Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕРЕСТРОЙКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО К ПОДРОСТКОВОМУ ВОЗРАСТУ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

Рассматривая школьные возраста, в рамках периодизаций развития, разработанных Д.Б. Элькониным [10] и А.В.Петровским [7], выделяют младший школьный, подростковый и старший школьный возраста. Одними из главных характеристик этих возрастных периодов являются социальная ситуация развития и ведущая деятельность. При переходе от младшего школьного возраста к подростковому изменяется социальная ситуация развития, как специфическое для периода взаимодействие ребенка с социальным окружением. Можно считать, что на смену ситуации обучения приходит ситуация эмансипации от взрослых и группирования со сверстниками. Одновременно, развитие личности начинает зависеть не от учебной деятельности, а от интимно-личностного общения подростков.

При ситуации обучения, как социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте, ребенок зависит от значимых взрослых, прежде всего, родителей и учителя. Его основные успехи и проблемы так или иначе связаны с процессом обучения в школе. И ведущая деятельность, от которой зависит развитие личности [3], оказывает влияние на личность младшего школьника опосредованно – через оценки ближайшего социального окружения, воспринимающего ребенка в это время главным образом как ученика с высокой или низкой успеваемостью. В учебной деятельности важна ее результативность, порождающая особую психологическую атмосферу, в которой находится младший школьник в классе и в семье. Эти особенности возрастного развития ребенка создают для взрослых благоприятные возможности трансляции социально одобряемых ценностей, мотивов, норм и т.п.

В подростковом возрасте происходит переориентация со взрослых на сверстников. Социальная ситуация развития характеризуется психологическим отделением от взрослого окружения. Развитие личности начинает зависеть, в первую очередь, от общения со сверстниками, хотя ведущей должна стать полидеятельность – сочетание интимно-личностного общения с учебно-профессиональной деятельностью, ориентирующей подростка на учебу в ее содержательном аспекте и временной перспективе [2].

Если для младших школьников наиболее референтными лицами были взрослые, то для подростков взаимоотношения со сверстниками становятся определяющим типом взаимоотношений, а взаимоотношения со взрослыми – зависимым [2]. Подростки, эмансипируясь от взрослых [4], ориентируются на молодежную субкультуру, вобравшую в себя ценности индивидуализма и потребления, широко рекламируемые современными СМИ. Еще Э.Фромм описал идеологию общества потребителей, в котором духовность отходит на задний план и иметь важнее, чем быть [9]. В последние десятилетия в нашей стране ощутимо проявился этот уклон. Как писал совсем недавно А.С.Арсеньев, «с одной стороны, уничтожение идеологического пресса, штамповавших социальных функционеров и конформистов, как будто бы открывает дорогу воспитанию личности; с другой стороны, хлынувшая в образовавшийся вакуум и связанная с господством рыночных отношений идеология индивидуализма, вещизма и ее продукт – «массовая культура» являют собой более глубокую, тонкую и соблазнительную подмену всего собственно человеческого и личностного» [1, с. 181–182].

В связи с этим можно предположить, что в современных социально-экономических условиях изменения в мотивационно-потребностной сфере при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту представляют собой ярко выраженную перестройку,  отражающую не только возрастные закономерности, но и ценностно-смысловые тенденции, присущие обществу.

В эмпирическом исследовании, проведенном с младшими школьниками и подростками, сравнивалась выраженность трех видов мотивации – гедонистической, эгоцентрической и духовно-нравственной.

Под гедонистической мотивацией (греч. hedone – наслаждение) понимается мотивация, подконтрольная принципу удовольствия, достаточно примитивная – сходная с мотивацией, связанной с витальными потребностями. В школьных возрастах она ориентирует на развлечения, избегание ответственности и напряженной деятельности, сохранение эмоционального комфорта вопреки реальности; может приводить к неумеренности в потреблении сладкого или перееданию, с подросткового возраста – к алкоголизации, наркомании, промискуитету.

Эгоцентрическая мотивация, связанная со стремлением к самоутверждению и личному успеху, в школьных возрастах может выражаться как в постановке личных целей, приводящих к высокой успеваемости или достижениям во внеучебных областях, так и в ориентации на обладание «престижными» вещами и поддержание статуса любыми путями, в неразборчивости в средствах достижения поставленной цели.

Духовно-нравственная мотивация развивается на основе высших, по А.Маслоу, потребностей – потребности в любви, уважении, принадлежности к группе, познавательной и эстетической потребностях, потребности в самоактуализации [5] – и согласуется с феноменом самотрансценденции, описанном В.Франклом [8]. У школьников – это содержательные интересы, увлеченность каким-нибудь делом, привязанность к близким людям, любовь к искусству, природе, животным и т.п. (мотивация, связанная с религиозными чувствами, требует дополнительного анализа).

Исследование проведено со 160 школьниками, обучающимися в средних общеобразовательных школах г. Москвы: 80 младшими школьниками (9-10 лет, 4-ый класс) и 80 подростками (11-12 лет, 5-6-ой классы). Использованы варианты для двух возрастов авторской методики «Доминирующая мотивация» (при сравнении показателей применялся коэффициент) [6]. При статистической обработке и анализе результатов использовались критерии U Манна-Уитни и W Уилкоксона.

Полученные данные позволили определить мотивационные профили младших школьников и подростков: на первом из указанных возрастных этапов преобладает духовно-нравственная мотивация, на втором доминирование недостаточно представлено за счет двух выраженных мотивационных тенденций – эгоцентрической и гедонистической (рис. 1).


Рис. 1. Мотивационные профили учащихся на разных возрастных этапах (средние значения по возрастным группам)




Рассматривая популяционную динамику, можно отметить усиление гедонистической и эгоцентрической мотивации от младшего школьного к подростковому возрасту (от 4-ого к 5-6-ому классам). Повышение значимости этих двух мотивационных тенденций наблюдается на фоне ослабления духовно- нравственной мотивации. Различия между возрастными группами по всем трем параметрам статистически значимы при р≤0,001.

В связи с этим мы можем судить о том, что:

–    в младшем школьном возрасте, когда дети ориентируются на значимых взрослых, заинтересованных в их успешном обучении и транслирующих в связи с этим традиционные, социально одобряемые ценности, интенсивно развивается духовно-нравственная мотивация;

– подростки, ориентированные на сверстников и усваивающие молодежную субкультуру (контркультуру по А.С.Арсеньеву), восприимчивы к тем новым, широко рекламируемым ценностям, которые появились в обществе при резком изменении социально-экономических условий; в подростковом возрасте, благодаря этому, развивается гедонистическая мотивация, подчиненная принципу удовольствия;

–    переход из младшего школьного в подростковый возраст сопровождается выраженной перестройкой мотивационно-потребностной сферы, изменением мотивационного профиля.

Список литературы

 

1. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа: философский очерк // Развитие личности. 2013, № 2.– С. 110-184.

2. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. – М: ПЕР СЭ, 2008. – 383 с.

3.   Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Том 1. – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.

4.   Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: Апрель Пресс, Эксмо Пресс, 1999. – 416 с.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.

6.    Методики оценки уровня психологического здоровья у детей школьного возраста / Под ред. Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 126 с.

7. Петровский А.В. Психология в России: ХХ век. – М.: УРАО, 2000. – 312 с.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 367 с.

9. Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990. – 336 с.

10.   Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. – М. – Воронеж, 1995. – 416 с.