Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ

Авторы:
Город:
Нижний Тагил
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2017г.

На современном этапе развития психологической и педагогической наук особняком стоит понятийная проблема, связанная с трактовкой термина «творческое мышление». На протяжении всего XX века ученые пытались дать достаточно четкое определение данному феномену в психологической науке. Но стоит отметить, что термин «творческое мышление» вскрывает в содержательном плане разные грани, которые не позволили свести в определенный аспект все стороны изучения рассматриваемого психологического феномена. По мнению профессора Е.П.Ильина [3], творческое мышление можно изучать с трех позиций: во-первых, творческое мышление как одна из фундаментальных основ интеллектуального процесса, во-вторых, как определенное свойство, качество личности, а в-третьих, как психическое состояние личности.

Рассматривая данный феномен в рамках интеллектуального процесса целесообразно определиться с терминологической трактовкой понятия «творческое мышление». Психологи Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон ввели в науку следующее определение понятия «творческое мышление» [4]. Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально новых или усовершенствованных решений той или иной задачи. Отечественный ученый Е.Е.Туник дает следующее определение рассматриваемому термину [6]. Творческое мышление – это способность человека решать интеллектуальные задачи творчески, то есть не по заранее освоенному алгоритму, а гибко, адаптивно, с некоторой долей предприимчивости. Дж.Гилфорд характеризует понятие «творческое мышление» как способность человека к генерации чего-то нового, особенно в культурной или научной, познавательной деятельности. Данный психолог выделил следующие элементы творческого мышления: оригинальность и необычность идей; семантическая гибкость; образная адаптивная гибкость; семантическая спонтанная гибкость [2]. Э.П.Торренс определил пять показателей развитости творческого мышления у человека [7]: беглость; оригинальность идей; абстрактность названия; сопротивление замыканию; разработанность идей. Как можно заметить данные элементы творческого мышления достаточно хорошо можно развивать в процессе обучения, в основе которого лежит межпредметный подход.

Многие из представленных психологов, большое внимание уделяли непосредственно изучению модели сформированного творческого мышления у людей, но стоит отметить идею Н.И.Чернецкой [8] о том, что базис творческого мышления закладывается у представителей младшего школьного возраста, а сензитивный период развития показателей данного феномена непосредственно относится к подростковому периоду.

Подростковый возраст в психологической науке считается одним из самых сложных периодов в развитии ребенка. Некоторые авторы называют данный этап – кризисным, так как во время нахождения ребенка в этом возрасте происходят качественные изменения в психике. Л.С. Выготский хронологически определяет старший подростковый возраст периодом от 13-14 лет до 15-16 лет. Данный психолог, говоря о центральных новообразованиях подросткового периода, выделяет абстрактно-логическое мышление, творческое мышление, самосознание, половую идентификацию, появление «чувства взрослости», переоценку моральных ценностей, самостоятельность и автономию [1]. В рамках всего вышесказанного, особое внимание стоит уделить изменению мышления и особенностей интеллектуальной сферы. Для мышления старших подростков характерны следующие черты: во-первых, способность к обобщению информации; во-вторых, способность решать задачи абстрактно-логической направленности; в-третьих, гибкость мышления и способность поиска альтернатив, что составляет основу для творческого мышления в данный возрастной период; в-четвертых, ориентация на определенную область знаний или определенный предмет; в-пятых, тяга к креативности и нестандартности решения той или иной задачи или проблемы; в- шестых, развитие критического мышления в рамках решения проблемных вопросов. Среди форм организации урочной деятельности достаточно эффективно использовать групповую работу, проблемное обучение, проектную деятельность в рамках интегрирования знаний разных предметных групп.

В подростковый период, как отмечалось ранее, происходят сильнейшие изменения в формировании всех сторон познавательной деятельности на основе интереса ребенка, в становлении личности, в гармонизации индивидуальности подростка. Данные изменения приводят к перестройке творческого мышления ребенка подросткового возраста и заставляют его активно обогащаться. Стоит отметить, что один из основных принципов психологии и педагогики подросткового периода, разработанный Л.С. Выготским, который заключается в том, что процесс появление новых качеств строится на процессе изменения старых, уже существующих качеств, достаточно характерен для творческого мышления у старшего подростка.

В подростковый период также изменяется содержание учебной деятельности, результатом которого становится выработка навыков самообучения у ребенка. Данный результат можно рассматривать как цель обучения старших подростков. Ребенок рассматриваемой возрастной группы, обладая теоретическими обширными знаниями, умениями, навыками, способен их применять в различной деятельности. В рамках вышесказанного, задача учителя - создавать условия и подбирать формы проведения уроков, которые бы помогли подростку, творчески реализовать свои знания в решении сложных альтернативных ситуаций и задач. Школьные знания подростка по сути, уже подразумевают творческую активность, формируют открытость, креативность в мышлении, а также беглость в умственной интеллектуальной деятельности.

