальным и соответствующим требованиям сегодняшнего времени. Об этом свидетельствуют некоторые отхождения от общепринятых концепций построения многолетней подготовки, разработанных Л.П. Матвеевым, Д.В. Верхошанским, А.П. Бондарчуком, В.Б. Иссуриным и некоторыми другими специалистами в области теории спорта. В этой связи подход к планированию многолетней подготовки, предлагаемый П.В. Квашук и А.А. Жиляковым (2012 г.), является более современным, сбалансированным и методологически выверенным.
Список литературы
1. Зебзеев, В.В. Динамика функционального состояния лыжников-двоеборцев в рамках микроцикла / В.В. Зебзеев, О.С. Зданович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (118) – 2014. – С. 74-78.
2. Лыжное двоеборье: поурочная программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / А.А. Федоров, Н.И. Степанов, М.В. Шереметьев [и др.]. – М., 1984. – 311 с.
3. Лыжное двоеборье: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / П.В. Квашук, А.А. Жиляков. – М., 2012. – 88 с.
4. Фискалов, В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / В.Д. Фискалов. – М.: Советский спорт, 2010 – 392 с. : ил.