Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИОННОСТИ СРЕДСТВАМИ МЕДИАГЕРМЕНЕВТИКИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Одной из центральных проблем нашего образования является развитие позиционности и субъектности личности учащихся [2, 4-8, 10-12]. Маршалл Маклюэн предельно просто и емко обозначил одно обстоятельство нашего времени, во многом усложняющее нашу ситуацию: «Сталкиваясь с информационными перегрузками, мы не имеем другой альтернативы кроме восприятия по образцам (стереотипам)». Вроде бы тезис понятен и не нуждается в особой расшифровке. Действительно, потоки информации захватывают нас все дальше и больше и форматируют наши мысли, наши мечты, наши идеалы под потребительский шаблон. На выходе у нас появляется клиповое мышление, вмененное понимание, стереотипы [4, 5, 7, 8-12]. Встает вопрос, как обрести свободу и научиться управлять этими потоками.

С точки зрения рефлексивно-позиционного подхода, развиваемого нами [4-8], для управления необходимо выйти из мира стереотипов и начать практиковать внимательное, испытывающее (себя и объект чтения) чтение и осмысленное творчество[. Вопрос в том, что за шаг личностного развития обеспечивает такое преодоление стереотипного поведения и на каких принципах. Однако прежде, чем ответить на этот вопрос, представляется необходимым отметить еще одну очень большую сложность. Эта сложность связана с тем, что информационное пространство не только порождает стереотипы, но оно еще и плодит фантазмы, иллюзии, мифы – все то, что является надежным инструментом власти [4-8, 11]. И, как говорит все тот же Маршалл, позволяет контролировать эмоции и мысли целых народов [8, 10]. С этой точки зрения психологами, педагогами, философами встает задача поисков технологий, способных передать подросткам и молодежи личное знание, вооружить учащихся  такими способами понимания и коммуникации, которые делают их неуязвимыми для информационных атак. Только человек, который укоренен в истории собственной страны, в живой традиции, осознал и самоопределился к тому культурному коду, которым пронизана окружающая его цивилизация, способен противостоять внешней манипулятивной агрессии. Ведь структура его сознания будет сложнее и объемнее любой манипулятивной информационной схемы.

Осознание данной проблематики стало концептуальной основой московского герменевтического клуба. Основная цель работы Клуба — создание многомерного диалогического пространства, позволяющего раскрыть мир личностных смыслов, ценностей, убеждений, принципов. Занятия клуба проходят еженедельно на основе медиагерменевтики (Н.Б. Ковалева, 2012), которая выросла на живительной почве рефлексивно-позиционной модели образовательной среды, инициирующей развитие мировоззренческих идеалов и ценностных ориентаций на основе освоения культурного наследия [4-8]. Данная образовательная психолого-педагогическая технология ориентирована на решение задач личностного роста, посредством работы с мышлением, сознанием и мировоззрением учащихся [7] и аккумулирует себе важные принципы теории диалога М.М. Бахтина [2], семиотики Ю.М. Лотмана [9], философской и педагогической герменевтики[3, 13,14]. В основе модели лежит идея о «позиции, трактуемой как ценности и идеалы, деятельно реализуемые человеком в жизни, определяющие центр и, в большем масштабе, смысл жизни» [4-8]. Соответственно, основная фокусировка медиагерменевтики как практикоориентированной технологии —  развитие  творческого начала и «позиционности» личности на основе освоения ею способов реализации ценностей и идеалов совершенного человека, находящегося по отношению к миру в позиции «сотворчества, заботы и созидания» [5,6,8].

Предметом и областью рассмотрения медиагерменевтики является картина мира в её индивидуальной ментальной проекции и внутренний мир познающего субъекта, что создает значимые перспективы для действенного самоопределения к ценностям образования и развития творческого мышления на принципах рефлексивно-позиционного подхода [4-8].

