Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С УЧЕТОМ СТАТУСА В КОЛЛЕКТИВЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». В отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки – аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных. Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют своё первенство, а отверженные группой проявляют неудовлетворённость своим положением.

Таким образом, отрочество является периодом острого кризиса взросления и часто сопровождается рискованным поведением и девиациями.

Для выявления особенностей проявления агрессивности в зависимости от статуса личности подростков нами было проведено исследование, в котором, приняли участие учащиеся 8 – 10-х классов общеобразовательной школы №9 г.Великие Луки.

В результате проведенного нами социометрического исследования были получены следующие результаты.

Так,  в 8-ом классе показатели агрессивности у высоко статусных учеников более высокие, чем у учеников с низким статусом. Здесь можно отметить наибольшее различие в показателях между высоким и низким статусом по таким шкалам как «провокация агрессии со стороны окружающих», «расплата за агрессию» и «неумение переключать агрессию».



Таблица 1  

Особенности проявления агрессивности в зависимости от обобщённого статуса

  

Шкалы агрессивности

8 класс

10 класс

Высокий

статус

Низкий статус

Высокий

статус

Низкий статус

1

спонтанность агрессии

3,2

2

3

3

2

неспособность тормозить

агрессию

2,2

1,5

1,5

0,8

3

неумение переключать

агрессию

3,7

2,3

2,5

3

4

анонимная агрессия

0,8

0,8

1,5

1,3

5

провокация агрессии у

окружающих

3,7

2

2

2,3

6

склонность к отражённой

агрессии

4,2

2,2

2,3

3,5

7

аутоагрессия

3

1,8

3

2

8

ритуализация агрессии

1,7

0,8

1,5

1

9

склонность заражаться агрессией

толпы

1,7

1

1,5

1,8

10

удовольствие от агрессии

2

1,8

2,3

1,3

11

расплата за агрессию

3,3

1,7

1,8

2,3

Среднее значение

2,7

1,6

2,1

2

 

Мы видим, что высоко статусные ученики чаще выступают как провокаторы агрессии, однако и расплата за свои агрессивные действия имеет место среди них. Однако, данные полученные при изучении агрессии, позволяют говорить о том, что в 10-ом классе положение меняется.

Во-первых, усреднённые показатели агрессивности «сглаживаются» становятся менее контрастными между высокостатусными и низкостатусными. Это свидетельствует о том, что фактор агрессивности заметно ослабляет своё влияние на статусное положение подростков в своём классе.

Во-вторых, становится понятным, какие агрессивные тенденции встречают первоочередное отторжение и неприятие у данной возрастной категории: например, «склонность к отражённой агрессии» в 8-ом классе весьма сильно «работала» на повышение статуса. В 10-ом классе она уже воспринимается групповым мнением негативно; аналогичное произошло, хотя и в меньшей степени с «неумением переключать агрессию», «провокацией агрессии» и «склонностью заражаться агрессией толпы». Можно полагать, что именно в этих аспектах подросткового поведения групповые нормы оказывают блокирующее воздействие на развитие агрессивных тенденций в данном возрастном диапазоне.

В виде исключения можно отметить высокий показатель у учеников с низким статусом по шкале «склонность к отражённой агрессии». Этот недостаток заключается в том, что индивид, как эхо, повторяет агрессию партнёров.

Таким образом, агрессивное поведение подростков является не однородным феноменом, а имеет различные негативные формы в зависимости от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, обуславливающих его возникновение.

Таблица 2 Особенности проявления агрессивности у лиц с высоким и низким статусом по критериям «нетерпимости» и «доброты».

 

 

 

 

Шкалы агрессивности

Нетерпимость

Доброта

8 кл.

10 кл.

8 кл.

10 кл.

В. С.

Н. С.

В. С.

Н. С.

В. С.

Н. С.

В. С.

Н. С.

1

спонтанность агрессии

3

2,8

2,3

1,8

2

2,5

1,3

3,3

 

2

неспособность тормозить

агрессию

 

2,2

 

1,5

 

1,3

 

1

 

1

 

1,8

 

1,3

 

1,3

 

3

неумение переключать

агрессию

 

2,8

 

3,3

 

3,3

 

3

 

3,4

 

2,5

 

3,3

 

2,3

4

анонимная агрессия

1

1,5

1,3

1

1,2

0,8

0,7

1,7

 

5

провокация агрессии со

стороны окружающих

 

4

 

3,2

 

2,5

 

1,5

 

2,2

 

2,8

 

1,3

 

2,3

 

6

склонность к отражённой

агрессии

 

3,8

 

2,3

 

3,3

 

2,3

 

2,8

 

3,8

 

2

 

2,7

7

аутоагрессия

2,6

3,8

2

2,7

3,6

1,8

2

3

8

ритуализация агрессии

2

1,3

0,8

0,2

1

1,8

0,3

2

 

9

склонность заражаться

агрессией толпы

 

2,6

 

0,7

 

1,5

 

0,7

 

0,4

 

1,8

 

0,3

 

2

10

удовольствие от агрессии

3

1,8

1,8

1

1,6

2,5

1,3

3

11

расплата за агрессию

2,6

3,5

2,3

2,8

3,4

2,3

2

3,3

Среднее значение

2,7

2,4

2,1

1,7

2,1

2,2

1,5

2,5

 

Обозначения: ВС - высокий статус личности; НС – низкий статус личности.

Из таблицы №2 видно, что групповое мнение относительно «нетерпимости» подростков более всего оказывается зависимым от таких характеристик агрессивности, как «склонность к отражённой агрессии», «склонность заражаться агрессией толпы» и «удовольствие от агрессии». Показательно, что первые две характеристики имеют социальную обусловленность возникновения агрессивных тенденций в поведении. Это может означать, что проблема «нетерпимости-толерантности» воспринимается подростками скорее не как личностное свойство (в этом случае наибольшие различия проявились бы по таким шкалам как «спонтанность агрессии», «неспособность тормозить агрессию» и «неумение переключать агрессию»), а как стиль поведения в группе, способ реагирования на окружающее.

Эта тенденция в целом сохраняется и у десятиклассников. Хотя в тоже время нужно отметить, что в 10-ом классе восприятие «нетерпимости-толерантности» оказывается в большей степени зависимым от показателей агрессивности (по разнице средних значений между высокостатусными и низкостатусными по данному критерию).

Следовательно, десятиклассники уже более дифференцированно и тонко отслеживают у окружающих наличие или отсутствие толерантности. Однако в большей степени точность такого распознания проявляется по критерию «доброта», где по сравнению с 8-ым классом различие между высоким и низким статусом ощущается весьма значительно. Это ещё раз подтверждает, что к 10-му классу подход в оценке человеческой агрессивности перемещается от фиксации внешне - поведенческих реакций к распознаванию внутренне - личностных механизмов и предпосылок.

Таким образом, можно сделать вывод, что в подростковом возрасте происходят достаточно серьёзные качественные трансформации в структуре агрессивных тенденций, при этом они имеют существенные гендерные различия.

 

Список литературы

1.     Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. - № 5 – С.3- 18.

2.     Реан, А.А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / А.А. Реан, Н.Б. Трофимова // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 1999. - № 3. – С.6-7.

3.     Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Фемита, 1994. – 295 с.