Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РАБОТЫ С НИТКАМИ, КАК СРЕДСТВО АРТ-ТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Авторы:
Город:
Ковров
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2018г.

Мудрая пословица гласит:

«Рука научит голову». 


Существует тесная связь между координацией движений и речью. Тонкие движения пальцев рук появляются раньше артикуляции слогов; последующее совершенствование речевых реакций прямо зависит от степени натренированности движений пальцев. Поэтому необходима тренировка не только артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук. [Большакова,2008,208.]

Тем самым мы и стали использовать арт–терапию - вид ниткографии, ниткописи и изонити, как средство коррекции у детей с нарушением речи.

Арт-терапия имеет древнее происхождение. В определенном смысле ее прототипом являются различные виды сакрального искусства, нередко используемого с лечебной целью и включающего в себя суггестивно-магический, дидактический, эстетический и иные компоненты терапевтического воздействия. Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. английский врач и художник Адриан Хилл (1895 г. – 1977 г.)

Арт-терапия – невербальная форма искусства, которая применяется в индивидуальной и групповой работе. Используется как средство психической гармонизации и развития человека. В современных условиях проблема актуальна, так как в настоящее время значительно возрастает количество детей с проблемами в речевом развитии и коррекционная работа с ними требует поиска в применении новых эффективных способов решения этой проблемы.

Именно поэтому арт-терапия так необходима и, как показывает опыт, так эффективна в работе с детьми и является важным элементом его полноценного развития.

Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арт-терапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. [Киселева, 2006,346]

Преимущества метода арт-терапии А. И. Копытин выделяет следующие:

-   Арт-терапия не имеет возрастных ограничений в использовании. Нет противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.

-   Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения.

-   Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания.

-      Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает   положительные эмоции, помогает сформировать более активную жизненную позицию.

Арт-терапевтические направления разнообразны. [ Копытина,2006, 336] В их числе:

-   изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства.

-   имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

-   музыкотерапия—воздействие через восприятие музыки;

-   сказкотерапия—воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

-   игровая терапия–метод коррекции посредством игры;

-    песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка.

-    ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.

-       смехотерапия–это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности

- цветотерапия–способствует восстановлению индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета.

-   «ниткография», «ниткопись», «изонить» позволяет решать сразу несколько дидактических задач.

Увеличение количества детей, имеющих речевые патологии, вызывает необходимость пересмотра методов и технологий коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи.

Детально изучив все вышеизложенные виды арт-терапии, мы выбрали три её направления, которые, на наш взгляд, являются более эффективными в коррекционной работе.

Это: «ниткография», «ниткопись», «изонить».

Блок: «Ниткографии».

Цель - развитие мелкой моторики рук, совершенствование ручной моторики способствующей активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого – развитие моторной функции речи.

Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контур. Этот приём можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности.

Блок: «Ниткопись».

Цель - способствует развитию художественного вкуса, умению подбирать цвета, способствует умению сравнивать, наблюдать, сопоставлять, обсуждать готовые работы, укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно- двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развивается произвольное внимание, зрительная память. Аналитическое восприятие, речь.

Ниткопись – это изобразительная деятельность, произведения которой создаются с помощью уложенных на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, выкладывание контуров предметов, букв, цифр из нити или рисование окрашенной нитью.

Блок: «Изонить».

Цель - способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.), а также художественных способностей и эстетического вкуса.

Изонить – это создание картин из нитей без использования клея. Нити выкладываются при помощи переплетения, закрепления гвоздиками или протягиванием в дырочки. Оказывается, можно выполнить рисунок, владея нитью и иглой. Один из видов рукоделия, который дает широкую возможность проявить творческую индивидуальность исполнения, фантазию. Эта техника заключается художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. [Гульман,1993,265]

Так как мы знаем, что дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследованиями Института физиологии детей и подростков АПН РФ. М.И. Кольцова, Е.И. Исенина установили, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстаёт, то и речь не соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.

В наших группах для детей с ФФНР обучаются дети с дислалией и со стертой дизартрией. У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. Недостаточно сформированными являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У детей со стертой дизартрией общая моторика сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушена статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы - общей моторики, мимической, мелкой и артикуляционной.

Таким образом, дети с нарушениями речи – это особая категория детей с проблемами в развитии, имеющих следующие особенности:

-   невротическая симптоматика;

-   есть сопутствующие диагнозы;

-   поведенческие проблемы;

-   речевой негативизм;

-   не используют речь для коммуникации;

-   нарушены способности к приёму и переработке информации, вследствие чего отстают в развитии.

[Глухова,2014,473]

Все эти особенности, характеризующие нарушения развития детей данной группы, требуют целенаправленной коррекционной работы, средствами искусства, то есть применение арт-терапевтических занятий, видами нетрадиционной техники работы с нитками. ( «ниткография», «ниткопись», «изонить»).

Данные техники заключают в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, а так же эти упражнения могут быть использованы в качестве развития связной речи, лексической стороны речи.

Выполняя под руководством педагога игровые задания, ребёнок знакомится с геометрическими фигурами, со способами схематичного изображения предметов, форм и учится их различать не только на глаз, но и через моторную память рук.

Мы, занимаясь этими техниками, видим, что дети учатся внимательно вглядываться в предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия. Работая с этими техниками, ребёнок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развиваются глазомер, воображение, фантазия, математические способности.

Играя пальцами рук, дети развиваются в речевом отношении быстрее и лучше, чем дети, чьи руки мало знают пальчиковые игры. Тренируя мелкие движения кисти, виды техник способствуют положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук.

Работа над этими проблемами способствовала у нас поиску нетрадиционных технологий в работе с детьми с нарушением речи.

Использование мною, таких технологий, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, и является атр-терапевтическая работа по нарушению речи. Проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, основанных на арт-терапии, наиболее эффективно, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, и развиваются коммуникативные умения.

 

Список литературы

 

1.Большакова С.Е.«Формирование мелкой моторики рук».//- М.,ТЦ Сфера,2008- 208с. 2.ГлуховаА.Е.«Арт-терапия  в      системе       коррекционной      помощи       детям       с      речевыми нарушениями»//Молодойученый.-2014.-№17.-467-473с.

3.Гульман Р.А. . Иголка и нитка в умелых руках.- М.Легпромбытиздат,1993.- 265 с. 4.Копытина А.И. Арт-тарапия – новые горизонты //– М.:Когито-Центр,2006. - 336с.

5. Киселева М. В. Арттерапия в работе с детьми. – СПб: Речь, 2006.346c.