23 апреля 2016г.
В качестве основной и важнейшей цели специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья во всех странах мира выдвигается социальная адаптация и интеграция. Успех этого в значительной степени зависит от социальной компетентности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт.
Основной недостаток в воспитании и обучении детей с ОВЗ Л.С. Выготский объяснял неумением педагога видеть в дефекте его социальную сущность. Он писал: «Всякий телесный недостаток — будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие — не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение, ...происходит социальный вывих, перерождение общественных связей, смешение всех систем поведения» [2; С.3].
Интеллектуальная недостаточность наряду с традиционным комплексом отставаний в развитии ребенка, обязательно означает значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества. Критерий «значительные трудности в процессе социализации и социальной адаптации» выделяется в качестве общих для всех многообразных патологических состояний, определяемых термином «умственная отсталость».
Успешность социальной адаптации у детей с умственной отсталостью определяется не только количеством сформированных у них знаний, умений и навыков, но и способностью адекватно применять их в разнообразных жизненных ситуациях.
Противоречие между жизненными реалиями настоящего времени и социальными качествами выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида определяет огромную значимость проблемы— поиска путей и средств, обеспечивающих эффективность социализации умственно отсталых учащихся.
С целью совершенствования процесса социализации детей с интеллектуальной недостаточностью в образовательных учреждениях VШ вида активно используется учебный курс «Социально-бытовая ориентировка» (СБО). Однако анализ практики показывает, что педагогические возможности данного курса в социальном становлении личности используются не всегда полностью. Учителя рассматривают данный курс чаще всего как дополнительное подспорье в формировании навыков самообслуживания, практико-предметных навыков. В современных же условиях становится доминирующей необходимость более глубокого использования социально- педагогического потенциала курса СБО в учебно-воспитательном процессе.
Учитель СБО должен поставить перед собой задачу, чтобы каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладел основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, содержания жилища, научился пользоваться бытовыми электроприборами и т.д.
С целью более прочного усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможности их использования в различных жизненных ситуациях, существенного повышения мотивации и интереса к урокам СБО, приобретения нового опыта деятельности и поведения на уроках, мной была выбрана следующая схема формирования социально-бытовых компетенций у умственно-отсталых учащихся:
Выявление уже имеющихся у детей знаний, умений и навыков по теме; Восполнение дефицита, имеющихся у детей знаний;
Формирование первичных умений и навыков с опорой на приобретенные знания по теме и с получением необходимых практических результатов;
Уточнение и систематизация полученных знаний, умений и навыков; Расширение социально-бытовой компетентности и социальная адаптация. Рассмотрим более подробно содержание каждого этапа:
1 этап. Выявление уже имеющихся у детей знаний, умений и навыков по теме.
На данном этапе в процессе беседы с детьми на уроке и во внеурочное время, а также из бесед с воспитателями и родителями и наблюдений за детьми я выявляю запас знаний и умений, учащихся по конкретным темам. Это дает возможность определить основные акценты в собственной планируемой деятельности, осуществлять свою работу более четко, целенаправленно, а кроме того, учитывать реальные нужды детей в плане социально-бытового образования и избегать ненужных усилий и затрат времени на то, что детям хорошо знакомо.
2 этап. Восполнение дефицита имеющихся у детей знаний.
На данном этапе большое значение имеет привлечение интереса учащихся к изучаемой теме, активизация их деятельности. Это может быть достигнуто разнообразными формами: постановкой проблемной ситуации, ее решения с использованием демонстрации (демонстрация сюжетных и предметных иллюстраций, мультфильмов, кинофильмов), использования ИКТ, наблюдения. Разрешение этих ситуаций развивает способность детей ориентироваться в обстановке, формирует привычку анализировать условия, в которых приходится действовать, адекватно применять знания в изменённых условиях.
3 этап. Формирование первичных умений и навыков с опорой на приобретенные знания по теме и с получением необходимых практических результатов.
На данном этапе основной акцент ставится на высокую активность со стороны учащихся. Активность детей на занятиях обеспечивается: обследованием изучаемых предметов, осуществляемая на полисенсорной основе; оперирование предметами, игрушками, картинками; составление схем, планов; различные игры детей (дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские); выполнение разнообразных упражнений, практических работ; отгадывание загадок, ребусов и кроссвордов, рисование, конструирование, моделирование реальных жизненных ситуаций, оценивание действий людей в реальных ситуациях и на изображениях. Как наиболее эффективные могут быть использованы также следующие дидактические методы и приемы:
1. прием сравнения натуральных объектов (например, чистой и грязной одежды, обуви, посуды и т.д.);
2. рассматривание рисунков, изображающих детей в чистой и грязной одежде, с оторванными пуговицами, оценка их внешнего вида;
3. оценка различных типов поведения детей на изображениях и в реальных ситуациях (например, в столовой, при посадке в автобус);
4. метод аналогий (личностной аналогии) (например, «А как бы ты поступил в этой ситуации?», «А как бы ты хотел, чтобы к тебе обратились?»).
4 этап. Уточнение и систематизация полученных знаний, умений и навыков.
На данном этапе учитель должен проверить усвоил ли ученик необходимые знания, умения, навыки, понял ли какие именно действия и в какой последовательности он должен осуществлять. Может ли последовательно и целенаправленно достигать поставленной цели. Наиболее эффективно это достигается с помощью тестовых заданий, которые позволяют уточнить качество усвоения знаний, умений и навыков, не занимая много времени.
5 этап. Расширение социально-бытовой компетентности и социальная адаптация. На данном этапе учащиеся применяют полученные знания и умения в группе продленного дня, семье, в окружающей жизни. От воспитателя и родителей педагог получает обратную связь об уровне сформированности социально-бытовых знаний, умений при применении их в повседневной жизни, проводит необходимую корректировку их в процессе дальнейшего обучения.
В результате использования данной схемы, у умственно отсталых детей лучше формируются социально- бытовые знания и умения, позволяющие обогатить свой багаж знаний и жизненный опыт в результате обретения «чувства общества»; идентифицировать себя как личность, прежде всего в социальной сфере; развить способности к профессиональной деятельности и целенаправленному проведению досуга ( постепенный отбор таких видов деятельности и поведения, которые оптимальны как для индивидуума, так и для общества ).
Уроки СБО, как составляющая часть пути формирования готовности к самостоятельной жизни, реализует процесс социально-бытовой подготовки умственно отсталых детей, создаёт базу для их социализации; обеспечивает их включение в социальную среду, успешное развитие и функционирование в условиях изменяющегося социального окружения.
Список литературы
1. Воронкова В.В. (ред.) Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы. Сборник 1. - М.: Владос, 2011. - 228 с.
2. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995. - С.3
3. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. -192с.
4. Девяткова Т. А., Кочетова Л. Л., Пертикова А. Г., Платонова Н. М., Щербакова А. М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. - М. Владос, 2014.– 304 с.
5. Лыкова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII вида. 5-9 классы – М.: ВЛАДОС, 2015. – 136 с.