Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ СПЕЦИАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Социализация представляет собой многомерный процесс включения личности в социальную реальность, в ходе которого ей обретаются социальные качества, усваивается коллективный опыт и реализуется собственная сущность через выполнение конкретной роли в трудовой и учебной деятельности [10]. Профессиональная социализация как психологическая категория получила достаточно широкое освещение в современных отечественных исследованиях. Под профессиональной социализацией чаще всего понимается процесс накопления профессионального опыта в ходе учебной и  трудовой деятельности, развитие личности  в роли специалиста, ее включение в профессиональную среду. Профессиональная социализация, таким образом, является одним из аспектов профессионализации.

В зарубежной психологии за последние годы стала получать свое развитие концепция профессиональной социализации в контексте становления медицинских сестер, что обусловлено тем, что профессия медицинской сестры включает в себя не только набор научных знаний и технических навыков, но и направленность на уход за больными [15].

В англоязычной литературе профессиональная социализация описывается как накопление значений, отношений, навыков и знаний, относящихся к профессиональной субкультуре. Также в рамки профессиональной социализации относится освоение норм, поведения и ролей. Отмечается, что освоение когнитивных навыков проходит гораздо проще, чем освоение навыков аффективных [11, 13, 14]. Иными словами, наибольшая сложность возникает при соприкосновении процессов формирования специалиста и развития личности.

В процессе профессиональной социализации И.Г. Колосова [4] выделяет следующие стадии: выбора профессии (учитываются способности и возможности), освоение нормативной базы профессии, саморазвитие и осознание себя как профессионала, обогащение профессионального опыта в процессе образования, развитие своей личности средствами профессии. Кроме того, дифференцируются несколько вариантов соотношения профессиональной социализации и социализации личности в целом:

1)        существование рядом, без пересечения (человек функционирует в профессиональном плане исключительно формально);

2)    полное совмещение (личное включает в профессиональные рамки);

3)    частичная идентификация с профессиональной ролью;


4)    полное включение профессиональных ценностей в личное пространство, значительно более широкое и многомерное.

Результатом  профессиональной  социализации  в  идеале  должна  быть  готовность  осуществлять профессиональную   деятельность   на   достаточно   эффективном   уровне,   что   отражается   в   понятии «профессионализм». Данное понятие может выступать в различных значениях: как совокупность личностных качеств человека, необходимых для получения позитивного результата (нормативный профессионализм) и как внутреннее свойство личности (реальный профессионализм). В качестве одного из критериальных показателей профессионализма выделяется наличие внутриличностного отношения к труду, что является движителем человека в профессиональном измерении. Тем самым, подчеркивается важнейшая составляющая профессионализма, его внутренняя основа – духовность труда.

Теоретико-методологический анализ различных подходов к проблеме профессионализации показал, что наиболее плодотворным направлением изучения этого процесса является исследование с использованием принципа развития как основополагающей категории. Профессиональное становление личности при этом рассматривается в контексте развития в зрелом возрасте.

Профессиональная социализация происходит во всевозможных образовательных учреждениях. Под образованием здесь понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,  который сопровождается констатацией достижения гражданином  (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [1, 10].

Образовательные учреждения оказывают огромное влияние на профессиональную социализацию студентов. В первую очередь это обусловлено тем, что на образовательном этапе профессионально- образовательное пространство  является одним  из  факторов развития личности. Личностный рост студентов осуществляется посредством включения в образовательную среду, которая является компонентом профессионально-образовательного пространства. В ходе образования представления о специальности и о себе как профессионале, проходящем становление, у студентов расширяются за счет пополнения и переосмысления.

Ю.В. Каблинова верифицирует ряд социализационных функций системы образования: функция общеобразовательной поддержки;  функция поддержки профессионального самоопределения; функция активизации личностных ресурсов; профилактивно-реабилитационная функция; функция общесоциальной поддержки [3].

Хорошо раскрываются в литературе вопросы, касающиеся основных факторов профессиональной социализации. Рассматривается влияние, как свойств студентов, так и образовательной среды (в т.ч. преподавателей). Отмечается, что эффективность профессиональной социализации зависит и от преподавателя, и от студентов, и в результате определяется тем, насколько умело было организовано их сотрудничество, которое направляет все усилия образовательного процесса на развитие профессионально-личностного потенциала [6, 12].

Профессиональная социализация студентов, таким образом – двуединый процесс, который представляет собой интериоризацию норм, свойственных профессиональной среде, и самоидентификацию личности с осознанием ею своей роли в этой среде.

В исследовании Е.Н. Ибрагимовой для изучения профессионального саморазвития используется категориальный аппарат, предложенный Л.С. Выготским, который включает в себя понятие зон ближайшего развития. В ходе данного исследования подтверждено, что профессионализация осуществляется как последовательное прохождение таких зон, с переходами «внешнеплановых» действий во «внутреннеплановые», а также наоборот [2].

