Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Авторы:
Город:
Железногорск, Красноярский край
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного  образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям. Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Ведущими видами детской деятельности становятся:  игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность.

Основной    формой    коррекционного    обучения    в    специализированном    детском    саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Занятием становиться интересная для детей и специально организованная педагогом специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации.

Нестандартное занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. В нашей группе нетрадиционные занятия занимают значительное место, что связано с возрастными особенностями дошкольников, игровой основой данных занятий и оригинальностью их проведения. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и сам ход занятия, и физкультурная пауза и др..

Нетрадиционным занятие становится, если:

ü Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, место проведения.

ü Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.

ü Привлекаются для организации занятия люди разных профессий.

ü Используются информационные технологии.

ü Выполняются творческие задания.

ü Решаются дидактические задачи.

Существует множество разнообразных технологий, но самое важное для логопеда – правильно выбрать необходимую в данный момент и подходящую для определённой категории детей. Зная особенности своих детей, я выбрала технологию Активных методов обучения (АМО). Для каждого этапа занятия я использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность. Они строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности дошкольников. Я бы хотела поделиться теми методами, которые для моей работы оказались наиболее продуктивными. И рассказать какие формы занятий мы проводим. К таким занятиям нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, готовить наглядные пособия, дидактический материал. Приведу конкретные примеры:

Занятия-экскурсии. Особенностью занятия-экскурсии является то, что процесс ознакомления с окружающим, обогащение словарного запаса реализуется не в условиях кабинета или групповой комнаты, а на природе, в медицинском кабинете детского сада, на пищеблоке, в библиотеке во время непосредственного восприятия предметов и явлений.

Главным методом познания на занятии-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.

Эффективность занятия-экскурсии заключается в том, что постепенно дети учатся отбирать нужную информацию из большого её массива, описывать свои наблюдения.

Занятия с использованием ИКТ. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия (или непосредственно образовательную деятельность) более интересными, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные презентации поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи традиционных схем и таблиц. Я подбираю презентации к занятиям, по разным темам, нахожу презентации в Интернете, делаю сама.

Занятия, которые проводят родители. На таких занятиях дети получают хороший опыт общения друг с другом и с взрослыми. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком. С этой целью проводится консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков детей, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях.

Театрализованные занятия, занятие-спектакль. Эффективной и продуктивной формой обучения является занятие-спектакль. Использование художественных произведений на занятиях совершенствует произносительные навыки детей, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Произведения берем, учитывая возраст.

Занятие-сказка. Эти занятия обычно использую при обобщении и систематизации знаний детей. Занятия-конкурсы. Занятие - викторина. Занятие КВН

На этих занятиях предлагаются загадки, скороговорки, ребусы и т.д. Подобные задания желательно регулярно давать на рядовых занятиях. Разгадывание головоломок, ребусов способствует усвоению грамоте, развивает смекалку и укрепляет память

Занятие-игра. Одним из важнейших приемов при обучении детей является игра. Факторы, сопровождающие игру, интерес, чувство удовлетворения, радости - облегчает восприятие. Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

Игры использую с различными целями: при закреплении материала; для формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного общения детей на занятиях. Провожу ролевые игры, различные лексические, грамматические, орфографические и т.д.

Приведу пример тема «Мебель»: мы «покупаем» мебель (дети выбирают из предложенных логопедом картинок понравившуюся картинку с изображением мебели), ребенок составляет небольшой описательный рассказ. Развиваем диалогическую и монологическую речь.

Обычно такие занятия очень нравятся детям. На этих занятиях они могут “продавать” и “покупать” все, что угодно. Важно приготовить картинный материал по текущей лексической теме либо игрушки, муляжи и настоящие предметы.

Нетрадиционные формы проведения занятия дают возможность не только поднять интерес детей к изучаемой теме, но и развивать их творческую самостоятельность.

 

Список литературы

1.     Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. (1998, № 4)

2.     Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс “Развивающие игры с элементами логики” для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение. (1996, № 2).

3.     Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. (1997, № 5.)

4.     Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа.(1996, № 9.)

5.     Буя Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника // Начальная школа. (1997, № 2)

6.     Истомина Н.Б. Развивающее обучение // Начальная школа. (1996, № 12)

7.     Канакина В.П. Радость познания – в слове//М.Новая школа, (1996)

8.     Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики // Начальная школа. (1997, № 2)

9.     Панкратова Н.В. Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях // Начальная школа. (1997, № 3)

10. Пчелина Л.В. Нестандартные уроки в начальной школе//Издательство “Учитель”. (2003)

11. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте // Начальная школа. (1997,№ 2.)

12. Яковенко Н.П. Использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка// Начальная школа. (1997, № 3.)