25 марта 2017г.
Ученые подчеркивают важность и необходимость коррекционных занятий, так как при зрительной деривации вторичным нарушением является недоразвитие навыков ориентировки на микроплоскости и в макропространстве. В этой связи особую значимость приобретает специально организованная коррекционно-педагогическая работа, в ходе которой ребёнок должен приобрести опыт самостоятельного ориентирования.
Большое значение для коррекционной работы имеет учебно-методическое обеспечение коррекционно- развивающего процесса, в том числе и программное обеспечение. В дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения реализуют две основные программы: Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А.; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушением зрения. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду под редакцией Плаксиной Л.И.
Дружинина Л.А., Осипова Л.Б. считают, что актуальность и перспективность указанной программы заключается в том, что она создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку обучения в школе.
Содержание этой программы предусматривает обучение и воспитание детей с нарушением зрения в дошкольном учреждении, реализацию общеразвивающих и коррекционных задач в разнообразных специфических для детей дошкольного возраста видах деятельности. При этом важным условием реализации содержания программы является комплексный подход к организации коррекционно- воспитательной работы.
Одновременно с общеобразовательными процессами в дошкольном учреждении осуществляется коррекционная работа, направленная на преодоления отклонений в психофизическом развитии детей с нарушением зрения.
Занятия проводят индивидуально или по подгруппам с учетом состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей ребенка.
Один из видов коррекционной работы в МБ ДОУ ДС, предусмотренные программой является ориентировка в пространстве.
Основными принципами организации коррекционных занятий по ориентировки в пространстве являются:
- учет общих, специфических, индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
- комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
- перераспределение учебного материала (увеличение сроков обучения) и изменения темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия содержания обучения познавательным возможностям детей;
- дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира;
-создание офтальмологических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения детей с учетом их интересов и потребностей.
Дружинина Л.А., Осипова Л.Б. считают, что важно реализовать индивидуальный дифференцированный подход в работе, а для этого необходимо упорядочить количество общеобразовательных и коррекционных занятий, сочетая их с лечебно-профилактическими мероприятиями.
По мнению Подколзиной Е.Н., целенаправленное и систематическое обучение дошкольников с нарушением зрения ориентировке в пространстве осуществляется на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога по существующим методикам.
При организации занятий по ориентировки в пространстве, как указывает Дружинина Л.А., необходимо соблюдать ряд требований. Перечислим некоторые из них:
- сочетать задачи коррекционно-педагогической работы с рекомендациями медицинских специалистов при постоянном патранировании их медицинскими работниками во время педагогических мероприятий;
- педагогическим специалистам владеть информацией о результатах исследования врача офтальмолога, знать остроту зрения ребенка, дни назначения окклюзий, т.к. при заклеивании здорового глаза ребенок может оказаться в состоянии слепого с остаточным зрением или слабовидящего;
- знать данные детям рекомендации по лечению (в том числе по ношению очков) и следить за их выполнением;
- проводить на всех занятиях гимнастику для снятия зрительного утомления и физкультурные паузы по методике, согласованной с врачом- офтальмологом;
- оптимально использовать наглядные пособия;
- применять специальные методы обучения.
Основной целью обучения ориентировки в пространстве является формирование у детей осмысленного зрительного восприятия пространства и наполняющих его предметов.
Коррекционные занятия включают материал, способствующий формированию у детей пространственных представлений, ориентировку в пространстве, направленный на развитие и коррекцию психических процессов, обуславливающих успешность ребенка с нарушениями зрения в познавательной и практической деятельности.
Реализация занятий обеспечивает дошкольнику с нарушением зрения овладеть специальными навыками, компенсирующими в определенной степени последствия их зрительного дефекта, формирование единой, целостной картины и стройной системы его взаимосвязей, самореализацию и успешную адаптацию в социальной среде.
