Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2018г.

Аннотация: Рассматриваются теоретическое понимание и эмпирические исследования социально- психологического феномена сотрудничества в отечественном психологическом знании. Делается вывод о немногочисленном характере исследований в данном контексте.

Ключевые слова: взаимодействие, деятельность, диалог, поведение сотрудничество.

Abstract: theoretical understanding and empirical studies of the socio-psychological phenomenon of collaboration in domestic psychological knowledge are сonsidered. It is concluded that there are few studies in this context.

Keywords: interaction, activity, dialogue, behavior, collaboration.

Наиболее широкое распространение в психологии получило понимание сотрудничества как типа совместной деятельности [3,13]. Р.С. Немов дает следующее определение интересующего нас феномена – это «вид совместной деятельности, при котором люди распределяют между собой обязанности, координируют свои усилия и оказывают взаимопомощь» [7]. Т.В. Хуторянская отмечает, что многообразие трактовок свидетельствует, прежде всего, о сложности и многоаспектности данного явления. Между тем анализ подходов к понятию «сотрудничество» позволил выявить несколько моментов: во-первых, оно независимо от трактовки всегда рассматривается в контексте совместной деятельности; во-вторых, не всякая совместная деятельность является сотрудничеством, а только та, которая характеризуется положительным типом взаимодействия, основанном на диалоге [11]. С.А. Харченко излагает мнение о том, что рассматриваемый социально-психологический феномен, это взаимодействие нескольких субъектов в едином пространстве, которое направлено на получение результата. Другими словами, это соучастие индивидов, добивающихся положительного результата в совместной работе. В тоже время, сотрудничество может быть рассмотрено как универсальная личностная характеристика, свойственная индивиду вне зависимости от этнической и профессиональной принадлежности [10]. Л.В. Карпушкина подчеркивает, что под сотрудничеством необходимо понимать межличностные отношения, в основе которых лежат общие интересы и цели. Данные отношения обуславливаются взаимоуважением, солидарностью и доверием [5]. Н.А. Афлятунова акцентирует внимание на том, что интересующий нас термин – это особая форма взаимодействия «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик - родитель», которая является основой для возникновения и развития личностных и индивидуальных способностей [1].

При обращении к каталогу диссертаций на русском языке Российской государственной библиотеки (http://www.rsl.ru) в ответ на запрос по ключевому термину «сотрудничество» в рубрике «Специальности ВАК – Психологические науки, за последние десять лет представлено большое количество источников. Подавляющее большинство из них ограничивается выявлением наличия или отсутствия у испытуемых разных возрастных диапазонов поведенческой стратегии сотрудничества в конфликтных, учебно- педагогических ситуациях. Этот факт говорит о том, что сотрудничество остается малоизученным в различных социальных группах.

В последнее десятилетие широко используется изучение социальных представлений в русле отечественных социально-психологических исследований [2,8,9,12]. Подвижный и пластичный характер социальных представлений, делает их, по мнению S. Moscovici, необходимыми компонентами в исследовании изменяемого социально-психологического знания [14]. Так, Е.А. Мироновым было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление представлений о сотрудничестве. Респондентам из разных сфер деятельности предлагалось назвать признаки, свойства, качества сотрудничества между людьми. В результате было выявлено два класса признаков сотрудничества: «совместные действия» (цель, распределение обязательств, координация действий и т.д.) и «отношения между участниками» (доверие, взаимопонимание, вежливость, участие и т.д.). Выяснилось, что из 64 признаков сотрудничества – 55% относились к совместной деятельности, а 45% характеризовали межличностные отношения. Если взглянуть на частоту упоминаний признаков, то 54% это признаки межличностных отношений, а 46% признаки совместной деятельности. Позднее было проведено другое исследование. Выявленные в предыдущем исследовании признаки сотрудничества предлагалось распределить респондентам (n=178) и экспертам по трем группам: признаки, обязательно присутствующие в ситуации сотрудничества, признаки, не связанные с сотрудничеством и негативные признаки, которые препятствуют сотрудничеству. В результате выявлено, что признаками сотрудничества являются: общая цель, взаимопомощь, согласованность действий, доверие, поддержка, уважение, взаимопонимание. Причем, первые три признака характеризуют совместную деятельность, а остальные четыре – отношения между участниками. Исходя из вышеизложенного, автор формулирует нижеследующее определение сотрудничества: взаимодействие социальных субъектов (личностей, групп, организации, общностей), которое характеризуется совместной деятельностью для достижения общих целей и формированием позитивных отношений друг с другом. Принимая во внимание тот факт, что в конечном итоге сотрудничают именно личности, а не группы, организации, то более актуален термин «межличностное сотрудничество». Это процесс совместной деятельности двух и более индивидов, который дает как достижение общей цели, так и формирует положительные взаимоотношения между участниками [6].

