Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СТИЛИЗАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ ПО СТЕКЛУ: ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

В статье рассматриваются проблемы формирования умения стилизации у обучающихся профильных классов. Автором приводятся наиболее распространенные противоречия в процессе формирования умения стилизации, а также пути их разрешения через использование в образовательном процессе художественной росписи по стеклу.

Ключевые слова: умения, умение стилизации, профильные классы, художественная роспись по стеклу, профессиональная ориентация, траектория развития.

Учащимся профильных классов, выбирающим в качестве направления своей будущей профессии область художественного образования, необходимо предоставить возможность выбора индивидуальной траектории творческого развития и четкой профессиональной ориентации [3]. Они должны уже на момент поступления в средние специальные и высшие учебные заведения обладать широким спектром профессиональных умений и навыков. Среди них мы особо выделяем умения стилизации, которые в самом широком смысле являются способностью намеренно имитировать в изображении характерные особенности того или иного стиля, исторической эпохи и т.д.

Умения стилизации выступают на передний план в таких профессиях, как дизайнер, художник- оформитель, иллюстратор и т.д. Важно обладать этой группой умений и специалистам в художественной педагогике. Поэтому бесспорно, при формировании содержания образования в профильных художественных и художественно-эстетических классах, мы должны особое внимание уделять формированию умений стилизации.

Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что на данный момент для полноценного формирования умений стилизации существует ряд препятствий, большинство из которых связаны с неразработанностью научно-теоретической базы формирования этой группы умений.

Термин «стилизация» и основы стилизации изображения разработаны достаточно широко в теории дизайна; многое о стилизации мы можем почерпнуть и из курсов по изобразительному искусству, к примеру, Н.М. Сокольникова дает такое определение стилизации: это декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью рада условных приемов. Она отмечает, что стилизация может использовать в качестве таких приемов упрощение или усложнение формы, цвета, деталей объекта, а также отказаться от передачи объема [2; С. 204].

Панкратова Л.И. отмечает, что стилизация широко используется как композиционный прием практически во всех областях декоративно-прикладной деятельности. На основе ее пособия мы делаем заключение, что стилизация как композиционный прием заключается в переработке внешней формы прообраза предмета с целью выделения его художественно-выразительных или функциональных качеств [1].

Однако, несмотря на достаточное количество информации о стилизации, ее приемах и средствах, по-прежнему недостаточно разработана теория формирования умений стилизации.

Умения стилизации – это специфическая группа художественно-творческих умений, которые позволяют создавать декоративно-обобщенный образ на основе переработки внешней формы с помощью рада условных приемов – упрощение, обобщение, объединение, гиперболизация и т.д., с целью выделения художественно-выразительных качеств изображаемого объекта. Также умения стилизации позволяют выполнять намеренную трансформацию объекта для придания ему сходства с определенным стилем или направлением в искусстве и т.д.

Таким образом, когда мы говорим об осуществлении стилизации изображения, мы должны приводить целый ряд умений, необходимых для этого действия.

Мы считаем, что целесообразно организовывать процесс формирования умений данной группы в процессе занятий декоративно-прикладным искусством. В своем исследовании мы предлагаем такую нетрадиционную технику декоративно-прикладного искусства как художественная роспись по стеклу. Это одна из разновидностей техники витраж, которая в последнее время становится достаточно популярной. Обращая внимание на то, что эта техника оригинальна и не так часто используется в процессе обучения, мы отмечаем, что она может не только заинтересовать учащихся, но и предоставить им широкий спектр различных исторических стилей и приемов, которые может изучать и интерпретировать по-своему каждый ученик в своих работах.

Немаловажным в данном случае является еще и то, что витраж требует определенной условности в изображении. Декоративное панно, имитирующее витраж, поможет учащемуся проявить свои способности к обобщению, выделению главного, подчинении всех элементов первоначальному замыслу, т.е. полностью включиться в процесс стилизации.

В связи с необходимостью формировать умения стилизации средствами декоративно-прикладного искусства и, в частности, художественной росписи по стеклу, возникает множество противоречий. Приведем наиболее острые из них:

    Противоречие между необходимостью формирования умения стилизации у учащихся профильных классов и отсутствием системы диагностических заданий и упражнений, позволяющий определить уровень сформированности данной группы умений;

    Противоречие между необходимостью формирования умений стилизации и отсутствием исследовательской базы средств, которые могут быть активно включены в процесс обучения в профильных классах (в т.ч. – декоративно-прикладное искусство);

    Противоречие между эффективностью такого средства формирования умений стилизации как художественная роспись по стеклу и отсутствием методической системы формирования этой группы умений на основе расписного витража.

Таким образом, мы приходим к выводу, что формирование умений стилизации учащихся профильных классов при освоении художественной росписи по стеклу будет достаточно эффективным, если будет разработана методическая система, направленная на формирование умений стилизации, которая будет включать в себя систему диагностических и формирующих заданий и упражнений, учитывать дидактические принципы, методы и педагогические технологии, а также условия для благоприятного формирования умений стилизации на занятиях изобразительным искусством в профильных классах.

Формируя умения стилизации у учащихся профильных классов, мы закладываем основы их будущей успешной профессиональной деятельности в области изобразительного искусства, дизайна, художественного образования и т.д. Избирая декоративно-прикладное искусство и акцентируя внимание на отдельных его техниках (таких как художественная роспись по стеклу) мы даем возможность учащимся применить полученные на занятиях знания в практической деятельности в процессе осуществления интересных, и, что немаловажно, интересных и функциональных проектах.

 

Список литературы

 

1.        Панкратова Л.И. Композиция. Электронное учебное пособие РГУ им. С.А. Есенина. http://www.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/uploads/e- learning/Pankratova_L_I_Osnovy_kompozicii/ (дата обращения: 11.12.2016)

2.        Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2008. – 368 с.

3.        Шабанова О.П., Шабанова М.Н. Интеграционный механизм образования и науки в художественно-педагогической школе / Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск, 2016. №2(38) от 07.06.2016. http://scientific-notes.ru/pdf/043-025.pdf (дата обращения: 11.12.2016)