Дружинина Л.А. и Осипова Л.Б. считают, что на занятиях по ориентировки в пространстве следует формировать точные пространственные представления, уточнять представления о предметах окружающего мира. Большое место уделяется обучению ориентироваться на основе представлений, расширению практического опыта ориентировки в окружающем. Дети испытывают трудности при анализе и синтезе информации об окружающем пространстве, оценке и словесном обозначении взаимоположения предметов, сложности при ориентировке на листе. Поэтому необходимо развивать пространственное мышление, которое является умственной, интеллектуальной деятельностью, обеспечивающей ребенку создания пространственных образов и оперирование ими в процессе ориентирования.
Одной из основных задач, характерных для этого вида коррекционного занятия, является формирования у детей с монокулярным характером зрения нестереоскопических способов восприятия глубины пространства. На занятиях по развитию глубины пространства большое место отводиться формированию измерительных навыков в малом и большом пространстве, развитию точности восприятия. Развитие оценки глубины пространства на полисенсорной основе дает возможность переносить занятия в практическую деятельность в свободном пространстве, способствует формированию способов социального адаптивного поведения.
Тифлопедагог проводит с детьми как подгрупповое, так и индивидуальные занятия.
В процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми, как указывает Плаксина Л.И., Дружинина Л.А. возможно решению следующих задач:
1.Использование детьми получаемой полисенсорной информации в предметно-практической,
пространственной ориентировке, познавательной, коммуникативной деятельности;
2.Формирование социально-адаптивного поведения, позволяющего ребенку с нарушением зрения быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях; 3.Использование рациональных способов ориентировки на собственном теле, в быту, в пространстве и формирование навыков выполнения различных видов предметно-практических действий с использованием сохранных анализаторов;
4.Выделение признаков свойств, качеств предметов (формы, цвета, величины, пространственного положения);
5 .Получение информации об окружающем пространстве, как с помощью нарушенного зрения, так и через сохранные анализаторы;
6.Выделение зрительных ориентиров, осмысление, анализ (действие детей в играх связаны с соизмерением оценки формы, цвета, величины, расположения в пространстве);
7.Выделение осязательно-воспринимаемых признаков предметов и соотнесение их со зрительными; 8.Выделение, сравнение, словесное обозначение величин игрушек и окружающих предметов;
9.Анализ формы, величины, состояния конструкции, способствующий развитию бинокулярного зрения.
Адаптация ребенка с патологией зрения к условиям существования в окружающей действительности зависит от того, насколько успешно он усваивает определенные знания, приобретает навыки, умения, позволяющие адекватно действовать и приспосабливаться. В дошкольных учреждениях с нарушением зрения обеспечить детям возможность системной практической ориентировки в окружающей действительности в процессе активного предметно-практического обучения призваны совместные коррекционно-развивающие занятия воспитателя и тифлопедагога.
Список литературы
1.Дружинина. Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения [Текст] / Л.А. Дружинина. // Методическое пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
2.Дружинина. Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения [Текст] / Л.А. Дружинина. // Методическое пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
3.Дружинина, Л.А. В помощь тифлопедагогу ДОУ: учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений дефектологических факультетов [Текст] / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. – Челябинск, 2010.
4.Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации [Текст] / под ред. Л.А. Дружининой. - Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.
5.Плаксина, Л.И. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян. // Ин-т коррекц. педагогики РАО. — М.: ГороД, 1998.
6.Плаксина. Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. [Текст] / Л.И. Плаксина. - М.: ГороД, 1998.
7.Плаксина. Л.И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида [Текст] //Учебно-методическое пособие / Л.И. Плаксиной - М.: ГороД, 2003. 8.Подколзина. Е.Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина. // Дефектология. - М.: Просвещение, 2008.
9.Подколзина. Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушениями зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина. // Дефектология. - М.: Просвещение, 2002. №6 ; 2003. №3
10. Подколзина. Е.Н. Особенности использования наглядности в обучения дете с нарушениями зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина. // Дефектология. - М.: Просвещение, 2004. №6
11 .Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербавой, Т.С. Комаровой. // изд. 4-е, испр. И дополнен. – М.: Просвещение, 2005.
12 .Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / под редакцией Л.И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003.