Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – БАЗОВОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

В современной ситуации структурной перестройки образования гуманитаризация образования является одним из условий реального пути возвращения к истокам педагогической науки и традициям российского образования, основанного на представлениях о доминировании целей развития свободной, гуманной, духовной, творческой личности, способной к самоопределению и самореализации. Истоки идей гуманитаризации лежат в теоретических трудах таких великих педагогов, как К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, С. Френе, В.А.Сухомлинский, Б.П.Юсов; философов и культурологов - М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман. Именно сегодня образование должно стать особым социальным институтом, транслирующим базовые приоритеты российской культуры, воспитывая у подрастающего поколения уважение к истинным общечеловеческим ценностям, формируя когнитивные функции и развивая необходимые социокультурные компетенции, умение креативно функционировать в различных ситуациях.

Гуманитаризация образования - это синтез гуманитарных и естественнонаучных сфер познания при доминировании гуманитарного знания и культуры. Импульсом к возрождению и созданию педагогической модели гуманитаризации является стремление преодолеть формальный, абстрактный характер обучения, вводя образование в широкое культурное пространство, где культура выполняет корректирующую функцию в развитии науки. С другой стороны, реализация новых подходов в образовании, требует разработки актуальных образовательных концепций. Необходимость разворота к гуманитаризации обоснована тем, что в современном преподавании традиционно преобладает уклон на усвоение учащимися готовой информации. Формализм и схематизация самого образовательного процесса привели к ослаблению внутренней мотивации ученика на саморазвитие и самообразование. В преподавании, например, математики, химии, физики, географии чаще всего лежит освоение конкретной и специфичной информации вне связи с человеком, с его мировоззренческими основами и с тем периодом истории, когда был создан (открыт) тот или иной закон. Ученики не исследуют причины его появления: почему он возник именно в тот период и как связан с человеком, создавшим его, со страной, в которой он жил. Такая оторванность от корней и причинно-следственных логических цепочек вносит в сознание детей хаос, бессистемность, оторванность одних школьных предметов от других.

В отличие от предметов естественнонаучного цикла на гуманитарных и художественных дисциплинах (история, литература, музыка, родной языки, изобразительное искусство и др.) вся информация, любое содержание имеет «человеческое лицо», выстроено на отношении человека к происходящему, на понимании его смысла, на формировании собственных представлений о конкретном событии. Именно на таких занятиях происходят становление личности, активизация и усложнение когнитивной функции детей, развивается воображение, желание познать, исследовать, создать собственный творческий продукт. Это особенно эффективно, если учителя истории, литературы, мировой художественной культуры работают в тесном сотворчестве, осваивают с одними и теми же детьми (в параллели классов) одни проблемы, изучают одни понятия, связывают знания из различных наук, делают переносы открытий с одной области на другую.

Гуманитаризация предполагает сущностное изменение всех его компонентов: целей, содержания, методов, моделей, технологий. Специфика такого обучения - опора на представления о приоритетности гуманитарного знания, приобщении учащихся к культуре через изучение и теоретический анализ достаточно большого корпуса научных и художественных  текстов, погружение в пространство культуры региона. Именно гуманитаризация подталкивает учителя на поиск особых проблематизирующих содержание предмета ситуаций, на формулировку таких вопросов, которые нельзя найти в учебнике или в Интернет, а требует размышления, применения своего исследовательского подхода. Суть сказанного заключается в том, чтобы культура и наука стали осознаваться учениками как живое и целостное воплощение мира человеческих ценностей.

Безусловно, воплотить эти идеи в практике образовательного процесса в школе – задача очень сложная и вряд ли решаема полностью. В этой ситуации не менее значимым становится и вопрос о методах и технологиях обучения. В данной статье делается попытка раскрыть адекватные шаги, направленные на интеграцию предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов с художественными дисциплинами. Это само по себе предполагает развитие культуры ученика и учителя, формирование их мировоззренческих представлений, ориентированных на научную, этическую и художественную сторону образования.

