Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Отмечая инновационный характер модернизации современного образования [1-3, 6], нужно отметить, что важной целью для решения ряда проблем, могут стать такие способы и методы работы, как:

·       обеспечение эффективной интеграции ребенка в общество [2, 7, 11,12];

·       развитие субъектности школьника на основе включения его в различные виды полипозиционной деятельности [11];

·       поиск новых способов применения полученных знаний и умений на практике, особенно в нестандартных ситуациях, способствующих развитию, и формированию компетентностей и способностей обучающихся[3-6,10]

Почему проект?

Одним из эффективных способов создания развивающей среды является организация системы проектной деятельности. Такая система при соблюдении определенных принципов ее организации может быть эффективным средством для обеспечения личностного роста и развития метапредметных способностей учащихся [5-10].

С моей точки зрения, это, прежде всего, создание условий для получения творческого продукта и представления его в общешкольном пространстве и организация возможности активного выхода в социокультурное пространство города.

С точки зрения Н.Б. Ковалевой [6]для того, чтобы у школьников появилось понимание не только объективного значения труда в обществе, но и возникла личностно осмысленная позиция по отношению к теме необходимо сценирование ситуаций совместной творческой деятельности на основе следующих принципов организации рефлексивно-позионной модели образовательной среды[7,8, 9]:

1.     Выявление проблемных зон развития современных подростков в и поиск актуального для них вопроса.

2.     Проектирование условий для включений учащихся в социально-значимую творческую деятельность, требующую, в том числе, работы по пониманию текстов и формирование способности к пониманию знаково- образной основы языка.

3.     Работа с пониманием школьников в сложных метакультурных контекстах и инициация их размышления и действия в модельных ситуациях.

4.     Проектирование групповых форм работы, требующих полипозиционности; включение в коммуникацию на основе предъявления своей позиции, выраженной в творческо-рефлексивной форме.

5.       Рефлексия и раскрытие культурной ценности полученных знаний и способов деятельности, выход в экспертную позицию[8].

Проектный замысел ребят основывался на формировании принципов собственных критериев оценки, прежде всего с точки зрения его современности, реалистичности и полезности. Замысел был интересен также тем, что способствовал мысленному проигрыванию возможностей реализации своих идей в соотнесении с собственными нравственными принципами. В проекте использовались следующие формы творческой рефлексии[8, 9]:

·       создание мультипликационного фильма «Миф о Сизифе»;

·       привлечение к обсуждению проблемы труда людей разных профессий (интервью  с сотрудниками разных подразделений школы);

·       использование медиатекстов (в данном случае мультипликационного фильма «Миф о Сизифе» в преподавании отдельных предметов( интегрированное медиаобразование)

·         реализация различных творческих форм (написания сочинения на тему «Миф и реальность: о пользе и бесполезности труда»), способствующих формированию продуктивного мышления и творческих способностей

Таким образом, важнейшими условиями, включения школьников в творческую позицию стала необходимость понять миф о Сизифе и на этой основе выстроить свое личное отношение к труду.

Для работы с текстом мифа и выхода к созданию фильма были привлечены медиагерменевтические технологии в интерпртации Ф.А. Ковалева [3], которые позволили понять и личностно осмыслить очень важную для подростков идею, что самое страшное наказание в жизни – это бессмысленный труд. Сделать свое открытие, что Сизифа наказывают за то, что он готов на любое предательство и обман ради того, чтобы иметь возможность «вечно пировать». Однако человек, пока он занят приятным пиром, не обращает внимания на бессмысленность своего времяпрепровождения. Таким образом, миф создает модель вечного бессмысленного действия, через который вводится ценность осмысленной жизни и труда. А дети, начиная прикладывать модель к собственной жизни, понимают, в чем опасность пустого времяпрепровождения.

Вот одно из сочинений (Марина, 7 «В» класс)

Труд - благо. Когда он помогает понять смысл жизни. Пауло Коэльо

Для чего создавались мифы? Разве только для того, чтобы привлекать внимание детей и взрослых?

Возможно, но в них мы находим темы, затрагивающие важные воспитательные моменты в жизни современных людей, без которых не может быть развития ценностных и нравственных представлений о мире, жизни…

Тема труда, затронутая в мифах, актуальна и сегодня, ведь осознанное отношения к труду, может  в будущем стать естественной потребностью, например, развить творческое отношение к труду, способствовать правильному выбору профессии, вооружив человека разнообразными знаниями и умениями. Об этом уже задумываются и наши ровесники» (из сочинения).

В своих сочинениях «Миф и реальность: о пользе и бесполезности труда?» семиклассники отмечают, что труд является «главной движущей силой» в жизни человека. Добавим, что мультфильм о Сизифе, созданный детьми, под руководством С.В. Наумовой [3] использовался в работе различными предметниками и классными руководителями.

 

Список литературы

1.     Алексеева Л.Н., Ковалева Н.Б. Развитие способностей понимания в средней и старшей школе. – М.: МИОО, 2008. – 160 с.

2.     Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрение

созидающее будущее //Вопросы образования. – 2011 – № 3. – C 287-299

3.     Бондаренко Е.В., Гудилина С.И., Ковалева Н.Б. Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование // ОТ´14. Материалы международной научно-практической конференции в ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» Российской академии образования (г. Москва, 24 апреля 2014 г.). М.: ЦСОТ, 2014. 350 с.

4.     Гудилина С.И. Медиаобразование в развитии личности: Сборник трудов Международного форума конференций «Медиаобразование 2013» - http://mic.org.ru/phocadownload/mediaed_sbornik_end.pdf. С.196 - 203

5.     Зарецкий В.К., Ковалева Н.Б. Введение в психологию научно-технического творчества // Совершенствование творческой деятельности в процессе создания новых технологий решений (программа): Учеб.-метод. пособие. – М.: ВНИИПИ, 1987. – 88 с.

6.     Ковалева Н.Б. Метапредметность и личностные результаты в контексте задач модернизации образования // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». – 2015. №11- 12, c. , c.75-80.

7.     Ковалева Н.Б. Психолого-педагогические условия трансляции ценности образования и освоения индивидуальной образовательной траектории подростками // Психологическая наука и образование. 2014.

№ 4. С. 64-72

8.     Ковалева Н.Б. Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., РАУ, 1994.

– 19 с.

9.     Ковалева Н.Б. Роль рефлексии в развитии культуры совместного творчества / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С.120-124.

10. Сазонтьева Н.Б. Игра как метод и проблема психологии // Игровое моделирование. Методология и практика. – Новосибирск: Наука, 1987. – С. 7-13.

11. Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования США. Кларин М.В., Семёнов И.Н.,

Спиро Д., Сорокоумова Г., Ковалёва Н.Б. Аналитический доклад / Москва, 1994.– С. 64-74.

12. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.