Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Лянтор, ХМАО
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Поэтому содержание образования должно все время обновляться, следуя в ногу с наукой и практикой, методы и технологии образовательного процесса должны постоянно совершенствоваться, находя поддержку в практической деятельности человека, удовлетворяя потребностям государства и социальному спросу. То есть необходим качественно новый уровень развития образовательного процесса, который позволил бы реализовать главную цель образования – подготовить человека к жизни в постоянно меняющемся мире и обеспечить его возможности и способности к саморазвитию [4].

Одним из средств достижения данного результата является личностно-ориентированное обучение. Что же такое личностно-ориентированное обучение? Это обучение, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка.

Личностно-ориентированный урок – какой он?

На уроке такого типа учитываются индивидуальные способности каждого ученика. Набор материала гибко используется в процессе урока, без этого урок не станет личностно-ориентированным. На личностно- ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются индивидуально-личностные особенности обучающихся. На таком уроке господствует эмоционально-положительный настрой обучающихся, урок более интересен и привлекателен, а самое важное – результативный. Урок отличается благоприятной обстановкой – творческой атмосферы и обращения к опыту собственной жизни детей, признание самобытности и уникальности каждого обучаемого. При подготовке к уроку заранее проектируется все возможные типы общения, подчиненные учебным целям и все формы сотрудничества. Поэтому при подготовке урока следует руководствоваться следующими приоритетными направлениями:

-    учитель – проводник, помощник, использующий разные формы общения, с учетом индивидуальных особенностей;

-   создание ситуации комфорта в организации работы на уроке;

-     конструирование учебного (дидактического) материала разного вида и определение цели, места и времени его использования на уроке;

-   актуализация знаний и контроль знаний на каждом этапе урока;

-    организация обмена мыслями, мнениями, оценками, стимулирования обучающихся к дополнению и анализу ответов одноклассников.

Для повышения качества преподавания целесообразно использовать четыре основные технологии в условиях личностно-ориентированного обучения:

-   технология разноуровневого обучения;

-   технология использования игровых методик;

-   информационно-коммуникационные   технологии;

-   технология метода проекта;

-   технология обучения в сотрудничестве.

Технология разноуровневого обучения обеспечивает усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъективного опыта. Уровневое обучение предоставляет шанс каждому обучающемуся организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями учеников. В структуре уровневой дифференциации выделяются, как правило, три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный. Чтобы технология разноуровневого обучения была эффективной, необходимо ориентироваться на особенности каждого обучающегося:  особенности  личностно-смысловой  сферы;  особенности  психического  развития  (память, внимание, мышление, восприятие и др.); уровень обученности в рамках предмета (сформированные у школьника знания, способы деятельности). Также важным условием разноуровневого обучения является работа с обучающимися на договорных началах, предусматривающая совместное согласование следующих позиций: добровольного выбора каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже стандарта); главный акцент в обучении  делается на самостоятельную работу в индивидуальном  темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки; возможна добровольная дифференцированная посадка обучающихся класса по уровням, например, в одном ряду – минимальный, в другом – базовый, в третьем – вариативный (включающий обучающихся, работающих на творческом уровне и отдельно группу выравнивания, зона ближайшего развития представителей которой в силу самых различных причин не позволяет на данном уроке работать во всеми над одним содержанием – пропуски, болезни, слабая мотивация и т.п.). Приступая к изучению новой темы, обучающиеся знакомятся с целью урока и итоговым эталоном полного усвоения; текущий контроль за усвоением учебного материала проводится по двухбалльной шкале (зачет – незачет – пустая клеточка в оценочной ведомости), итоговый контроль – по трехбалльной шкале (зачет, хорошо, отлично); по каждой укрупненной единице усвоения проводится вводный и итоговый контроль; для обучающихся, не справившихся с базовыми заданиями, организуется коррекционная работа до полного усвоения; в случае затруднения каждый получает помощь [5].