В первую очередь это связано с изменением технологий управления образованием и сменой методов обучения в направлении не накопления знаний (как в копилке – чем больше, тем лучше), а на самообучение (умения осмысленно учиться), самовыражение в  деятельности, самореализации индивидуальных интеллектуальных качеств (это относится как к ученику, так и к учителю). Отличительной чертой гуманитарных направлений работы является общая познавательная активность, индивидуальное толкование, художественно- символическое выражение информации на разных предметах. Такие технологии в образовании способствуют реализации индивидуальных качеств учащихся при условии создания благоприятной социокультурной образовательной среды, включая: совокупность приемов и методов педагогического сопровождения образовательного процесса; комплексные интегрированные формы освоения новых знаний; полихудожественное воспитание; заинтересованность учителей в индивидуальных успехах каждого ученика; доброжелательность и открытость учителей; коллегиальность в выстраивании задач и целей; сотворчество учителей и учащихся; связь обучения с культурой и историей региона.

Таким образом, гуманитаризация предполагает «очеловечивание» процесса образования и повышение роли гуманитарных наук, которое реализуется по  разным направлениям. Среди них  можно выделить такие,  как: приближение всех обучающих методик и технологий к ребенку (который рассматривается субъектом образовательного процесса); логическая и образно-понятийная основа в освоении любого материала, направленная на расширение познавательного пространства; передача знаний через призму понимания их значения для духовного, культурного и общечеловеческого развития; интеграция и комплексное взаимодействие всех изучаемых дисциплин, сотрудничество педагогов; рассмотрение учебного процесса как целостного явления; опора на принципы педагогической поддержки, педагогики успеха, отказ от эксплуатации авторитарных и репродуктивных форм обучения.

Главной в обучении является категория «образа» и образно-символическое мышление, которые едины как концептуальное и психологическое основание и для научной и художественной деятельности (В.П.Зинченко). Выделяются диалог культур (М.М. Бахтин), страноведческий подход к изучению языков (академик В.Г. Костомаров), научные представления о формировании человека через три сферы человеческой деятельности (В.С.Соловьев), теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), теория интегрированного обучения и полихудожественного воспитания (Б.П.Юсов).

Базовым стержнем освоения и присвоения любых знаний и представлений обучающихся становятся три главные сферы «человеческой жизни»: 1) сфера творчества, в основе которой лежат чувства и красота; 2) cфера знания, опирающаяся на мышление и истину; 3) сфера практической жизни, основывающуюся на воле и общем благе (С.М.Соловьев. «Философские начала цельного знания» - М.,1897 г.). Именно такой подход к воспитанию детей и молодежи отождествляет его с понятием «Культура» как более высокий и качественный уровень воспитания школьников с позиций: духовности, нравственности, методологии, художественности и научности.

Опираясь на перечисленные выше методологические позиции, в гуманитаризации образования выделены направления развития личности, которые в зависимости возрастных интересов и предпочтений учащихся преобладают в том или ином возрасте:

Когнитивное функционирование (мыслительные действия, интеллектуальное развитие, познавательный интерес, диалектика и логика мышления). На гуманитарных предметах это связано с развитием логики и диалектического мышления, на естественнонаучных дисциплинах с формированием умения работать с различного рода информацией, развитием исследовательских навыков, в художественно–эстетическом блоке опирается на выразительный язык искусства (ритм, динамика, симметрия, асимметрия, статика, форма, цвет и т.д.) в природе, жизни, искусстве.

Личностные установки (самостоятельность, самоуправление, самооценка, самостоятельность мышления). На гуманитарных предметах это связано с формированием представлений о причине и аналогии, на естественнонаучных дисциплинах - с формированием умения выстраивать гипотезы и воспитанием желания достигнуть результата, в художественно – эстетическом блоке опора на художественный образ.

Эстетический опыт (эмоционально-чувственная сфера, художественно-образное мышление, индивидуальность в самовыражении, практическая значимость созданного продукта). На гуманитарных предметах это связано с формированием понятия cимвола и знака, на естественнонаучных дисциплинах осваивается механизм познания, в художественно – эстетическом блоке выделяется художественная активность в социуме, искусстве.

Коммуникативность (сотрудничество, умение слушать и слышать друг друга, креативное мышление, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой). На гуманитарных предметах это связано с развитием умения принимать участие в диалоговом общении, на естественнонаучных дисциплинах - с формированием проектного мышления, в художественно–эстетическом блоке опирается на cотворчество, социуме, художественной деятельности.

