Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ АФФЕКТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

Авторы:
Город:
Елец
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2018г.

По данным психолого-медико-педагогических комиссий и результатам логопедического обследования, примерно 50% детей дошкольного возраста имеют различные виды речевой патологии и нарушения психического развития. Среди речевой патологии наибольшее распространение имеют диагноз ОНР разной степени тяжести: различные виды дислалии, дизартрии, алалии. Нарушения психического развития включают в себя ЗПР, умственную отсталость и т.д. Вместе с тем симптоматика тяжёлых типов речевых дефектов сопровождаются психическими нарушениями развития.

Одной из наиболее часто встречающейся речевой патологии детей дошкольного возраста (у 5-6% ) является дизартрия, которая в последние годы имеет тенденцию к росту.

При дизартрии у дошкольников вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры проявляются в основном нарушения речевого дыхания, мелодико-интонационных расстройствах, нарастание мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, нарушения силы и тембра голоса (Г.В. Гуровец [1], Р.И. Мартынова [7], О.В. Правдина [9], О.А. Токарева [14], Л. В. Лопатина [5] и т.д.).

В процессе коммуникации у детей с дизартрией возникают сложности в использовании паралингвистических, интонационных, лексических средств, что затрудняют эффективное общение детей. Вместе с тем речевые нарушения при дизартрии сопровождаются нарушениями мимической мускулатуры при проявлении эмоциональных реакций, бедностью эмоциональной выразительности речи, эмоциональной лексики. Осознание детьми старшего дошкольного возраста собственного дефекта, боязнь непонимания их другими людьми усиливают проявления таких аффектов как тревожности и агрессивности.

В нашем понимании аффективно-коммуникативная сфера детей дошкольного возраста с дизартрией представляет собой проявление различной степени эмоциональных реакций (от лёгких эмоций до сильных аффектов) в процессе разнообразных ситуаций общения с другими людьми. Нарушения аффективно- коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с дизартрией представляют собой совокупность нарушений паралингвистических, интонационных, лексических средств и мимической мускулатуры при проявлении эмоциональных реакций, которые сопровождаются проблемами эмоциональной выразительности речи, эмоциональной лексики.

Для выявления состояния и уровня сформированности структурных компонентов аффективно- коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста с дизартрией нами были отобраны следующие методики диагностики:

-     тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца – на выявление состояния произвольной мимической моторики;

-    методика Е.Ф. Архиповой - для выявления восприятия и воспроизведения интонации у детей с дизартрией;

-     заданий из методик И. Ю. Кондратенко, И. Д. Коненковой, В. П. Глухова – на выявление сформированности эмоциональной лексики;

-    методика (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) – на выявление тревожности;

-   методика «Ребенок глазами взрослого» (А. Романов) – на выявление проявления агрессии.

Обследование 30 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом дизартрия позволили установить следующие нарушения аффективно-коммуникативной сферы: симптомы двигательной гиперактивности лица, быстрый темп лицевых движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных лицевых актов, нарушения кинестетического орального и символического праксиса, трудности распознавания вопросительной, восклицательной интонации, бедность импрессивной эмоциональной лексики, сложности в использовании междометий как средства выражения эмоций, преобладание физической, вербальной агрессия и агрессии, направленная на сверстников (1 и 2 уровень агрессивности), наличие высокого и среднего уровня тревожности.

Коррекционная работа с дошкольниками с диагнозом дизартрией включает в себя различные технологии, формы, методы, направленные на смягчение, устранение симптомов дизартрии (Л.В. Лопатина [4], Н.А. Лукина [7], И.А. Смирнова [13], М.В. Рогожникова [10], Н.В. Рыжова [11] и др.). Среди наиболее эффективных технологий коррекции речевых и эмоциональных нарушений многие исследователи, логопеды и психологи выделяют арт-терапию (А.И. Копытин [2], А.В. Кудрина [3], В.Н. Никитин [8], Е.Е. Свистовская [12] и др.).

Для коррекции аффективно-коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с дизартрией мы применяли различные техники арт-терапии: изотерапию (художественно-изобразительную деятельность), имаготерапию (театрально-исполнительскую деятельность), кинезитерапию и музыкотерапию (музыкально- двигательную деятельность), игротерапию, сказкотерапию.

Изотерапия нами применялась для коррекции агрессивности, тревожности и обогащения эмоциональной лексики детей в процессе общения.

Изотерапия включала работу по созданию личного рисунка и работу с готовыми художественными произведениями и их анализ.

