23 апреля 2016г.
Продуктивный подход в иноязычном образовании на сегодняшний день представляет собой целостную методологическую основу обновления, как технологических, так и методических аспектов содержания обучения иностранному языку в высшей школе. При этом компетентностная составляющая продуктивного подхода позволяет определить основные целевые и содержательные ориентиры учебно-воспитательного процесса в вузе.
Компетентностной компонентой продуктивного подхода является иноязычная продуктивно- деятельностная компетентность, которая определяет развитие продуктивной иноязычной образовательной деятельности как методологии и технологии учения, то есть развитие соответствующих компетенций, стратегий и приемов самостоятельного овладения иностранным языком (ИЯ): умение самостоятельно осуществлять изучение ИЯ с креативно-исследовательских позиций, приобретение в ходе овладения ИЯ позиции «Я-преподаватель», способность обучаемого к самостоятельному управлению своей учебно-познавательной деятельностью.
По своему содержанию иноязычная продуктивно-деятельностная компетентность соотносится с процессом овладения методологией продуктивной иноязычной образовательной деятельности. Другими словами, иноязычная продуктивно-деятельностная компетентность является специальной образовательной целью и продуктом освоения иноязычных знаний и умений в процессе продуктивной иноязычной образовательной деятельности.
Развитие иноязычной продуктивно-деятельностной компетентности обусловлено не только корректным проектированием продуктивной иноязычной образовательной деятельности студента, но и созданием определенной образовательной среды и учебной ситуации, способных раскрыть основные потенциально- значимые качества обучаемого как культурно-языковой личности.
Иноязычная продуктивно-деятельностная компетентность как методологическая основа продуктивной иноязычной образовательной деятельности представляет собой способность студента к самостоятельному управлению учебно-познавательным процессом изучения ИЯ и включает следующие основные компоненты:
- целеполагание (постановку цели, выбор средств, принятие решений, прогнозирование результата и т.д.);
- исполнение (технологический компонент - выбор способов, адаптация их к ситуации и т.д.);
- самооценку (цели, средств и способов обучения, иноязычного образовательного продукта).
В основе данной способности лежит механизм рефлексивной саморегуляции учебно-познавательной деятельности. Технологический компонент включает общедеятельностный аспект: общеучебные умения и предметно-содержательные умения освоения иностранного языка.
Сформированная на достаточном уровне иноязычная продуктивно-деятельностная компетентность обеспе- чивает становление личностно значимых субъектных качеств студента, его самостоятельность, самореализацию и саморазвитие в иноязычной продуктивно-ориентированной образовательной среде. Данная компетентность означает способность обучаемого при определённой им самим необходимой для него степени свободы реализовывать индивидуальный творческий потенциал в процессе изучения ИЯ, непосредственно управлять своей учебной деятельностью от постановки цели (учебной задачи), выбора предметного содержания до контроля и оценки полученного результата.
Иноязычная продуктивно-деятельностная компетентность трактуется нами как обязательная составляющая в характеристике изучающего ИЯ с позиций продуктивного подхода и включает в себя следующие компетенции: интеллектуально-деятельностную и лингводидактическую компетенции.
Интеллектуально-деятельностная компетенция обеспечивает общие процессы познавательной мыслительной (интеллектуальной) активности в области изучения ИЯ и процессы информационно- познавательной иноязычной текстовой деятельности, направленные на удовлетворение потребности в получении, сообщении и переработке иноязычной информации, содержащейся в иноязычном тексте.
Формирование лингводидактической компетенции связно с овладением компенсаторных умений, умений систематизированного овладения ИЯ, практических речевых умений, включая различные ситуации речевого иноязычного общения и использование изучаемого языка как средства выполнения различных функциональных задач.
Формирование данных компетенций в целом позволяет реализовать позицию «Я-преподаватель», организуя продуктивную иноязычную образовательную деятельность (речевую практику, самоконтроль и самокоррекцию), взаимное обучение (взаимодействие с одногруппниками и группой в процессе решения лингвистических задач), обеспечивая использование различных средств обучения, создание собственной ресурсной базы, хранение необходимой информации в процессе работы над ИЯ, а также подготовку к экзаменам по ИЯ.
