Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Перед современной образовательной школой стоит серьёзная задача – подготовить мобильных, обладающих чувством ответственности, способных принимать решения в различных ситуациях и нести за них ответственность членов общества. Необходимость решения этой задачи средствами различных образовательных областей обусловило введение новых федеральных государственных образовательных стандартов, методологической основой которых выбран системно-деятельностный подход (СДП), обеспечивающий, прежде всего, развитие личности обучающегося в процессе активной познавательной деятельности последнего.

Реализация СДП в процессе обучения математике, в том числе и на старшей ступени общеобразовательной школы, требует пересмотра подходов к  проектированию содержательного и технологического компонентов образовательного процесса. Остановимся подробно на этих двух направлениях.

Содержание процесса обучения математике в условиях реализации СДП представляет собой механизмы, обеспечивающие движение от поставленных целей к конкретным результатам [2]. Основной единицей содержания математической подготовки с позиций СДП выступает проблемная ситуация в предметной и социальной неоднозначности и противоречивости [5]. В соответствии с этим тезисом, задача учителя математики обеспечить в образовательном процессе вовлечение обучающихся в решение моделируемых на предметном материале различных ситуаций. «Освоение математических знаний в контексте их применения в различных ситуациях: а) обеспечивает системность и межпредметность знаний; б) позволяет обучающимся с самого начала находиться в деятельностной позиции; в) включает весь потенциал активности обучающегося – от уровня восприятия до уровня самостоятельного применения; г) позволяет обучающимся накапливать опыт использования знаний и умений, приобретённых на уроках математики в качестве средства регуляции своей деятельности» [5, С.76]. Основным средством создания таких ситуаций в процессе обучения выступают задачи. В настоящее время в реальной школьной практике существует проблема разработки задач, обеспечивающих создание необходимых ситуаций в процессе обучения математике. В научно-методической литературе можно встретить конструктивные решения обозначенной проблемы, но все они предлагаются на примере предметного содержания основной школы [1, 3 и др.]. Осуществить простой перенос предлагаемых подходов в условия обучения в старшей школе достаточно сложно из-за специфики математического содержания. Здесь мы предлагаем для создания необходимых ситуаций включать в содержание обучения задач, раскрывающих связь математических знаний и умений в профессионально-подобных ситуациях. Приведем пример такой задачи: «Функция предельного дохода некоторого предприятия имеет вид 𝑅′(𝑥) = 14𝑡2 − 0,8𝑥+ 4. Найдите функцию дохода. Какой вид будет иметь уравнение спроса?»

Изменение подходов к проектированию содержания обучения математике в 10 – 11 классах объективно требует пересмотра подходов и к организации процесса, в условиях которого реализуется данное содержание. В условиях реализации СДП организация процесса обучения математике должна обеспечивать взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, их активное включение в познавательный процесс [2]. В этой ситуации требуется решения проблем отбора соответствующих технологий обучения. Перспективными для реализации СДП в процессе обучения математике в 10 – 11 классах мы считаем ИК технологии, причем их нестандартное применение. Например, использование для достижения образовательных результатов социальных сетей [4]. Выход в процессе обучения математике старшеклассников в интернет-пространство позволит развить навыки у них самостоятельного труда при овладении новым учебным материалом, сформировать у них ИКТ-комптенцию, обучить поиску, отбору, переработке найденной информации, критическому отношению к её содержанию и т.д. На уроках геометрии целесообразно использовать программы-графопостроители, которые позволят не только сэкономить время на построении чертежей, но и более точно, красочно выполнить построения, и тем самым, обеспечить больше времени для обсуждения различных способов решения задач, анализа возможных ситуаций построения чертежа и т.д. Например, при изучении таких глав геометрии как «Многогранники», «Цилиндр, конус, шар», «Объёмы тел», «Некоторые  сведения из планиметрии», удобно использовать такие графопостроители как «GeoGebra», «Живая геометрия». Уроки с мультимедийной поддержкой открывают перед учителем и обучающимися колоссальные возможности: с помощью электронной доски учитель может продемонстрировать рисунки, чертежи, провести виртуальные экскурсии; а обучающиеся – защитить проекты, доклады.

