Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Череповец
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Активное включение человека в процессы, связанные с социально-экономическим, политическим, культурным будущим страны напрямую относится к изменениям, происходящим на современном этапе развития российского общества. Закон об образовании РФ подчеркивает роль социально ценной активности личности.

Государственная политика в области дошкольного образования, отразилась в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО), где в качестве результатов освоения образовательной программы выделены целевые ориентиры, необходимые для решения задач взаимодействия с семьями воспитанников, в том числе по развитию у дошкольников самостоятельности, инициативности, воспитанию основ гражданственности. Это позволяет рассматривать задачу становления основ социальной активности у детей как инвестицию в будущее нашей страны.

Особое значение для развития основ социальной активности имеет старший дошкольный возраст, характеризующийся рядом важнейших личностных новообразований (Л.И. Божович, Л.Л. Коломинский, Е.В. Субботский, Д.И. Фельдштейн и др.), обуславливающих появление общественной направленности в поведении и деятельности детей.

Несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме родительского отношения, она не является достаточно хорошо изученной, в частности, это касается вопроса влияния стиля семейного воспитания на становление основ социальной активности ребенка.

В силу того, что семья является основным институтом, в котором формируется личность, актуальным становится рассмотрение проблемы влияния стиля семейного воспитания  на становление социальной активности ребенка этого возраста.

Следовательно, цель нашего исследования – определить влияние стилей семейного воспитания на развитие социальной активности старших дошкольников.

В соответствии с поставленной целью мы выделили два направления диагностики: изучение особенностей развития социальной активности старших дошкольников, а также определение стиля семейного воспитания. Исследование проводилось на базе одного из муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений г. Череповца, в котором приняли участие четырнадцать детей подготовительной к школе группы и четырнадцать родителей.

Для изучения особенностей развития социальной активности мы выделили такие критерии как инициативность и исполнительность, составляющие структуру социальной активности, а также самостоятельность.

На основе выделенных критериев провели анкетирование родителей и воспитателей.

После обработки данных были получены следующие результаты: по мнению родителей, наиболее развитым критерием является исполнительность (50%), в меньшей степени сформирована инициативность (43%) и самостоятельность (43%). Воспитатели отметили, что развита исполнительность (50%), самостоятельность (29%) , в меньшей степени - инициативность (21%). Итак, общая тенденция прослеживается достаточно четко: доминирует исполнительность, значительно меньше проявляется инициативность, а также самостоятельность.

Затем мы провели опрос родителей с целью определения стиля семейного воспитания.

После обработки данных были получены следующие результаты. 50% родителей диагностируемой группы дошкольников в воспитании руководствуются демократическим стилем. Либерального стиля семейного воспитания придерживаются родители, составляющие 21% от общего числа диагностируемых. Авторитарный стиль воспитания используют 29% родителей.

Таким образом, мы видим, что преобладает демократический стиль воспитания, но есть родители, применяющие авторитарный и либеральный стили по отношению к детям.

Анализируя полученные результаты, мы отметили некоторую взаимосвязь между уровнем развития

социальной активности старших дошкольников диагностируемой группы и стилем семейного воспитания.

В семьях с демократическим стилем воспитания, дети выполняют все виды деятельности по своей инициативе и умеют действовать без посторонней помощи, что указывает на более развитую социальную активность.

Безоговорочное послушание, не умение самостоятельно принимать решения, подавление инициативности ребенка, а, следовательно, и более низкая социальная активность наблюдается в семьях с преобладанием авторитарного стиля.

Либеральность в отношениях родителей с детьми также указывает на низкую социальную активность старших дошкольников.

Таким образом, практикой исследования подтвердилось, что стиль семейного воспитания оказывает определенное влияние на развитие социальной активности старших дошкольников.

Поскольку самостоятельно родителям трудно прогнозировать и корректировать взаимоотношения со своим ребенком, поэтому им на помощь может прийти педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения.

В условиях введения ФГОС дошкольного образования большое значение приобретают нетрадиционные формы работы с родителями.

Достаточно эффективной и распространенной нетрадиционной формой взаимодействия ДОУ с родителями является тренинг. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Тренинговые методы: игровые упражнения и задания, помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, постигает новые истины, начинает по-новому общение с ребенком.

Мы считаем целесообразным включить в работу с родителями тренинг «Стили семейного воспитания», и предлагаем следующую программу тренинга.

Программа тренинга «Стили семейного воспитания» Пояснительная записка

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют недостаточную педагогическую и психологическую культуру. Об этом свидетельствует проведенная диагностика стилей воспитания в семье: родители далеко не всегда могут устанавливать какие-либо рамки в поведении своих детей, а если и существуют какие-либо запреты, то дети легко их нарушают. Также, родители в процессе воспитания предпочитают обходиться без наказаний, уповая на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

Основанием для построения данной программы тренинга послужило представление о необходимости вовлечения родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованном участии в образовательном процессе с целью более эффективного развития социальной активности старших дошкольников.