Таким образом, применительно к овладению ИЯ иноязычная продуктивно-деятельностная компетентность может быть охарактеризована как способность обучаемого самостоятельно определить адекватную учебную задачу, оценить и соотнести учебную задачу со своими личностными потребностями и интересами в области изучения ИЯ, подобрать соответствующие лингводидактические средства для решения учебной задачи, определить предполагаемый учебный результат в связи с решением учебной задачи, корректно осуществлять выбор стратегий и приемов изучения ИЯ адекватных учебной задаче в соответствии со своим индивидуальным стилем обучения; осуществлять контроль результата решения учебной задачи (то есть осознавать объекты контроля и овладевать приемами и формами самоконтроля); оценивать способы решения учебной задачи с точки зрения адекватности и эффективности стратегий и приемов продуктивной иноязычной образовательной деятельности; осуществлять коррекцию результата решения учебной задачи, проектировать последующую аналогичную учебную деятельность, а также осуществлять самоподдержку достигнутого уровня владении ИЯ и своего личностного учебно-познавательного опыта.
Для достижения обозначенных образовательных результатов необходимо создавать соответствующие условия обучения, когда учебная ситуация предполагает то, что студент осознанно в сотрудничестве и согласовании с преподавателем берет на себя посильную ответственность за процесс и результат изучения ИЯ. При этом конструктивный, диалоговый, интерактивный характер продуктивной иноязычной образовательной деятельности реализуется только в ходе взаимодействия всех субъектов целостного учебно-воспитательного процесса, где самостоятельная учебная деятельность обучаемого является компонентом общей структуры этого процесса. Актуализация продуктивной иноязычной образовательной деятельности, которая регулируется студентом, не уменьшает ведущей роли преподавателя в ходе организации обучения ИЯ.
Реализация продуктивной иноязычной образовательной деятельности студента обеспечивает формирование соответствующих компетенций, стратегий и приемов овладения ИЯ, что в целом, означает его способность самостоятельно оценивать решение учебной задачи с точки зрения продуктивности использования ИЯ, а также самостоятельно оценивать свой уровень владения ИЯ и личностный учебный опыт. В процессе самоуправления продуктивной иноязычной образовательной деятельностью обучаемый выступает для себя и как объект и как субъект управления.
Формирование иноязычной продуктивно-деятельностной компетентности происходит последовательно и обуславливается процессом становления личности студента. Следовательно, иноязычная продуктивно- деятельностная компетентность может определяться как показатель степени сформированности личностного детерминированного опыта самостоятельного овладения иноязычными знаниями, иноязычной культурой и умениями продуктивной иноязычной образовательной деятельности, включая основные компетенции, стратегии и умения овладения ИЯ. Это означает, что обучаемый усваивает определённые умения создания личностного идеального или материального иноязычного речевого продукта, иноязычные знания и умения межкультурного взаимодействия путём приобретения личностного иноязычного речевого опыта, что является необходимой характеристикой, обеспечивающей условия формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Таким образом, иноязычная продуктивно-деятельностная компетентность в целом представляет собой способность к самостоятельному управлению своей учебно-познавательной деятельностью в области овладения ИЯ. Продуктивное и осознанное изучение ИЯ обеспечивает прочное его усвоение, способность к учебной автономии, самостоятельности, креативности и обеспечивает формирование готовности студента к непрерывному иноязычному образованию в течение всей жизни. На этом основании иноязычную продуктивно-деятельностную компетентность следует рассматривать как обязательную цель в области обучения ИЯ в высшей школе.
Список литературы
1. Н.Ф. Коряковцева Теоретические основы организации изучения иностранного языка учащимся на базе развития продуктивной учебной деятельности (общеобразовательная школа). Автореф. дис…. д-ра пед. наук.- М., 2003.
2. А.В. Рубцова Концептуально-методологические основы продуктивного подхода в пространстве профессионального иноязычного образования. Монография. – СПб., 2012.