Обеспечить взаимодействие субъектов образовательного процесса, их активную познавательную позицию в процессе освоения математических знаний и умений позволяют такие методы обучения как мозговой штурм, дискуссии, деловые и ролевые игры, исследовательский метод.

Дискуссия представляет собой теоретическое обсуждение вопросов учебной программы, которое зачастую начинается с постановки вопроса и развёртывается вначале как эвристическая беседа. В ходе дискуссии обучающиеся учатся аргументировано объяснять свою точку зрения, прислушиваться к мнению друг друга, задавать вопросы. При изучении темы «Прямоугольный параллелепипед» обучающимся для дискуссии может быть предложено следующее задание: «Согласны ли вы с высказыванием, что квадрат диагонали прямоугольного параллелепипеда равен сумме квадратов трёх его измерений?». Ученики должны пояснить свою точку зрения, привести аргументы, почему они согласны или не согласны с данным высказыванием. В ходе дискуссии ученики должны прийти к мнению, что это высказывание – верное, а приводя аргументы они докажут правильность этого высказывания, которое является теоремой.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое применение знаний и формирование навыков самостоятельного научного поиска.Например, при изучении темы «Свойства логарифмов» учитель может предложить обучающимся сформулировать теорему, основываясь на предложенных равенствах:

log2 14 = log2(2 · 7) = log2 2 + log2 7;



log5 100 = log5(25 · 4) = log5 25 + log5 4 = 2 + log5 4;

lg 5 + lg 2 = lg(5 · 2) = lg 10 = 1.

Реализация СДП в процессе обучения математике, в том числе и обучающихся 10 – 11 классов, требует

учёта индивидуальных и др. особенностей обучающихся, поскольку только при этих условиях можно обеспечить личностное развитие обучающихся.

Планируя  уроки  математики,  учителю  необходимо  учитывать,  что  каждый  обучающийся  имеет

индивидуальные особенности: у одних развито логическое и абстрактное мышление, у других – навыки самостоятельности и т.д.

Такая технология обучения как «Портфель ученика» направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей. Использование «Портфеля ученика» в процессе обучения математике позволяет не только продемонстрировать достижения, но и самостоятельно проанализировать свои успехи, поделиться самооценкой с родителями, сверстниками.

Разноуровневое обучение предполагает организацию образовательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом на разных уровнях, в зависимости от своих способностей и индивидуальных особенностей личности.

Для повышения мотивации учебной деятельности на уроках математики используется метод проектов. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, которая предполагает решение практически или теоретически значимой проблемы. Решение проблемы предусматривает необходимость интегрирования знаний, из различных сфер науки, техники, творческих областей.

Таким образом, для реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения математике учащихся старших классов учителю, планируя уроки, необходимо тщательно отбирать содержание изучаемого материала и использовать такие технологии обучения, с помощью которых обучающиеся будут включены в познавательный процесс.

 

Список литературы

1.     Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе, 2015. № 10 С. 27 – 30.

2.     Тумашева О.В., Берсенева О.В. Структурно-содержательная модель процесса обучения математике в условиях реализации системно-деятельностного подхода // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 4(34). С. 62 – 65.

3.     Тумашева О.В. Задачи регионального содержания на уроках математики // Математика в школе, 2015. № 7 С. 18 – 20.

4.     Тумашева О.В. Математика «ВКонтакте» // Математика в школе. – 2012. - № 5. С. 63 – 68.

5.     Тумашева О.В. Об особенностях обучения математике в условиях реализации системно-деятельностного подхода // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты Материалы III Всероссийской научно- методической конференции. 2015. С. 75-78.