Процесс профессионализации является стихийным, неуправляемым и, возможно, поэтому неосознаваемым для человека. В большинстве случаев студент лишь предполагает присутствие положительной или отрицательной динамики – и в результате развиваются состояния, которые затрудняют активацию психофизиологических процессов. В лучшем случае такие состояния могут приводить к неоправданным затратам сил. Несмотря на стихийный характер, различные аспекты профессионализации и профессиональной социализации успешно подвергаются анализу.

В литературе уделено внимание психологическим основам развития педагога. Исследовались психологические особенности профессионального образа мира личности; рассматривались психологические условия развития конкурентоспособности молодых специалистов в процессе профессиональной деятельности. Несомненный интерес представляет проблема социализации личности в обществе Интернет-коммуникаций [1, 8, 9].

Н.А. Маслюк был выявлен мотивационный базис социального мышления на этапе инициации. Отмечается, что современными студентами гораздо чаще ставятся жизненно-бытовые, нежели социально-общественные проблемы.  Одновременно,  мотивация и способности к постановке  проблем  оказываются более  высокими  у студентов вузов, при сравнении с колледжами. Исследование изменения личностных ценностей студентов вуза показало, что развитие сопровождается изменениями в ценностях гуманистической и прагматической направленности. В основном изменения происходят в направлении увеличения уровня значимости гуманистических ценностей [5].

Как уже отмечалось, для человека профессионализация уже сама по себе является включением в социальные процессы общества. Одной  из форм такого включения  является включение в социально- экономические процессы. В этом смысле профессионализация рассматривается в роли средства развития, самореализации, а также самоактуализации [7]. Сущность ее – в превращении человека в профессионала, который в идеале не только создает товары потребления, но и активно влияет на развитие своей профессиональной деятельности и на профессиональную общность.

Профессиональная социализация в определенном смысле отражает рост личности. Лишь с адекватной адаптацией, с включенностью в образовательный процесс возможно создать из личности студента квалифицированного специалиста. Ощущение одиночества, возникающее на этапе обучения – это тревожный маркер того, что образовательный процесс протекает неэффективно, без затрагивания глубинных структур, без духовно-нравственного роста. В век виртуальных пространств важно помогать студентам включаться в образовательный процесс не на уровне формального контакта,  а на уровне личностной  принадлежности. В особенности это касается специалистов помогающих профессий.

 

Список литературы

1.      Глуханюк Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации: автореф. дис. ... докт. психол. наук. Екатеринбург, 2001. 40 с.

2.      Ибрагимова Е.Н. Способность субъекта учебной деятельности к профессиональному саморазвитию: автореф. дис ... канд. психол. наук. Казань, 2006. 21 с.

3.      Каблинова Ю.В. Профессиональная соиализация студенческой молодежи: мотивационная структура процесса: автореф. дис ... канд. соц. наук. Ставрополь, 2006. 23 с.

4.      Колосова И.Г. Влияние ценностных ориентаций на профессиональную социализацию студентов: автореф. дис ... канд. психол. наук. Курск, 2006. 26 с.

5.      Маслюк Н.А. Особенности социального мышления студентов высших и средних специальных учебных заведений: автореф. дис ... канд. психол. наук. М., 2006. 21 с.

6.      Мурзагалина Л.В. Первичная профессиональная социализация будущих врачей на этапе обучения в вузе: автореф. дис ... канд. пед. наук. Уфа, 2010. 26 с.

7.      Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Ярославль: Канцлер, 2008. 200 с.

8.      Подосинникова Е.А. Психологические особенности моделей профессионального развития // Южно- Российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. Астрахань. 2006. № 8(21). С. 211-213.

9.      Чистяков А.В. Социализация личности в обществе Интернет-коммуникаций: социокультурный анализ: автореф. дис. ... докт. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2006.

10.     Ярошенко Л.П. Социализация студенчества современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М.,2002. 19 с.

11.   Becoming Socialized into a New Professional Role: LPN to BN student nurses' experiences with legitimation / S. Melrose, J. Miller, K. Gordon, K.J. Janzen. 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http // downloads.hindawi. com / journals / nrp / 2012 / 946063.pdf

12.   Chernyshkova E.V. Education as a Step to Socialization // Integrated Approaches to Health: Proceedings of the 4th International Conference of Health Behavioral Science in Japan. Kobe: Konan University, 2002. pp. 159-163.

13.   Page G. Australian Graduates' Perspective of Their Professional Socialization. 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http //www. prres. net / Papers / Page_Australian_Graduates_Socialization.pdf

14.   Pei Kuan Lai, Pek Hong Lim. Concept of Professional Socialization in Nursing. 2012. [Электронный ресурс].Режим доступа: http // web.imu.edu. my / ejournal / approved / 7.Research_Lai_p31-35.pdf

15.   Professional Socialization: Students Becoming Nurses / G.T. Shinyashiki, I.A.C. Mendes, M.A. Trevizan. 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http // www. scielo. br / scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0104- 11692006000400019