Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭТАПЕ ПОВТОРЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Авторы:
Город:
Железногорск, Красноярский край
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Безусловно, реалии современного общества диктуют задачу введения дошкольника в новое информационное пространство за счёт использования компьютерных технологий и к этому его необходимо готовить. (Гибдулина З.М., Соловьёва Е. и др.,2009).

Мы, как учителя-логопеды, согласны с мнением авторов, считающих, что компьютерные технологии возможно использовать на всех этапах коррекционной работы (Вренёва Е., 2010; Козловская Е.В., Шибаева Л.В., 2011; Соприна М.В., 2010).

Но для нас крайне интересным является вопрос применения компьютерных технологий именно на этапе повторения и закрепления учебного материала, как вариант работы по взаимодействию с родителями. Мы считаем: одной из форм работы может являться представление текущей лексической темы в родительском уголке в электронном виде. Тем самым, родители получают возможность отрабатывать дома тот материал, с которым ребёнок познакомился в детском саду. Наряду с этим, создаются условия для дистанционного обучения родителей. Таким способом, ребёнок, пропустивший в силу личных обстоятельств занятия, получает возможность овладеть знаниями в домашних условиях (Вренёва Е., 2010).

В связи с чем, взяв за основу, разработанную ранее тему «Мой город Железногорск», и представленную на бумажном носителе два года назад мы перевели её в электронный вид. В дальнейшем, данный материал был предложен для апробации родителям при закреплении лексического темы дома (Воронова А.Е., Корчагина А.Е., 2013).

В том числе для выявления отношения родителей к выполнению домашних заданий, а также для определения наиболее оптимальной формы её представления мы разработали и запустили анкету. В анонимном анкетировании приняли участие 18 родителей, дети которых посещали в 2012-2013 уч.г.г. группы для детей с ФФНР и ТНР (подготовительные к школе группы) МКДОУ № 72 «Дельфиненок» г.Железногорска. Представим результаты, полученные в ходе обработки анкетных данных.

Анкета для родителей

1.     По вашему мнению, способствует ли выполнение домашних логопедических заданий преодолению речевого нарушения у вашего ребёнка? Да – 94%, нет – 6%.

2.     Считаете ли Вы информацию по закреплению  лексической темы, расположенную в родительском уголке, приемлемой формой взаимодействия? Да – 83%, нет – 11%, не знаю – 6 %.

3.     С какой периодичностью Вы знакомитесь с информацией по закреплению лексической темы, расположенной в родительском уголке? Еженедельно – 67%, другие варианты – 33%.

4.     Лично для Вас, какая форма закрепления лексической темы явилась бы наиболее  приемлемой?

Бумажный носитель – 44%, электронный носитель – 33%, оба варианта – 16%, устный – 6 %..

Анализ результатов анкетирования позволяет нам сделать следующие выводы:

1.            В целом, родители осознают важность выполнения логопедических домашних заданий;

2.          Большинство из них считают информацию, предоставленную в родительском уголке по закреплению текущей лексической темы, приемлемой формой взаимодействия и делают это систематически;

3.          В качестве варианта представления материала, исходя из родительских запросов, целесообразно использование, как бумажного, так и электронного носителя.

Впоследствии нами была разработана презентация из цикла домашних заданий по теме «Одежда. Головные уборы». Данная тема понятна, близка и интересна детям старшего дошкольного возраста, в том числе, имеет ярко выраженную гендерную окраску. Фильм сопровождается соответствующей памяткой, облегчающей закрепление темы в домашних условиях.




Нам стало крайне интересно выявить не только отношение родителей, но и детей по поводу выполнения домашних заданий и формы их предъявления. В связи с этим, нами разработана анкета, вопросы которой базируются на самонаблюдении, которое позволяет испытуемым сконцентрироваться на своих «суггестивных представлениях» и выразить их вербально.

Анализируя результаты анкетирования, педагог может сделать выводы о:

·       эмоционально-волевых качествах личности ребёнка;

·       речевых предпочтениях дошкольников;

·       возможном уровне их рефлексии;

·       трудностях возникающих в процессе обучения и использовать полученные данные для осуществления индивидуального подхода при подборе упражнений, для поиска дополнительных методов и приёмов коррекции и развития.