Т.А. Дубовицкая, О.И. Щербакова подчеркивают необходимость научного рассмотрения феномена сотрудничества не как процесса, а как личностного свойства. По мнению авторов, сотрудничество – это личностное свойство, обеспечивающее согласие и взаимопонимание индивидов в совместной деятельности. Авторами было проведено эмпирическое исследование, направленное на оценку способности к сотрудничеству у студентов вузов. В качестве диагностического инструментария использовались: авторская психодиагностическая методика (Т.А. Дубовицкая), тест К. Томаса для выявления стиля поведения в конфликте; методика, направленная на определение уровня конструктивного взаимодействия в коллективе (Т.А. Дубовицкая, Т.Д. Дубовицкая); методика социально-психологической самоаттестации группы (Р.С. Немов). В результате установлено, что высокий уровень способности к сотрудничеству присутствует у 38,1% студентов, средний у 57,1% и низкий у 4,8%. Сотрудничество как личностное свойство имеет положительную корреляцию с сотрудничеством как стилем поведения в конфликте (r=0,55; p<0,01) и отрицательную с уровнем соперничества (r=-0,53; p<0,05). Также выявлено, что способность к кооперации имеет положительную корреляцию со стремлением к сохранению целостности коллектива (r=0,44; p<0,05), сплоченностью (r=0,59; p<0,01), открытостью (r=0,57; p<0,01). Таким образом, высокий уровень развития сотрудничества как личностного свойства способствует открытости, сплоченности, стремлению к сохранению коллектива [4].

Представим полученные выводы. Сотрудничество в русле отечественной психологии рассматривается исследователями в основном как вид или сеть взаимодействия двух или более людей, форма поведения в конфликтных, учебно-педагогических ситуациях. Некоторыми авторами под сотрудничеством понимается личностное свойство конкретного индивида. Доверие является важной социально-психологической предпосылкой сотрудничества, а также его признаком. Большинство эмпирических исследований в рассматриваемом контексте направлены на установление наличия или отсутствия поведенческой стратегии сотрудничества в учебно-педагогических и конфликтных ситуациях. Отсутствуют адекватные методы оценки сотрудничества в различных социальных пространствах. Можно утверждать, что рассматриваемый нами феномен в русле отечественной психологии рассматривается крайне скупо, отсутствуют методы его диагностики, интерпретации и социально-психологического анализа. Этот факт делает сотрудничество интересным предметным полем для рассмотрения в русле социально- психологического знания.

 

Список литературы

 

1.                   Афлятунова Н.А. Подходы к пониманию сотрудничества в психологической науке // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2013. № 3 (7). С. 43-47.

2.                   Григорьева М. В. Социальные представления о нормах и ценностях молодежи у представителей разных поколений // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 4. С. 8-12.

3.                   Григорьева М.В. Взаимодействие как категория современной психологии // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2009. № 3-4. С. 3-12.

4.                   Дубовицкая Т.А. Проблема психологической готовности личности к сотрудничеству // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. Режим доступа: http://www.science- education.ru/103-6418

5.                   Карпушкина Л. В. Проблема сотрудничества как межсубъектного взаимодействия в психолого-педагогических исследованиях // Интеграция образования. 2006. № 2. С.139-144.

6.                   Миронов Е.А. Прагматика сотрудничества. Технологии сотрудничества в менеджменте. СПб : Речь, 2013. 208 с.

7.                   Немов Р.С. Психологический словарь М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 560 с.

8.                   Рягузова Е. В. Субъективные представления современных подростков о герое // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. Т. 2. С. 226-229.

9.                   Тарасова Л.Е. Представления о благополучии у этносов Поволжья // Наука и бизнес: пути развития. 2015. № 8. С. 14-16.

10.                Харченко С. А. Сотрудничество как междисциплинарная категория современного гуманитарного знания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №3. С.235-239.

11.                Хуторянская Т.В. Технологические приемы сотрудничества учителя с семьей младшего школьника // Начальная школа. 2010. № 4. С. 3-5.

12.                Шамионов Р. М. Представления о личности педагога в системе профессионального самоопределения // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. Т. 3, вып. 2. С. 3-9.

13.                Шамионов Р.М. Психология социального поведения личности: учебное пособие. Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Ин-т доп. проф. образования. Саратов, 2009. 185 с.

14.                Moscovici S. Introductory Address // Papers on social representations. 1993. V. 2. №3. p. 160-170.