Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИМИ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ В 6 КЛАССЕ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов ориентирует образовательный процесс на формирование средствами различных образовательных областей разносторонне развитой личности, способной к дальнейшему обучению и самообучению в течение всей жизни средствами. Достижение этой задачи напрямую связано с формированием и развитием метапредметных умений обучающихся. К метапредметным умениям относят умения, которые дают человеку возможность интегрирования всех имеющихся знаний в любую область человеческой жизнедеятельности. Метапредметные умения включают в себя умение решать спонтанно возникающие сложные задачи, проблемные ситуации; соответствовать повышенным требованиям к взаимодействию и сотрудничеству, толерантности; анализировать происходящее, разрабатывать гипотезы и проверять их, проектировать цели и находить оптимальные способы их достижения. Необходимость целенаправленного формирования метапредметных умений обучающихся – ответ на вызовы времени. И реагировать на эти вызовы должны все образовательные области, в том числе и математика, которая является одним из основных содержательных компонентов любой образовательной программы.

Эффективным инструментом формирования метапредметных умений обучающихся средствами образовательной области «Математика» является системно-деятельностный подход, позволяющий рассматривать изучаемые объекты, законы, процессы и явления системно в процессе активной познавательной деятельности обучающихся. Обеспечить активную познавательную позицию обучающихся в процессе  изучения ими математики возможно посредством вовлечения их в решение специально сконструированных на основе предметного материала ситуаций. Освоение математических знаний в контексте их применения в различных ситуациях: а) обеспечивает системность и межпредметность знаний; б) позволяет обучающимся с самого начала находиться в деятельностной позиции; в) включает весь потенциал активности обучающегося – от уровня восприятия до уровня самостоятельного применения; г) позволяет обучающимся накапливать опыт использования знаний и умений, приобретенных на уроках математики в качестве средства регуляции своей деятельности [1].

Принципиальным является обеспечение проблемности предлагаемых ситуаций, ориентированных на конкретных обучающихся. Решая предложенные учителем проблемы, обучающиеся самостоятельно или под руководством учителя учатся находить способы решения в неоднозначных ситуациях; предвидеть результаты решения сложных ситуаций, что помогает в дальнейшем избежать большого количества ошибок. Это не усложнение работы, а способ увеличение эффективности деятельности обучающихся.

Формированию и развитию метапредметных умений обучающихся 6 класса в процессе изучения математики учителю необходимо создать условия, способствующие: а) апробации обучающимися различных, ранее известных и отработанных средств и способов решения задач в частично или совершенно новых ситуациях; б) поиску новых, ранее не применяемых способов решения задач; в) формированию и развитию учебной мотивации в этот критичный возрастной период; г) смене позиции учителя от «транслятора знаний», «истины в последней инстанции» к фасилитатору, направляющего и корректирующего деятельность обучающихся при открытии новых знаний или обобщении имеющихся знаний и опыта.

Вовлечение обучающихся, в процессе изучения ими математического материала, в решение проблемных ситуаций позволяет им выйти на новый уровень знания за счет приобретения новых и проявления уже имеющихся метапредметных умений.

Рассмотрим применение приведенных выше умозаключений в процессе формирования метапредметных умений обучающихся 6 класса при изучении ими рациональных чисел.


основу классификации. Их может быть 2, 3, 4, 5. После окончания групповой работы происходит общее

обсуждение ее результатов. Получившиеся ответы записываются на доске, обучающиеся аргументируют свой ответ. Учитель задает вопрос: «Можно ли эти числа записать в одну группу, если да, то как будет выглядеть их запись?». Учащиеся отвечают на наводящие вопросы учителя и по очереди записывают ранее предложенные числа в виде обыкновенной дроби. Далее, учитель вместе с обучающимися анализирует результат выполненных действий, а вывод приводит их к новой теме «Рациональные числа», что позволяет самостоятельно сформулировать тему урока, сформулировать учебные задачи не только предстоящего урока, но и обозначить цели изучения всей темы. При этом обучающиеся самостоятельно  или с помощью учителя намечают план действий, который необходимо выполнить для достижения выделенных целей. Такой результат свидетельствует о наличии у обучающихся способности к регуляции собственной познавательной деятельности, что является базовой основой одного из видов метапредметных умений.

Для формирования метапредметных умений в процессе обобщения и систематизации имеющихся знаний и собственного опыта обучающихся при сравнении рациональных чисел и выполнения с ними арифметических действий деятельность обучающихся на уроке можно организовать следующим образом:

Обучающимся предлагается в ходе командной работы разбить на четыре группы следующие числа: 0; 13,4;

58; 7 ; 0,32;178;  2 ; 9 ; 6 ; 245; 11,13; 11,6. По окончании выполнения данного задания лидеры каждой команды

13                                   13 13 13

записывают ответы на доске, аргументируярезультат работы своей команды. Далее, лидеры присаживаются на

места, учитель предлагает командам:

·       числа первой группы записать в порядке возрастания;

·       числа второй группы записать в порядке убывания;

·       найти сумму всех чисел третьей группы;

·       для чисел четвертой группы найти разность всех чисел, последовательно вычитая каждое из самого большого.

Результатом такой организации деятельности обучающихся на уроке выступает формирование таких метапредметных умений как умение сравнивать объекты по существенным признакам; умение аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека; умение выполнять порученную групповую роль и обязанности; умение работать в команде, демонстрируя навыки делового сотрудничества; умение учитывать мнение товарища, адекватно реагировать на критику, давать адекватную оценку своим действиям и действиям окружающих, мобилизировать свои силы для достижения наилучшего результата; умение предвидеть положительный личный и командный результат учебной деятельности и др.

Анализ реальной школьной практики также показывает, что более высокий уровень математической подготовки достигается в том случае, когда обучающиеся сознательно подходят к процессу овладения математическими знаниями и умениями. Осознанное отношение обучающихся к учению проявляется через осмысление своих действий и результатов в соответствии с собственными целями и мотивами учения. В связи с этим одним из фундаментальных звеньев в организации процесса обучения математике является создание условий,  обеспечивающих  формирование  рефлексивных  умений  обучающихся  [1].  Так  при  изучении рациональных чисел перспективными, на наш взгляд, являются следующие приемы обучения, ориентированные на формирование рефлексивных умений: а) «Синквейн»; б) «График успеха»; в) «Ассоциация»; г) «Благодарю…» д) «Волшебная палочка»; е) «Анализ своих ошибок»; ж) «Одним словом»; з) «Лист самооценки»; и) «Чемодан» и т.д.

Предложенные выше приемы и методы обучения в совокупности благоприятно сказываются на формировании метапредметных умений обучающихся при изучении рациональных чисел. Их также можно использовать при изучении любой другой темы школьного курса математики, постоянно развивая и совершенствуя навыки учащихся, ведь современное общество требует человека мобильного, способного применить свои знания и научиться новому, способного неординарно мыслить, на что и ориентировано формирование метапредметных умений в школе.

 

Список литературы

1. Тумашева О.В. Об особенностях обучения математике в условиях реализации системно-деятельностного подхода // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты Материалы III Всероссийской научно- методической конференции. 2015. С. 75-78.