При применении изотерапии для коррекции агрессивности и тревожности мы предлагали детям нарисовать рисунок, например, на обобщённые темы «Нарисуй добро (счастье)», «Нарисуй то, что тебе нравится, (от чего тебе радостно, от чего ты улыбаешься, что заставляет тебя быть сердитым)», «Нарисуй спокойное море», «Нарисуй яркий солнечный день», либо задания на превращения одного изображения в другое, например, «Преврати чёрную, злую кляксу (точку) в весёлую, добрую, светлую», «Дорисуй тёмные линии (круги) светлыми красками».

Для формирования у детей с дизартрией употреблять в речи эмоционально-оценочные лексемы, а также синонимы и антонимы, характеризующие эмоциональные чувства, нами использовалось рассматривание картин (как направление изотерапии) известных художников, в которых изображены разнообразные чувства героев, состояние природы (К.Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы», И.Н. Крамской «Неутешное горе», О.Б. Богаевская «День рождения», И.Е. Репин «Не ждали», П. Клодт «Опять двойка», В.М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», Б.М. Кустодиев «Масленица», И. Э. Грабарь«Февральская лазурь»).

Посредством имаготерапии мы корректировали способы передачи эмоций и чувств посредством мимики, пантомимики, интонационной и эмоциональной выразительности, звукоподражания. Использовались игры-драматизации и игры-инсценировки небольших сказок и стихотворений, посредством которых дети учились употреблять в речи междометия, умения вести диалог, использовать пантомимические средства, звукоподражания, характеризующие положительную и отрицательную оценку явлений действительности (сопряжено, отражённо, самостоятельно).

Кинезитерапия (музыкально-двигательная деятельность) в форме мимической гимнастики под музыку включала использование комплекса упражнений: поднимать брови, прищуривать глаза, плотно смыкать веки, сжимать губы, растягивают губы в улыбке, вытягивать губы вперёд, как для игры на дудочке, надувать щёки, оскаливать зубы, вытягивать губы как для свиста. Для коррекции интонационной выразительности речи нами применялись разные хороводные танцы с пением и движением, для коррекции просодических компонентов речи - ритмичности, мелодики, интонационной выразительности использовались речевые игры и ролевые стихи с движениями под музыку.

Сказкотерапия в форме пересказа сказки по ролям, диалогам между персонажами сказки решала задачи коррекции интонации высоты, длительности звуков, силы голоса, звучания, интонационной выразительности.

Как средство коррекции аффективно-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста с дизартрией различные техники арт-терапии применялись самостоятельно для решения конкретных задач, интегрировались с другими техниками арт-терапии, выступали дополнительным методом общей логопедической работы.

 

Список литературы

 

1.        Гуровец, Г.В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии [Текст]/ Г.В. Гуровец, С.И. Маевская //Вопросы логопедии.- М., 1982.- С. 75.

2.        Копытин, А. И. Практикум по арт-терапии [Текст]/ А.И. Копытин. - СПб.: Питер, 2000. - 443 с.

3.        Кудрина, А.В. Методы арт-терапии в практике психологического консультирования [Текст]/ А.В. Кудрина// Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна».- 2009. - № 3.- С.12-18.

4.        Лопатина, Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст]/Л.В. Лопатина//Дефектология. - 2003. - №4.-С.68-91.

5.        Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст]: учеб. пособие/ Л.В. Лопатина. — СПб.: Издательство «Союз», 2004. — 192 с.

6.        Лукина, Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР [Текст]/ Н.А. Лукина//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2012.- №4. – С.38-43.

7.        Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией [Текст]/ Р. И. Мартынова// Хрестоматия по логопедии: В 2 т. Т1./ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Владос, 1997. - 656 с.

8.        Никитин, В.Н. Арт-терапия [Текст]: учебное пособие. / В.Н. Никитин. - М.: Когито-Центр, 2014. - 328 c.

9.        Правдина, О. В. Логопедия [Текст]: учеб. пособие/ О. В. Правдина. - М.: Просвещение, 1973. -272 с.

10.     Рогожникова, М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки [Текст]/ М.В. Рогожникова // Логопед.- 2008.- № 2. – С. 66-73.

11.     Рыжова, Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей [Текст]/ Н.В.    Рыжова// Дошкольная педагогика.-2010.- №4.- С.10-12.

12. Свистовская, Е.Е. Арт-терапия детей и подростков [Текст]/ А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская Е.Е..- Когито-Центр, 2007.- 125 с.

13.     Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст]/ И.А. Смирнова. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 320 с.

14.     Токарева, О. А. Дизартрия [Текст]/ О. А. Токарева//Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С. С. Ляпидевского.- М., 1969. – С.68-95.