Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов – ответ на вызовы времени, на изменения, происходящие в обществе, относительно понимания целей образования и способов их достижения. В современных условиях приоритетной задачей образовательного процесса становится развитие личности обучающихся средствами каждой образовательной области, в том числе и математике.

Ориентация на формирование личностных результатов позволяет сделать обучение математике осмысленным, обеспечивает осознание обучающимися значимости решения учебных задач для личностного становления и развития, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями; позволяет обучающимся в процессе обучения математике сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего, осознать и принять жизненные ценности и смыслы.

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей в направлении личностного развития:

·       развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

·       формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

·       воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

·       освоение различных социальных ролей;

·       формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

·       развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

·       становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности;

·       развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

·       освоение морально-этических норм и правил и др. [5].

Достижение выделенных в стандарте целей в области личностного развития в процессе обучения математике возможно только через «проживание» обучающимися специально созданных ситуаций, посредством предлагаемых им для решения задач как одного из основных компонентов содержания обучения математике. В связи с чем, особую остроту приобретает проблема отбора задачного материала, обеспечивающего эффективное движение всего образовательного процесса от поставленных целей к обозначенным в стандарте результатам [2; 4], в контексте  данной статьи речь  идет о результатах в области личностного развития. При этом следует учитывать, что содержание обучения математике должно обеспечивать развитие и трансформацию личностных результатов обучающихся. Опишем некоторые авторские позиции относительно проектирования содержания обучения математике в основной школе.

Становлению гражданской идентичности, воспитанию чувства патриотизма, любви к своей Родине и родному краю, гордости за своих земляков, созданию историко-географического образа, формированию знаний основных исторических событий развития государственности и общества и т.д. способствует включение в содержание обучения задач регионального характера, т.е. задачами содержание и сюжеты которых отражают те или иные региональные особенности. В таких задачах могут затрагиваться самые разные сферы: финансовая, демографическая, экологическая и пр. Рассматриваться географические, национальные и другие особенности региона. Отражаться исторические или современные события конкретного населенного пункта или целого края [3]: «Протяжённость Красноярского края с запада на восток 1350 км, а с севера на юг – 4050 км. Сколько часов потребуется авиалайнеру, скорость которого 450 км/час, чтобы преодолеть пространство нашего края с запада на восток; с севера на юг?».

Освоению различных социальных ролей, формированию способности видеть сильные и слабые стороны своей личности в различных социальных ситуациях способствует включение школьников в процессе обучения математике в работу по решению проектных заданий [1].

Вовлечение обучающихся в решение ситуативных задач, задач, в которых предметные знания и умения являются средством решения жизненной ситуации: «Вася решил помочь соседке - пенсионерке приобрести семена цветов для клумбы во дворе, но не захотел просить денег у мамы. Он решил собрать у соседей макулатуру и сдать ее. В копилке у Васи уже есть 34 рубля. Сколько он должен собрать килограмм макулатуры, если 1 кг стоит 2 рубля, а ему надо 378 рублей?» способствует формированию ценностно-смысловых установок, отражающих индивидуально-личностные позиции, пониманию и принятию нравственно-этических норм способствует. Чтобы задача затрагивала сферу интересов учащихся, необходимо, чтобы она содержала примеры, факты реальной жизни, экспериментальные данные, подразумевала современные формы и средства деятельности, взаимодействие учащихся, привлечение разнообразных источников информации.

Неотъемлемым результатом в личностном развитии обучающихся является формирование  у них творческих качеств, на что ориентированы задачи, требующие нестандартного применения имеющихся знаний, или задания по самостоятельному конструированию обучающимися определенных типов математических задач:


«Составьте условие задачи по уравнению: 2(а + 8) = 40 »; «Предположите, как изменится сумма числа d и удвоенного числа r, если число r увеличить в 10 раз».

Осознанное отношение к учению проявляется через осмысление своих действий и результатов в соответствии с собственными целями и мотивами учения. Этому в первую очередь способствует рефлексия – особый вид деятельности, заключающийся в выяснении субъектом оснований своих знаний или способов действий, позволяющего обнаружить причины неуспешности деятельности и на основе этого выработать иной способ действий. В связи с этим одним из фундаментальных звеньев в организации процесса обучения математике является формирование рефлексивных умений учащихся через создание условий, стимулирующих учащихся к реализации рефлексивной деятельности [4]. На создание таких условий ориентированы следующие  задания: «Выберите уравнение, которое вы сможете решить: 

 Объясните свой выбор. Решите уравнение, которое вы выбрали. Какие знания и умения вы применяли при решении уравнения? Почему вы не выбрали другое уравнение?»

Рефлексивные умения являются одним из базовых личностных формирований, над которым следует работать в процессе обучения математике. Формированию рефлексивных умений способствует также проведение рефлексии содержания учебного материала, которое может быть организовано следующим образом. Обучающимся предлагается разобрать стикеры и написать на них, то чему они научились на уроке, что узнали нового. Далее просим приклеить стикеры на доске, на которой заранее изображен ствол дерева. По завершению рефлексии, обучающиеся увидят, какое дерево знаний у них получилось.

Таким образом, содержание обучения математике обладает достаточным потенциалом для формирования личностных результатов обучения. Учителю важно помнить, что ученик на уроке должен осваивать не только предметный материал, но и имел возможность развиваться в личностном направлении. Проектируя конкретный урок, отбор заданий следует вести в соответствии с предполагаемыми результатами обучения.

 

Список литературы

1.     Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе. 2015 № 10. С. 27 – 30

2.     Тумашева О.В., Берсенева О.В. Структурно-содержательная модель процесса обучения математике в условиях реализации системно-деятельностного подхода // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 4 (34). С. 62 – 65.

3.     Тумашева О.В. Задачи регионального содержания на уроках математики // Математика в школе 2015 № 7.С. 18 – 20

4.     Тумашева О.В. Об особенностях обучения математике в условиях реализации системно-деятельностного подхода // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты Материалы III Всероссийской научно- методической конференции. 2015. С. 75-78.

5.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.).17.12.2010, № 1897; URL: http://минобрнауки.рф/документы/938.