Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЛАСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО В ТЕХНИКЕ КВИЛЛИНГ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

В данной статье акцентируется внимание на формировании художественно-пластических умений учащихся различных организаций  дополнительного художественного образования в процессе изучения техники квиллинг. Автором подмечена тенденция на увеличение значения дополнительного художественного образования для профессиональной ориентации школьников, а также исследован вопрос о научной разработанности феномена «художественно-пластические умения».

Ключевые слова: умения, художественно-пластические умения, дополнительное художественное образование

На сегодняшний день особенно важным в системе подготовки будущего специалиста становятся умения и навыки, которые он приобрел еще в процессе обучения на первых ступенях образования – способы действия, мыслительные операции – многие из образований, необходимых человеку в профессиональной деятельности, формируются еще в процессе обучения в школе. Когда мы говорим о специалисте в области художественного образования, мы говорим о специальных художественных умениях и навыках, без которых немыслим прогресс в таких творческих профессиях как дизайнер, художник, преподаватель изобразительного искусства и т.д. Базой для формирования всех необходимых умений специалистов из этой сферы становится обучение в организациях дополнительного художественного образования – детских художественных школах и студиях.

В условиях постоянно увеличивающихся требований к представителям творческих профессий, а также в условиях постоянной и достаточно жесткой конкуренции, победителем оказывается тот, у кого сформировано большее количество умений и навыков, и тот человек, который не просто применяет их в какой-либо конкретной области деятельности, но также, опираясь на общие закономерности и принципы, может разнообразить свою профессиональную деятельность.

Одним из важнейших образований, в контексте заявленной темы, становятся художественно- пластические умения. Развитие этой специфической группы специальных умений, несмотря на достаточно большое количество исследований в области художественного образования, по-прежнему не имеет специализированной методики для системы дополнительного художественного образования. Поэтому, на данный момент, основной проблемой, связанной с формированием художественно-пластических умений становится неразработанность научно-теоретической базы развития художественно-пластических умений в процессе обучения в организациях дополнительного художественного образования.

Обращаясь к диссертационным работам последних лет, мы видим, что, как таковые, художественно- пластические умения не избираются исследователями как предмет исследования. Мы скорее находим смежные категории, рассмотренные более детально. К примеру, в исследовании В.Ю. Малеева рассматривается феномен художественно-пластических способностей - «Как способностей к восприятию объекта изображения с художественной точки зрения, которая предполагает его осмысление и верную передачу, используя различные средства выразительности (конструкции, пластики, движения и т.д.) художественного образа» [3; С.49].

Также отдельно следует отметить близкую к нашей проблеме категорию «образно-пластическое мышление». Его исследуют в своих кандидатских диссертациях О.Г. Даутова [2] и Т.Ю. Нестеренко. В диссертации Т.Ю. Нестеренко мы находим следующее определение  образно-пластического мышления:

«Это вид художественно-образного мышления, включающий в себя специфические интеллектуальные (образные и кинестетические) структуры, обусловленные технологическими особенностями декоративной керамики и направленного на создание объемных пластических образов на основе преобразования чувственной информации и осмысления ценности традиций народного гончарного искусства» [4; C.14].

В магистерской диссертации, выполненной на кафедре художественного образования и истории искусств художественно-графического факультета Халилом Рагидом «Формирование художественно- пластических умений у будущих художников на занятиях по скульптуре» художественно-пластические умения также характеризуются как умения, связанные с художественным восприятием объекта изображения; автор тоже значительное внимание уделяет таким средствам выразительности, как конструкция, движение, пластика и т.д. [5; C.7].

Говоря о структуре деятельности учащихся по овладению умений, необходимо отметить, что «она может быть представлена как единство следующих компонентов: осознание личной значимости овладения умениями; установка на овладение определенными умениями; актуализация знаний, которые лежат в основе формируемых умений» [6; С. 409].

Таким образом, мы можем сказать, что художественно-пластические умения – это специальные умения, которые необходимы для достижения результатов в художественно-творческой деятельности, а также мы можем охарактеризовать их как умения практического характера. Они наиболее активно проявляются в практической деятельности и в процессе анализа предметно-материальных свойств материала, с которым работает обучающийся. Эти свойства могут влиять на характер пластического решения общей художественной формы произведения.