Обратимся к результатам, полученным в ходе обработки анкетных данных 19 испытуемых, посещавших группы для детей с ФФНР и с ТНР МБДОУ №72 г. Железногорска. Предложенная анкета состоит из 11 вопросов. Её заполнение производилось в результате индивидуального опроса.

На 1-ый вопрос «Как ты думаешь, нужно ли тебе выполнять домашние задания логопеда? Объясни почему» «да» ответили 18 детей, «нет» – 1 ребёнок. В качестве причины, объясняющей ненужность выполнения заданий, этот ребёнок отметил возникающие у него трудности: «Там нужно выговаривать, вырезать, а мне тяжело».

Следует особо отметить наличие познавательной «внутренней» мотивации, имеющейся у большинства дошкольников – 17 человек. Эти дети объясняли необходимость выполнения домашних заданий: «их помощью в школьном обучении; возможностью быть умным и всё знать; умением раскрашивать и «говорить красиво». У 2(двух) детей имеет место «оценочная» (внешняя мотивация): «Чтобы Вы проверили и поставили 5; чтобы получить солнышко», - поясняли они.

2-ой и 3-ий вопросы идентичны по содержанию и предполагают наличие механизма двойного контроля достоверности результатов самонаблюдения с помощью вербальной (2-ой вопрос): Нравится ли тебе выполнять дома задания логопеда? И невербальной - рисуночной оценки (3-ий вопрос): Выбери человечка, характеризующего твоё настроение после выполнения домашних заданий.

Полученные ответы вызвали и у нас положительные эмоции, ввиду того, что все дети не только сказали

«Да», отвечая на 2-ой вопрос, но и выбрали улыбающегося человечка (3-ий вопрос).

Детям нравится выполнять, потому что: «Интересно; развиваются мысли; можно разукрашивать; учить стихи; наклеивать; весело».

4-ый вопрос: В каком виде ты хочешь, чтобы тебе давали домашние логопедические задания? предполагал 3 варианта ответа:

А) на листках и в тетрадях

Б) на компьютере В) а +б

Предпочтение листкам и тетрадям выразили  7  человек, компьютеру –  4, сочетанию традиционной  и нетрадиционной форме – 8 дошкольников.

Включение в анкету 5 вопроса «С кем ты обычно выполняешь домашние задания?» и 6 вопроса «С кем ты выполнял(а) задания на компьютере?» обусловлено имеющимся у нас предположением о том, что подключение технических средств позволит вовлечь мужскую половину, т.е. пап, к выполнению домашних заданий. Данное предположение было опровергнуто. Компьютерный вариант не изменил расстановку сил. Все дети выполняли задания в привычных парах, с тем из родителей, с которым и обычно. В том числе, с мамами и бабушками – 15 человек, с мамами и папами – 4.

Хочется особо  отметить, что большинство детей – 16 человек – любят выполнять задания вместе с родителями. Это ответы на 7 вопрос, который гласит так «Как ты любишь выполнять задания логопеда: один или с родителями?» Дошкольники мотивируют свой выбор тем, что: «одному грустно, а вдвоём весело; родители помогают; родители могут подсказать; и просто любовью к ним».

Однако, 3 ребёнка предпочитают делать самостоятельно, поясняя при этом, что одному интереснее. Заключительные вопросы (8, 9, 10) были направлены на выявление как предпочтений, так и трудностей,

возникших в ходе закрепления с помощью компьютера темы «Одежда. Головные уборы».

Ответы на 8 вопрос, звучавший так «При закреплении темы «Одежда» какие задания тебе понравились больше всего? Объясни почему» показали, что речевые симпатии детей были самыми разнообразными и распространялись на все предлагаемые им задания.

Антипатии в ответах на 9 вопрос «Какие не понравились? Объясни почему» преимущественно либо не выделялись (13 детей), либо объяснялись сложностью предлагаемого материала для конкретного ребёнка. Так, при нарушении слоговой структуры – это  проговаривание слов со стечением согласных; при недоразвитии грамматического строя - образование множественного числа существительных в родительном падеже, согласование существительных с числительными; при трудностях в установлении причинно-следственных связей–   д\и «4-ый лишний».