Интегрированное мышление (обобщение и синтез, перенос информации, сотворчество, полихудожественное воспитание, проектное мышление) На гуманитарных предметах это связано с развитием умения обобщать и переносить информацию c одной области знаний на другую, на естественнонаучных дисциплинах – с формированием понятий «концепция» и «категория», в художественно–эстетическом блоке опирается на понятие «полихудожественность» искусстве.

Одним из главных условий гуманитаризации современного образования является интегрированное обучение, понимаемое как иная структура организации обучения и воспитания. Интеграция – позволяет включать учителей и учеников в активный совместный творческий процесс, в котором важно учитывать общие способности обучаемого, его потенциальные возможности, психическую деятельность, предрасположенность к самообучению.

С одной стороны, интеграция – это единое представление о целом, единое знание, общее осознание этой целостности, которое можно понять через комплекс методов, объединенных в систему, определенную последовательность и связь друг с другом. С другой стороны, интеграция в образовании – это продуманно выстроенный процесс обучения и воспитания, направленный на: научение детей рассматривать любые явления в динамике их развития с разных позиций; развитие умений применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирование у школьников способности самостоятельно проводить творческие исследования и создавать свои проекты; развитие у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

Интегрированный подход: способствует переосмыслению общей структуры организации обучения, специальной подготовки учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации (с позиций науки, истории развития культуры, особенностей разных искусств, окружающей природы), формирование у школьников понятий и представлений о взаимодействии всех  процессов в мире, как едином целом. Педагогический смысл интегрированного обучения состоит в том, что он предполагает планировать цикл занятий по одной теме (выбранной по договоренности), общей для нескольких педагогов, работающих в сотворчестве с одними и теми же детьми. Главная черта такого обучения – комплексные образовательные блоки, когда все занятия подчинены единой цели всего курса обучения, планируемые разными педагогами школы, работающими с одними и теми же детьми.

Педагогические условия интегрированного комплексного обучения: выход за рамки «одного предмета» (искусства), предполагает  многообразие интегрированных форм и методов работы с  детьми; экологический подход к процессу обучения – опора на интересы и предпочтения; связь обучения с историей и развитием культуры (мысль, наука, нравственные, духовные, общечеловеческие ценности); опора на региональный компонент образования и выделение в нем местных традиций художественной культуры как продуктивного момента в формировании гражданской позиции; перенос педагогического акцента с изучения на творческое проявление самих детей (детское творчество), развитие фантазии и воображения; предметно-пространственная основа освоения любого предмета; системный продуманный характер обучения.

Следующим условием внедрения в процесс обучения детей интегрированного подхода является создание в образовательном учреждении грамотно организованной социокультурной образовательной среды, построенной на взаимодействии образовательных учреждений и учреждений культуры. Процесс освоения культуры в образовательных учреждениях рассматривается через: визуальную среду, сферу предметно-пространственной деятельности, через живое освоение пространства и действие в нем. Все это ориентировано на развитие познавательной сферы, умение анализировать, обобщать, находить аналогии, исследовать причины явления, выстраивать логику рассуждений с учетом реальности, социума с позиций индивидуального видения мира. Это направлено на постепенное формирование у обучающихся представлений о процессе художественного творчества через освоение, например, таких тем, как: «Эволюция цвета, формы, пространства в истории человечества»; «Пространство человека и его предметно-пространственная среда»; «Пространство и время в науке и искусстве»; «Освоение человеком Вселенной в разные периоды истории жизни на Земле» и др. Высшим критерием такого комплексного обучения является развитие многосторонней деятельности на основе взаимосвязи разных видов творчества с культурой общества в истории человечества и конкретного региона. Выделяется связь: регион – культурные ценности – общечеловеческие ценности.

 

Список литературы

1.      Гачев Г.Д. Национальные образы мира.- М.: Академический проект, 2007.- 514 с.

2.      Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-М.: Интор, 1996.-544 с.

3.      Лихачев Д.С. Прошлое – будущему: Статьи и очерки.- Наука, 1985.-575 с.

4.      Савенкова Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства. Монография - М: МАГМУ-РАНХиГС, 2014.- 155 с.

5.      Школяр Л.В.. Слободчиков В.И., Кудрявцев В.Т. Культуросообразное образование //Издательский Дом РАО МАГИСТР ПРЕСС, № 4 2003.- С. 4 - 30

6.      Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». – М.: Спутник+, 2004.-250 с.