Важная особенность встреч герменевтического клуба и молодежных форумов в формате сюжетно- деятельностных тренингов определяется тем, что в них создаются условия для формирования культуросообразных ценностных установок и появления новых критериев самоопределения. Это достигается за счет создания модельных ситуаций через привлечение разного рода культурных образцов: текстов и медиатекстов (в широком смысле этого слова), в числе которых литературные произведения, фильмы, реклама, клипы, культурологические эссе, философские и психологические труды, отдельные идеи и высказывания значимых авторов. Как выбирается образец и за счет чего создаются условия для инициации самоопределения к высоким культурным ценностям? По мнению ряда авторов [5,7], методика выбора текста предполагает, прежде всего, достаточно высокую осведомленность и хорошую ориентацию в культурном пространстве, а также способность определить текст, который является важным аутентичным событием в контексте выбранной темы. Автор выбираемого произведения должен являться значимой фигурой с ярко выраженной позиционностью и образным мышлением и оказывать влияние на развитие культуры и общества. Важно, чтобы в самом произведении были заданы парадоксы или конфликт, на основании которых можно инициировать поиск новых оснований, норм, ценностных ориентаций и мировоззренческих идеалов [9]. Эффективными средствами совместного творчества в технологиях медиагерменевтики оказываются образный язык, знаковое оформление модельных ситуаций, конструирование гипертекста. Так, сочетание в едином пространстве таких сложных образцов как «Пир во время чумы» в телепостановке Марка Захарова и новеллы «Колокол» Андрея Тарковского создает огромный потенциал личностного развития для подростков - участников совместного обсуждения проблемы настоящего творчества. С точки зрения содержания интересно то, что пиршественный стол трансформируется в телегу смерти, а Вальсингама уже невозможно вытащить из царства Чумы даже на веревке, как это пытается сделать в знаковой сцене Священник (О. Янковский). Заметим, что этот фильм при первом просмотре отторгается – зритель не хочет размышлять на эти темы, категорически не желая узнавать себя в пирующих. Шок открытия происходит после обнаружения противоречий, парадоксов и герменевтического «вслушивания» в текст. Участники обнаруживают, что всеми этими безумцами во главе с Вальсингамом движет столь сильный страх смерти, что они заживо хоронят себя, отрекаясь от всего самого дорого и ценного, чем жили до сих пор. Встает парадоксальный вопрос: «Как так получается, что разумные люди бегут от смерти – в гости к смерти, в ее чертоги? Как можно так жаждать забыть о ней, что оказаться прямо у нее в объятьях с «широко открытыми глазами»? Вот здесь и происходит самый тонкий момент работы — момент перевода абстрактных рассуждений в ситуацию личного самоопределения. При правильном ведении группа открывает для себя основной смысл произведения: «Чума» — знак не только болезней прошлого. В наше время она рядится в яркие одежды. Очень быстрый темп жизни, реклама, сериалы, экзотические хобби, алкоголь, работа, стремление к измененным состояниям сознания — все это определяет жизнь людей и создает иллюзию «насыщенности потока» жизни. Зачем нам нужен этот поток? От чего мы бежим? Не начинаем ли и мы, убегая от смерти — как физической, так и духовной, — пировать посередине улицы? Именно в этот момент в коллективе появляется мощный энергетизирующий знаковый образ современной Чумы, как времяпрепровождения, кажущегося полным, но оказывающегося пустым в перспективе нашей жизни. То есть о деятельности, в которую человек погружается, чтобы забыть о бессмысленности жизни и при этом, которая эту бессмысленность лишь усугубляет. После шокирующего открытия важно задать оппозицию — противопоставить смерти равномощный знаковый образ и вписать его в гипертекстовую структуру. Для этого нам и нужен Андрей Тарковский и его «Колокол» как символ настоящего творчества, обретаемый в процессе медиагерменевтического прочтения фильма. Двух этих образов достаточно, чтобы дать группе энергию самоизменения и преодоления мыслительного тупика и втянуть в художественное поле наиболее актуальное содержание.

Таким образом, медиагерменевтика позволяет создать условия для овладения культурой творчества в современной информационно насыщенной, гипертекстовой среде и для развития способностей понимания, самоопределения, позиционной рефлексии. Важной частью медиагерменевтических технологий проектирования развивающих образовательных программ является особая метода выбора культурных образцов и формирования гипертекстового пространства. Но без центральной технологии создания «живого и открытого» пространства диалога в процессе обсуждения текстов — она лишится главной своей идеи и содержания.

 

Список литературы

1.     Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 283 с.

2.     Булин-Соколова Е.И., А.С. Обухов, А.Л. Семенов. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 207- 226.

3.     Гадамер Г.Г. Истина и метод / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988.– 704 с.

4.     Ковалева Н.Б. Метапредметность и личностные результаты в контексте задач модернизации образования // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2015. №11- 12. С. 75-79.

5.     Ковалева Н.Б. Роль рефлексии в развитии культуры совместного творчества / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С.120-123.

6.     Ковалева Н.Б. Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., РАУ, 1994. 19 с.

7.     Ковалева  Н.Б.  Рефлексивно-личностный  подход  к  развитию  педагогического  профессионализма

/Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. Сб. научных трудов по итогам межд. научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ИЦРОН, 2016. С. 200-203.

8.     Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Инновационное проектирование  образовательных технологий (в аспекте реализации ФГОС общего образования). М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. 167 с.

9.     Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб.: «Искусство – СПБ», 1998. С. 14 –285.

10. Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование // ОТ´14: М.: ЦСОТ, 2014. — 350 с.

11. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности.. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

12. Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования США. Кларин М.В., Семёнов И.Н., Спиро Д., Сорокоумова Г., Ковалёва Н.Б. Аналитический доклад / Москва, 1994.– С. 64-74.

13. Хайдеггер М. Исток художественного творения. М.: Академический проект, 2008. 528 с.

14. Шлейермахер Ф. - Герменевтика. СПб.: «Европейский Дом». 2004. 242 с.