Общая цель тренинга: коррекция стилей семейного воспитания.

 

 

Цель, задачи

Содержание занятия для

родителей с авторитарным стилем

Содержание занятия для

родителей с либеральным стилем

1.Знакомство (1 неделя)

Цель: знакомство и постановка целей тренинга.

Задачи:

1. Познакомиться с участниками и ведущими тренинга.

2. Выяснить цели посещения тренинга и желаемые результаты.

 

 

1. Приветствие.

2. Правила тренинга.

3. Знакомство.

4.   «Мои ожидания».

5. Рефлексия, прощание.

 

 

1. Приветствие.

2. Правила тренинга.

3. Знакомство.

4.   «Мои ощущения».

5. Рефлексия, прощание.

2. Диагностика (2 неделя)

Цель: проведение экспресс – диагностики родительских установок, подведение родителей к осознанию связи между стилем воспитания в семье и особенностями поведения ребёнка.

Задачи: 1.Познакомить родителей с различными видами стилей

семейного воспитания. 2.Определить стиль воспитания у каждого из родителей.

 

 

1.Приветствие.

2. Мини-лекция: «Какие же стили семейного воспитания бывают?» 3.Тест: «Каким стилем семейного воспитания руководствуетесь вы, родители?»

Обсуждение стилей семейного воспитания.

4. Решение проблемных ситуаций.

5.Рефлексия, прощание.

 

 

1.Приветствие.

2. Мини-лекция: «Какие же стили семейного воспитания бывают?» 3.Тест: «Каким стилем семейного воспитания руководствуетесь вы, родители?»

4. Решение проблемных ситуаций.

5.Рефлексия, прощание..

3.Коррекция(3 неделя)

Цель: коррекция отношений

«родитель-ребенок» Задачи:

1.Создать оптимальные условия для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми.

2. Формировать мотивацию на преобразование взаимоотношений между родителями и детьми.

 

 

 

1.Приветствие. 2.«Хорошо – плохо» [1, с.30]

3. «Идеальный родитель»[1, с.35]

4. «Моя семья» [7, с.15] 5.Домашнее задание. 6.Рефлексия, прощание.

 

 

 

1.Приветствие.

2.   «Хорошо – плохо».[1, с.30]

3.   «Идеальный родитель» [1, с.35]

4.   «Моя семья» [7, с.15] 5.Домашнее задание. 6.Рефлексия, прощание.

4.Коррекция (4 неделя)

Цель: коррекция отношений

«родитель-ребенок» Задачи:

1.Улучшить понимание родителями собственного ребенка, его особенностей и закономерностей развития.

2. Апробировать новые способы поведения родителей с ребенком.

 

1.Приветствие. 2.Проверка домашнего задания

(обсуждение).

3.   «Сказки нашего детства» [7, с.32]

4. «Недетские запреты»[7,с.45] 5.Рекомендации родителям. 6.Итоговая рефлексия, анкетирование родителей.

 

1.Приветствие. 2.Проверка домашнего задания

(обсуждение).

3. «Сказки нашего детства» [7, с.32]

4.Рекомендации родителям.

5. Итоговая рефлексия, анкетирование родителей.

 

Таким образом, результаты эмпирического исследования влияния стиля семейного воспитании на развитие социальной активности у детей старшего дошкольного возраста подтвердило выводы, сделанные нами в процессе анализа психолого-педагогической литературы: оптимальным стилем семейного воспитания, позитивно влияющим на становление основ социальной активности у старших дошкольников, является демократический стиль. При авторитарном и либеральном стилях семейного воспитания выявляется своя специфика, оказывающая неблагоприятное влияние на социальную активность детей. Что и обусловило необходимость использования активных форм взаимодействия с родителями воспитанников в условиях образовательного процесса в ДОУ, коим является социально-психологический тренинг, программа которого разработана нами.

 

Список литературы

1.     Даринская В.М. Психологический тренинг родительско-детских отношений // Семейная психология и семейная терапия. – 2000. – № 1. – С. 28–44.

2.     Иванова Н.В. Детская субкультура как средство формирования ценностно-смысловой сферы ребенка- дошкольника // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2 № 4. С. 48-52.

3.     Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1999 – 232.

4.     Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (Дошкольник – младший школьник). – М.: «Прометей», МГПИ им. В.И.Ленина, 1990.

5.     Natalia Ivanova, Elena Timoshina. Principles of formation of found tions of senior preschool children"s social activity.           Procedia           -           Social           and           Behavioral           Sciences(2014)c.385-389,8-SEP-2014, http://authors.elsevier.com/sd/article/S1877042814047892

6.     Психология развития. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ,2006. — 176 с.

7.     Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу» - СПб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.

8.     Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с.