Стоит также обозначить диагностический инструментарий, который поможет учителю выявить уровень и потенциал развития творческого мышления при создании определенных психолого- педагогических условий: анализ письменных работ старших подростков (эссе, сочинения, ответы на нестандартные, альтернативные вопросы тематики урока); анализ устных ответов старших подростков; методика психодиагностики творческих способностей старшего подростка по тесту Торренса и тесту Гилфорда; методика Г.Дэвиса.

Важно отметить, что учитель развивает две стороны творческого мышления старших подростков: во-первых, через формирование самостоятельности и свободной активности развивается личностный аспект; во-вторых, мыслительная интеллектуальная часть творческого мышления развивается в контексте абстрактно-логического мышления и интеграции различных отраслей знаний.

Учителю особое внимание стоит обратить на формы, методики, технологии, которые он будет применять на уроках для развития творческого мышления старших подростков в рамках обучения определенным дисциплинам. В современных школах большой популярностью пользуются нетрадиционные формы организации учебной деятельности. Одной из таких форм можно считать интегрированный урок, который относят к методам активного обучения. Стоит отметить, что данную форму обучения целесообразно использовать в старшем подростковом возрасте, когда у ребенка уже есть теоретическая база по предметам, а также именно подросток достаточно эффективно реагирует на нестандартные формы проведения уроков. Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута только при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной  проблемы,  позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук и имеющий практическую направленность. Интегрированные уроки отличаются четкостью, компактностью, сжатостью информации и логической взаимообусловленностью [5]. Важно отметить, что данная форма обучения направлена не на усвоение знаний, а на развитие образного, творческого мышления.

Интегрированные уроки должны соответствовать требованиям основной их цели – развитие мышления учащихся. Поэтому стоит обратиться к принципам, на которых строятся интегрированные уроки. Г.К.Максимов выделяет следующие принципы интегрированного обучения старших подростков [5]: синтезированность знаний; углубленность изучения; актуальность или практическая значимость проблемы; альтернативность решения; доказательность решения. Вышеназванные принципы организации интегрированных уроков применимы непосредственно для старшего подросткового возраста и для многих учебных предметов.

Создание учителем выявленных ниже педагогических условий необходимо для эффективного развития творческого мышления старших подростков на интегрированных уроках: использование метода

«мозгового штурма» для развития продуктивности и оригинальности мышления старших подростков; смена видов деятельности старших подростков в ходе урока для развития гибкости мышления; предоставление старшим подросткам возможности высказывать свои идеи и мнения в рамках рассмотрения альтернативных и проблемных ситуаций в контексте тематики урока для развития оригинальности и креативности мышления; предоставление старшим подросткам возможность написания творческих работ и проектов в рамках тематики урока для развития способности к детальной разработке придуманных идей.

В заключение хочется отметить, что гармоничное сочетание теоретической, символической, эмпирической, аналитико-синтетической и абстрактно-логической форм мыслительной деятельности будет достаточно твердым базисом для развития творческого мышления старших подростков в рамках интегрированного обучения по определенной тематике. Развитие творческого мышления в процессе обучения определенному предмету в подростковом возрасте, в частности старшем подростковом, зависит во многом от интеллектуальной активности и способности к саморазвитию подростка для дальнейшей реализации накопленного у него потенциала. Но стоит отметить, что использование межпредметного подхода в образовательной деятельности необходимо, так как именно в подростковом возрасте, ребенку интересно изучать определенное явление с разных точек зрения, в рамках различных отраслей знания. Технология интегрированных уроков, знакомство с различными токами зрения по определенной проблеме, поиск нетрадиционных способов решения вопроса приведут к развитию творческого мышления старших подростков.

Список литературы

1.        Выготский Л.С. Педология подростка. // Собрание сочинений в 6-ти томах. – Т.4. Детская психология. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.

2.        Гилфорд Дж. Природа человеческого интеллекта. [Эл.ресурс] URL: https://www.amazon.com/Nature-Human-Intelligence-J-Guilford/dp/0070251355 (дата обращения 14.11.2016).

3.        Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб., 2012. – 830 с.

4.        Линдсей А., Томпсон Р., Халл К. Творческое и критическое мышление. // Хрестоматия по общей психологии. – Т.1. – 1981. – с.149-152.

5.        Максимов Г.К. К дискуссии об интеграции школьных предметов. // Педагогика. – 1996. - № 5. –с.114-115.

6.        Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.: Дидактика Плюс,2002. – 48 с.

7.        Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. – Иматон, 1998. – 170 с.

8.        Чернецкая Н.И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. - № 8. [Эл.ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2012/12108.htm (дата обращения: 18.12.2016).