Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В АГРЕССИВНОМ ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Рост агрессивных и преступных тенденций в подростковой среде – печальная примета времени, отражающая одну из острейших социальных проблем, болевых точек нашего общества.

Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стала проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросло количество правонарушений несовершеннолетних, увеличилось число молодежи, проходившей лечение от венерических заболеваний, наркомании, алкогольной зависимости и т.д. появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Молодежь участвует в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, сотрудничает с мафией, занимается проституцией и сутенерством, совершает экономические преступления.

В подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет, а не 4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьёзную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе. У мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, а у девочек наблюдается рост этой формы агрессивности. При спаде косвенной агрессии у мальчиков, идёт значительное увеличение её у девочек. В 12-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при постоянном нарастании этой агрессии у девочек. К 14-15 годам у мальчиков так же происходит всплеск вербальной агрессии. Негативизм значительно сильнее проявляется у мальчиков на всех возрастных периодах подросткового возраста. У девочек негативизм несколько затухает при переходе к 14-15 г.

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так, установлено, что у  мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм агрессивности.

Итак, агрессивность в наше время стала реальной социально-педагогической проблемой общества. В этих условиях ни у кого не вызывает сомнения актуальность проблемы анализа проявления агрессивности в подростковой среде.

Для выявления гендерных различий в проявлении агрессии и агрессивного поведения было проведено исследование. В исследовании приняли участие 48 учеников 8 «А» и 8 «Б»- средней школы № 9 г. Великие Луки в возрасте -14-15 лет.

Из Табл.1 видно, что в 8-ом классе наибольшее проявление агрессивности просматривается по таким шкалам как «склонность к отражённой агрессии», «неумение переключать агрессию», «провокация агрессии в среде   окружающих». Общими для них являются и наименее выраженные характеристики агрессивности: «анонимная агрессия», «ритуализация агрессии», «склонность заражаться агрессией» и «не способность тормозить агрессию». Не трудно заметить, что при наиболее выраженной агрессивности


Таблица 1

Средние значения «индекса агрессивности» в среде подростков

Шкалы агрессивности

8 класс

Мальчики

Девочки

Среднее значение

1

спонтанность агрессии

1,8

3,1

2,6

 

2

неспособность тормозить

агрессию

 

1,9

 

1,3

 

1,5

 

3

неумение переключать

агрессию

 

2,5

 

3,5

 

3,1

4

анонимная агрессия

1,2

1

1,1

 

5

провокация агрессии в

среде окружающих

 

2,8

 

3,2

 

3,0

 

6

склонность к отражённой

агрессии

 

3,0

 

3,4

 

3,2

7

аутоагрессия

2,3

3,1

2,8

8

ритуализация агрессии

1,5

1,1

1,3

 

9

склонность заражаться

агрессией толпы

 

1,5

 

1,0

 

1,2

10

удовольствие от агрессии

2,3

1,9

2

11

расплата за агрессию

2,1

3,1

2,7

Среднее значение

2,1

2,3

2,2

 

мы имеем дело с такими её формами, которые в своих проявлениях непосредственны, ситуативны и выражают тенденцию к защите своего «Я». Тогда как при наименьших проявлениях агрессивности такие характеристики агрессивности, как «анонимная агрессия», «ритуализация агрессии» и «склонность заражаться агрессией толпы» предполагают некоторую  её социальность, своего  рода натренированность  в  условиях межличностных взаимодействий и  взаимоотношений, т.е. в определённом смысле они более сложны в своем проявлении. Поэтому можно считать, что в какой-то мере в подростковом возрасте сам «репертуар» агрессивных проявлений имеет тенденцию выражаться в наиболее простых и непосредственных его формах, выполняющих преимущественно самозащитную функцию. В целом можно отметить, что в данном возрастном диапазоне наблюдается снижение усреднённых показателей агрессивности по большинству рассматриваемых шкал. Помимо отмеченной «провокации агрессии», это затронуло такие критерии как: «неспособность тормозить агрессию» и «аутоагрессия». Видимо, социализация личности, и развитие психических функций индивида больше всего блокируют именно эти агрессивные тенденции.

Однако средние значения индексов агрессивности по классам не раскрывает всей сущности изменений. В 8-ом классе девочки в среднем агрессивнее мальчиков. В данном случае гендерные различия острее всего проявили себя в отношении «спонтанность агрессии», «неумение переключать агрессию» и «расплата за агрессию». Это означает, что у девочек, во-первых, в силу повышенной эмоциональности быстрее срабатывают агрессивные импульсы (спонтанность) и фронтальнее захватывают психическое пространство личности (неумение переключать агрессию), а во-вторых – по этой же причине раньше убеждаются в том, что агрессивность не так уж и безвредна в личностном плане, т.е. за неё приходится расплачиваться. Не исключено, что именно последнее обстоятельство выступает у них фактором, способствующим блокированию агрессивных тенденций.

Анализ корреляционных связей показал, что для 8-го класса характерна «раздвоенная» структурированность корреляционных связей. В одной подструктуре центральное место принадлежит «расплате за агрессию», что может отражать факт осознания подростками неизбежных, негативных последствий от проявляемого ими агрессивного поведения. При этом присутствует признание того, что данное поведение возникает спонтанно, как следствие слабой саморегуляции, характерной для данного возраста. В другой подструктуре её ядром является «ритуализация агрессии», что свидетельствует о возможном закреплении агрессивных тенденций в качестве своеобразной поведенческой нормы в ценностной системе подростков. Можно предполагать, что в данном возрасте реализуются как бы два противоположных процесса: с одной стороны – происходит блокировка возникающих агрессивных тенденций за счёт предвосхищения негативных последствий от проявления агрессии, с другой – осуществляется их «нормативное» закрепление.

Таким образом, можно сделать вывод, что в подростковом возрасте происходят достаточно серьёзные качественные трансформации в структуре агрессивных тенденций, при этом они имеют существенные гендерные различия. Агрессивное поведение подростков является не однородным феноменом, а имеет различные негативные формы в зависимости от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, обуславливающих его возникновение.

 

Список литературы

1.     Ениколопов, С.Н. Некоторые проблемы психологии агрессивного поведения детей / С.Н. Ениколопов // Социальная и клиническая психиатрия. – 2002. - № 2. – С.40-45.

2.     Калинина, Е.А. Агрессия и агрессивность у подростков 14-15 лет / Е.А. Калинина // Общественные науки и современность / Е.А. Калинина. – 1993. - № 3. – С.183-190.

3.     Ковалев, П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения / П. Ковалев. – СПб.: Питер, 1996. – 358 с.

4.     4.Копейко, Я.Ю. Гендерные аспекты агрессивности / Я.Ю. Копейко // Психология  XXI века:  тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. – СПб., 2000. – С.30-31.