При ответе на 10 вопрос «Какое(ие) задание(я) было(и) трудным(и)? Объясни почему» со слов 12 испытуемых «трудности не возникли». А у 7 – они соотносились с особенностями речевого статуса ребёнка. Например, при искажении слоговой структуры – проблемы в произнесении слов типа: свитер, пиджак; при недостаточной сформированности связной речи ребёнку «трудно составлять рассказ, потому что долго надо было придумывать, думать головой».

На 11 вопрос «Какие задания ты хотел бы получать от логопеда по закреплению темы недели?» 9 дошкольников ответили – «все»; 4(четверо) отдали предпочтение изменению слов с помощью картинок; 4 – разучиванию стихов с движениями; 1 ребёнок выбрал все варианты за исключением составления рассказов о предметах; и 1 проявил интерес только к составлению рассказов о предметах.

Итак, анализ результатов анкетирования позволяет нам сделать следующие выводы:

1.     Большинство дошкольников осознают необходимость выполнения ими логопедических домашних заданий и имеют при этом «правильную» внутреннюю познавательную мотивацию.

2.     Задания логопеда интересны, вызывают у детей исключительно положительные эмоции.

3.     В качестве формы подачи домашних заданий целесообразно использовать как традиционную форму (листки, тетради), так и технические средства.

4.     Домашние задания являются адекватным средством поддержания благоприятных детско-родительских отношений.

5.     По нашему мнению, ввиду пассивности пап следует разработать механизм их  привлечения к

выполнению домашних логопедических заданий.

6.     Необходимо использовать полученные в ходе анкетирования данные для осуществления индивидуального подхода при подборе упражнений, для поиска дополнительных методов и приёмов коррекции, формирования и развития речевых функций ребёнка.

Подводя итог вышесказанному, необходимо особо отметить, что использование компьютерных технологий не должно превращаться в цель, т.к. не заменяет традиционных методов логопедического воздействия, а является лишь способом овладения информацией, средством обучения и формирования личности.

 

Список литературы

1.     Азова Е.А., Маслова И.И., Смелова Н.Н. ИТК в работе по постановке звуков у дошкольников // Воспитатель ДОУ.- 2011.- № 3.- С. 98-103

2.     Веденина Е.Р. Развивающие и обучающие компьютерные игры в ДОУ // Воспитатель ДОУ.- 2010.- № 12.- С. 52-59

3.     Воронова А.Е., Корчагина А.Е. Использование информационных технологий в работе с родителями // В сб. IX Международная интернет-конференция «Перспектива» - Железногорск, 2013.- С. 53-61

4.     Вренёва Е. Мультимедийные технологии // Дошкольное воспитание.- 2010.- № 12.- С. 32-36

5.     Гурьев С.В. Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста. ИТО-Троицк, 2008

6.     Денисова Т.Р. Компьютер в детском саду // Ребенок в детском саду.- 2010.- № 2, № 3.- С. 77-79

7.     Детский сад от А до Я. Бревнова Ю.А., Ходакова Н.П. Компьютерные технологии в образовании детей дошкольного возраста.- 2011.- № 5.- С.64-67

8.     Козловская Е.В., Шибаева Л.В. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в группах компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями  речи // Логопед в детском саду.- 2011.- № 3(53).- С. 13-21

9.     Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы //Логопед.- 2008.- № 5.- С. 4-11

10. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиск, подходы // Дефектология, 2004. № 5

11. Макарова Е.В. Использование компьютеризированных заданий в работе с дошкольниками на этапе автоматизации звуков в словах // Логопед в детском саду.- 2011.- № 2 (52).- С. 37-45

12. Невская В.П. Использование современных практических технологий по преодолению фонетико- фонематических нарушений в процессе коррекционного воздействия // Логопед в детском саду.- 2011.- № 3 (53).- С. 50-54

13. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет: планирование занятий, рекомендации, дидактический материал, консультации для родителей / авт.-сост. З.М. Гибдуллина.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2011.- 139с.

14. Соприна М.В. Компьютерные технологии в коррекции речевого развития дошкольников // Воспитатель ДОУ.- 2010.- № 7.- С. 108-114

15. Соловьева Е., Казаркина Л., Туйчиева И., Горницкая О., Лунева О. «Продвинутый» дошкольник // Обруч.- 2009.- № 6.- С.15-19

16. Щербина С.В., Селезнёва Т.В. ИКТ в образовании дошкольников с особыми потребностями в обучении // Воспитатель ДОУ.- 2011.- № 6.- С. 71-74