Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Авторы:
Город:
Тобольск
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Современный мир находится под угрозой исчезновения всего будущего человечества, а именно на грани экологической катастрофы. Не станет отрицать ни один здравомыслящий человек, что одной из актуальных проблем современности является экологическое образование. Одним из критериев оценки нравственности каждого человека должно стать разумное отношение к природе, к окружающему его миру.

В дошкольном возрасте происходит становление качеств человеческой личности, и закладываются основы экологической культуры. Это самый благодатный период для решения задач экологического образования. В это время в детях нужно закладывать представление о том, что каждый человек нуждается в чистоте окружающей среды. Поэтому очень важно научить детей беречь красоту природы. Правильная организация эколого- развивающей среды в ДОО в формировании экологического сознания детей является немаловажным фактором.

На участке детского сада разнообразие животного и растительного мира, с экологической точки зрения правильная организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляет эколого-развивающую среду.

В дошкольном образовательном учреждении эколого-развивающая среда понимается как совокупность объектов неживой и живой природы, открывающих ребенку пространство для ориентировки и природоохранных действий и отличающихся вариативностью и возможностью действовать самим детям, что будет способствовать формированию основ экологической культуры.

Эколого-развивающая среда - это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Педагог, организуя деятельность в такой среде, поощряет инициативу детей, создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты, чтобы найти решение самостоятельно. В связи, с чем у них стойкий интерес к природе, формируется самостоятельность, познавательная активность, инициативность. Решение проблемных ситуаций, экспериментальная детская деятельность, совершенствуют у детей умение вычленять проблему, анализировать, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их. К природным объектам гуманное отношение воспитывает у детей постоянные наблюдения, уход за растениями и животными, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.

Задачи эколого-развивающей среды предполагают создание условий для:

-     познавательного развития ребенка (систематических наблюдений за объектами природы (живой и неживой), возможностей для детского экспериментирования с природным материалом, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов усиление интереса к явлениям природы);

-   оздоровления ребенка (использование для озеленения территории экологически безопасных материалов, оформления интерьеров, игрушек, создание условий для общения детей с природой);

-   эколого-эстетического развития (развитие умения видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам);

-   формирования навыков экологически грамотного поведения (поведения в природе, навыков экономного использования природных ресурсов);

-    экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала в непосредственно-образовательной деятельности, совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности детей и т.п.);

-    становления нравственных качеств ребенка (формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы, создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними).

В дошкольных образовательных учреждениях основными элементами эколого-развивающей среды принято считать зеленые зоны на участке и уголок природы. К организации уголков природы актуален и вариативный подход. Они могут быть как традиционными (комната природы, живые уголки в группах, зимний сад), так и нетрадиционными (экологическая лаборатория, фитобар и др.). Но несмотря ни на что каждая из этих форм должна соответствовать целям и задачам эколого-образовательной работы.

Можно выделить следующие объекты, помогающие создать эколого-развивающую среду в детском саду:

1.    Достаточно традиционным элементом эколого-развивающей среды дошкольных учреждений нашей страны являются живые уголки (уголки природы). Они играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за животными и растениями, очень любимы детьми.

2.   В качестве элементов эколого-развивающей среды создаются ландшафтно-этнографические мини-музеи, музеи природы, картинные галереи. Ландшафтно-этнографические музеи позволяют познакомить дошкольников с экологическими проблемами на примере своей местности, с природными и национальными особенностями региона, с вопросами использования природы и отношения к ней людей в конкретном районе.

3.     Сад и огород  - данные элементы эколого-развивающей среды можно назвать традиционными  для дошкольных учреждений, углубленно занимающихся ознакомлением с природой. Огород используют с целью знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе, а также для выработки у детей навыков ухода за растениями. Продукция выращенная в детском саду зачастую используется как для употребления в пищу детьми, так и на корм для животных.

4.      Зимний сад - относительно традиционный элемент среды. Он выполняет оздоровительную и релаксационную функции. В нем могут быть размещены как различные группы растений, так и отдельные животные.

5.   Нетрадиционным элементом эколого-развивающей среды является альпийская горка. Ее вариативность проявляется в видовом составе растений, внешнем виде, размерах, в месторасположении горки. Альпийская горка привлекает детей своей необычностью и красочностью, оживляет среду, развивает в детях эстетические чувства, любознательность, способствует возникновению познавательного интереса, воспитывает к живым существам бережное отношение.

6.   В последние годы во многих учреждениях организуют фитобары. Это небольшие помещения, где детям после процедур и занятий в бассейне предлагается набор витаминных чаев, настоев из трав, плодов.

7.    Мини-фермы представляют собой комплекс подсобных помещений и вольеров. Некоторые детские сады, имеющие соответствующие условия, создают мини-фермы на своей территории, так как многие городские дети не имеют возможности познакомиться с обычными домашними животными.

8.      Экологические тропинки в дошкольных учреждениях выполняют развивающую, эстетическую, познавательную, оздоровительную функции. Выделяют два типа экологических тропинок: 1) в природных или приближенных к ним условиях (парк, пригородный лес, сквер); 2). на территории дошкольного учреждения.

9.    Педагогам детского сада позволяет эффективно организовывать процесс экологического образования грамотное оформление территории. На ней могут быть созданы клумбы, газоны, мини-парки, сады, и т.д. Можно выделить участки для экспериментирования, на которых всегда будет чистый песок, вода, камни. Зимой их заменят снег и лед.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо обратить внимание на то, что грамотная организация эколого-развивающей среды в ДОО с точки зрения экологии поможет сформировать у детей познавательное отношение к ней, обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому, обеспечит проявление у каждого ребенка потребности во взаимодействии и интереса, общении с объектами природы. Эколого-развивающая среда как функциональное и пространственное объединение субъектов образования служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии и гармонизации взаимоотношений дошкольников с миром природы связывает воедино все ее сущностные компоненты.