Технология использования игровых методик в обучении позволяет проводить урок в нетрадиционной форме; раскрывать креативные способности обучающихся; развивать коммуникативные навыки; организовать процесс обучения в форме состязаний; облегчать решение учебной задачи; практически закреплять полученные знания; формировать мотивационную сферу обучающихся и навык совместной деятельности. На уроке учитель становится режиссером, координируя и корректируя деятельность обучающихся. Перед началом игры учитель должен ознакомить всех участников с ее условиями, режимом работы, и выдать необходимый материал и оборудование. В зависимости от характера заданий обучающиеся распределяют роли либо сами, либо с помощью учителя. Контроль за деятельностью каждого в отдельности обучающегося переходит к ученикам, т.к. результативность общей работы определяется вкладом каждого. В процессе работы учителем корректируется деятельность отдельных обучающихся для достижения поставленной цели. Между участниками игры организуется дискуссия для выработки общего решения. В этом случае часть обучающихся выступает в роли сборщиков информации, часть – в роли аналитиков, часть – в роли критиков. По окончанию дискуссии озвучивается решение, которое оценивается экспертами. В конце игры подводится итог, как по тематической направленности, так и по вкладу каждого ученика. Игра учитывает особенности возраста, формирует ключевые компетенции школьника, готовя его к реальной жизни. Важно сделать так, чтобы, играя, школьник учился, не ощущая тяжести обучения, чтобы учебная игра была естественным состоянием ребенка в процессе познания. В этом случае даже нелюбимое учебное действие перестать быть таковым, ибо нелюбовь основана на разуме, а игра на чувствах. Результатом игры становится либо приобретение новых знаний, либо улучшения качества уже существующих [1].

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать ученический труд. ИКТ позволяют сделать обучение более доступным, наглядным, интересным, и материальным, сближая его с практической деятельностью учеников, повышая их самостоятельность и позволяя полнее реализовать творческие способности. В учебном предмете есть материал, который должен быть усвоен обучающимися на уровне умений и навыков с тем, чтобы в дальнейшем на этой основе можно было бы сформировать специфическое для данного предмета мышление. Основными преимуществами компьютерного обеспечения уроков являются: предъявления информации в удобной для восприятия обучающимся форме; предоставление возможности развития личности обучающегося; осуществление оперативного контроля знаний обучающихся; управление учебно-познавательной деятельности обучающихся; показ обучающимся набора целевых установок в виде задач различной сложности (индивидуализация) и представление возможности их выбора для решения; тренинг по формированию умений и навыков; формирование потребности к саморазвитию и самосовершенствованию [7].

Технология метода проекта. Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие отвечает требованиям профильного обучения и предпрофильной подготовки, так как она побуждает обучающихся проявлять способность:

-      к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода: социального, личностного, связанного с познавательным интересом, с жизненными и профессиональными планами;

-   к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;

-   к самообразованию и самоорганизации;

-   к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;

-   видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения;

-   делать выбор и принимать решения.

Основное назначение технологии метода проекта заключается в том, чтобы познакомить обучающихся на предметном и межпредметном материале с социально, научно и практически значимыми проблемами, которые характерны для профильного обучения и профессиональной деятельности, и со способами решения этих проблем, стимулировать интерес обучающихся к самостоятельному решению проблем (т.е. к самостоятельному приобретению знаний из разных областей и источников, которые могут быть использованы в жизни, в продолжении образования по выбранному профилю) [2].

Технология обучения в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Задача каждого обучающегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместном решении поставленной перед нами проблемы. Примером такого подхода к организации в сотрудничестве является индивидуально-групповая работа, при которой ученики разбиваются на группы по четыре человека (обязательно разные по уровню обученности, девочки и мальчики). Учителем объясняется новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, которое выполняется либо по частям (каждый учение выполняет свою часть), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста обучающиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель дифференцирует сложность заданий для сильных  и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на группу и объявляется общая оценка группе. Таким образом, соревнуются не «сильные» со «слабым», а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И «сильный», и «слабый» ученик, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым обучающимся [3,6].

Таким образом, современное образование – это личностно-ориентированное образование, основанное на учете результатов диагностики индивидуальных особенностей и способностей каждого обучающегося, его отношения к предмету и возможностей его усвоения, что требует от учителя осуществления индивидуального подхода к ученикам, предвидения трудностей учебного материала для отдельных обучающихся, подбора рациональных видов работ для «сильных» и «слабых». Все ученики разные. Класс – это множество личностей, у каждой из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое «я». Педагог сегодня должен не столько учить, сколько понимать и чувствовать как школьник учится, пробуждать удовольствие от процесса учения. Это и есть основная задача личностно-ориентированной педагогики.

 

Список литературы

1.      Андреев, О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итог /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. -№2. – с.107-114

2.      Белый В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии. – 2010. -№2. С.105

4.      Громыко Г. Обучение в парах – и просто, и сложно / Г. Громыко // Директор школы. – 2010. - №3. – с.67- 70

5.      Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/Т.Х. Дебердеева// Инновации в образовании.-2005. - №3. – с. 79

6.      Дудченко В.С. Инновационные технологи: Учебно-методическое пособие /Отв. Ред. Ю.М.Резник. – М.:Изд-во «Союз», 1996.-154 с.

7.      Дьяченко, В. Коллективные способ обучения становится массовой практикой / В. Дьяченко // Народное образование. – 2008. -№1. С. 191-197

8.      Зайнутдинова Л.Х. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам. Астрахань: Изд-во АГТУ, 1999

9.      Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000