Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Перед современной педагогикой стоит сложная проблема – введение новых образовательных стандартов при перегруженности образования. Достижение каких – либо метапредметных результатов возможно при формировании особых компетенций, которые способны обеспечить эффективную деятельность в различных сферах человеческой жизни. Необходимы особые педагогические условия, которые возможно создать в процессе адаптации ребенка при переходе в среднюю школу.

Деление мира на условные предметы уменьшает способность ребенка составить о нем целостную картину. Интеграция во всех областях заставляют современные системы образования формировать надпредметные умения. Внедрение такого подхода является острой необходимостью. Так А.В. Хуторской классифицирует концептуальные основы метапредметных компетенций:

1.      Ценностно – смысловые компетенции;

2.      Общекультурные компетенции;

3.      Учебно – познавательные компетенции;

4.      Информационные компетенции;

5.      Коммуникативные компетенции;

6.      Социально – трудовые компетенции;

7.      Компетенции личностного самосовершенствования.1

Среднее звено школы открывает «огромный мир» перед учеником. Мир не только состоящий из большего количества предметов, но и бросающий ребенку новые психологические вызовы. Смена обстановки образовательного процесса, учителей заставляет включает процесс адаптации, в результате чего психика человека начинает работать на «повышенных оборотах». По мнению А. В. Хуторского, формирование метапредметных компетенций в этот период воспринимается ребѐнком легче, так как «понимается им в контексте всех нововведений средней школы»2.

Вопрос адаптации человека является одним из важнейших в изучении человека и его природы. Многие основополагающие науки рассматривали феномен адаптации с разных точек зрения. Ученые, занимавшиеся этим вопросом, часто приходили к смежным понятиям и выводам, что позволило изучать адаптацию на стыке наук: философии, биологии, социологии, психологии, педагогики. Но современные педагогические технологии позволяют не только переживать этот процесс, но и использовать его для развития особых умений и качеств, в частность формирование метапредметных компетенций.

Адаптация – в широком смысле - (от лат. Adaptare – приспособлять) - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям3 . Но при более детальном рассмотрении понятие адаптации приобретает свою специфику в рамках различных подходов.

Для подробного изучения психолого – педагогической адаптации необходимо разобраться в отдельности с этими составляющими.

    

1 Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования.- Народное образование, 2009

2 Хуторской А. В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта. – Народное образование, 2013

3 Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика – Пресс, 1999


В основе психологической адаптации лежит особый барьер, который зависит в большей степень от воспитания, тех установок, которые формируются в детстве, физиологических и конституционных особенностей человека. Особенностью психологической адаптации является то, что это сплошной процесс, который не прекращается на протяжении всей жизни человека. Причем, он включает два аспекта: установление и проверка на соответствие между физиологической стороной и психологической и установлении гармонии между инвидуумом и окружением.

Важное значение в решении проблемы психологической адаптации имеют работы Ф.Б. Березина, в которых последний рассматривает как процесс соотношения личности и среды в процессе деятельности индивида4. Что позволяет индивиду удовлетворять свои потребности и соотносить свое поведение с требованиями общества. Выделяют три уровня психической адаптации: социально – психологическую, психологическую и психофизиологическую. Помимо этого, Ф. Б. Березин определяет тревожный ряд, который является важным элементом психической адаптации. Изучение понятия «тревога» в рамках психической адаптации позволяет глубже рассмотреть ход адаптации. Так повышение уровня тревоги предшествует включению интрапсихической адаптации, которая, в свою очередь, способствует эффективной психической адаптации.

Рассматривая адаптацию в педагогическом контексте, необходимо говорить о способности человека усваивать учебный материал и приспосабливаться к изменениям в образовательной системе. В современной литературе чаще всего рассматриваются факторы, которые влияют на успешность человека в обучении. Сюда относится физическое состояние, уровень квалификации педагога, ситуация в семье, интеллектуальная готовность, социально – психологическая готовность. Некоторые исследователи подходят к изучению педагогической адаптации через определение и изучение дезадаптации  ( Т.Х. Борисов, Н.Г. Манелис, Г.А. Цукерман).

Важной особенность современного подхода в изучении педагогической адаптации является личностно ориентированный подход и к личности преподавателя. Так тезис Л.С. Выготского о том, что правильное обучение ведет за собой умственное развитие, сейчас воспринимается несколько иначе5. Авторские программы, которые предлагаются преподавателю не учитывают его особенностей, ведь они делаются автором «под себя». Предоставляя методики, которые давали прекрасные результаты на уровне их апробации автором, педагогическое сообщество столкнулось с несоответствием показателей у отдельного учителя. Причиной этого является различия педагогического стиля преподавателя, использующего предложенную методику, и автора методики. Это, в свою очередь, может привести к нарушению адаптации ребенка к методике и всей системе образования в целом. По мнению Д.Б. Эльконина, при внедрении новой методической системы требуется психологическое сопровождение педагогов, чтобы не произошло выхолащивание смысла методики6.

Анализируя психолого - педагогическую адаптацию, стоит отметить, что конечной точкой является гомеостаз, т.е. состояние постоянства параметров. В педагогическом смысле гомеостаз проявляется в стабильности общения ученика с другими учениками, с педагогом, отсутствие агрессивных настроений, успешности в учебе, адекватной самооценка. В результате, в педагогическом сообществе поднимаются вопросы перехода от «рывковой» системы, т.е. резкого изменения окружающей среды учащегося (переход из начальной в среднюю школу), к адаптивной обучающей программе. Последняя, в свою очередь, должна соотносить программу обучения со скоростью и  успешностью усвоения предыдущего материала и меняющимися особенностями обучающегося.

Перед современной системой образования встает вопрос о степени влияния образовательных учреждений на обучающегося. Популярно мнение о том, что не учащийся должен меняться, а образовательная среда должна изменять себя с учетом требования учащихся и времени. Т.е. происходит осознания личностно – ориентированного подхода, который включает в себя диалоговое взаимодействие и помощь ученику в осознании себя личностью. Происходит коренная смена приоритетов образования. Основные принципы данной парадигмы можно выделить следующие: 1. Человек - неповторимые целостность и ценность; 2. Свободное развитие субъекта, процесс диалога; 3. Принятие учащимся образовательного процесса; 4. Самоуправление процессов с опорой на помощь других субъектов.


4 Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация . – Л.: Наука, 1988

5 Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс, 1991

6 Эльконин Д. Б Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989

 

Список литературы

1.      Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация . – Л.: Наука, 1988

 

2.      Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс, 1991

3.      Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика – Пресс, 1999

4.      Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы образования.- Народное образование, 2009

5.      Хуторской А. В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта. – Народное образование, 2013

6.      Эльконин Д. Б Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989