Ниже мы приводим умения, которые объединяются единым маркером «художественно- пластические». Приведем их ниже:

  умение передать объем, форму, движение изображаемого объекта (изобразительные навыки);

 умение передать внутреннюю конструкцию изображаемого объекта, ритм в построении (композиционные умения);

 умение создать оригинальный образ;

умение работать в различных художественных материалах.

Однако, в процессе исследования, мы столкнулись с рядом  противоречий и  проблем, которые необходимо разрешить для эффективного формирования художественно-пластических умений.

Одной из важнейших проблем является отсутствие научно-исследовательской базы феномена «художественно-пластические» умения, и как следствие – отсутствие диагностики и методики их формирования.

Не имея системы диагностики, мы не сможем отслеживать уровень развития данной группы способностей и как следствие – не будем иметь возможность отслеживать прогресс отдельных учеников и факторы, которые на него влияют значительным образом.

В процессе подготовки в организации дополнительного художественного образования необходимо единство теории и практики, все знания, которые получают учащиеся, должны быть подкреплены практическим действием, а само знание должно носить системный характер. Поэтому, несомненно, необходима методическая система, которая включала бы в себя цели, задачи, методы и средства, задания и упражнения, посредством которых мы будем формировать художественно-пластические умения.

Как мы уже отмечали выше, усвоенные умения, в т.ч. и художественно-пластические необходимо научиться применять в различных областях профессиональной деятельности. Практически все исследователи, о которых мы упоминали ранее, выбирают средством развития художественно-творческих способностей скульптуру или декоративную керамику. Мы же предлагаем разнообразить формы и методы работы и включить в них нетрадиционные техники декоративно-прикладного искусства.

Расширяя спектр материалов, которыми мы пользуемся при формировании образно-пластического мышления, пластических умений, мы способны не только значительно повысить интерес к освоению указанных умений и навыков, но также расширить круг пластических, композиционных решений в процессе воплощения идеи, замысла, расширить круг ассоциативных связей. Немаловажным является и тот факт, что при использовании в процессе работы различных материалов и техник, мы формируем так называемое «чувство материала» - понимание его выразительных особенностей, возможностей в процессе создания образа. Применение широкого спектра техник и материалов на занятиях изобразительным искусством и декоративным творчеством способствует также и «более полному  раскрытию творческого потенциала каждого отдельного ученика; педагог, в свою очередь, может найти индивидуальный подход к каждому, помочь найти способы решения образно-пластических задач и, соответственно, овладеть образно- пластическим языком изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства» [1; С. 10].

Сегодня становятся все более популярными нетрадиционные техники декоративно-прикладного искусства. Одна из таких техник – квиллинг, которая набирает популярность как хобби. Потенциал квиллинга как техники для развития художественно-пластических умений достаточно высок, но пока что недостаточно раскрыт, поэтому требуется серьезная научно-методическая работа, которая могла в качестве основного средства развития этой группы умений использовать технику квиллинга.

 

Список литературы

 

1.    Ворохоб А.А.  Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно- графических факультетов средствами скульптуры при использовании различных материалов скульптуры / А.А. Ворохоб. – дисс канд. пед. наук. М., 2000. – 233 с.

2.    Даутова О.Г. Развитие образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики на факультете изобразительного искусства в педвузе / О.Г. Даутова. – дисс. канд. пед. наук. – М., 2006. – 214 с.

3.        Малеев В.Ю. Развитие художественно-пластических способностей учащихся детских художественных школ на занятиях по скульптуре : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Курск, 2010.- 227 с.

4.    Нестеренко Т.Ю. Развитие образно-пластического мышления младших школьников на основе традиций народного гончарного искусства. – Дисс. канд. пед. наук. – М. 2012. – 344 с.

5.    Халил Рагид Хамид Халил. Формирование художественно-пластических умений у  будущих художников на занятиях по скульптуре. – Курск, 2013. – 97 с.

6.     Художественно-педагогический словарь / Сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова и др. – М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 480 с., 16 с. цв. вкл. – («Фундаментальный учебник»).