25 марта 2017г.
Практика психологического консультирования все чаще сталкивается со снижением эмоциональной близости, контактов, обеднением качества и содержания общения в семье, недостатком теплоты, внимания. На их место приходят узко прагматичные формы детско-родительских отношений - по поводу обихода, режима дня, контроля над учебной успеваемостью.
Среди актуальных проблем детско-родительских взаимоотношений исследуются: типы родительских отношений (А.Я. Варга; Э.Г. Эйдемиллер); развитие личности ребенка в процессе воспитания (А.С. Спиваковская; А.В. Петровский); родительство как психологический феномен (Р.В. Овчарова); влияние условий жизни и психологического состояния родителей на их взаимодействие с ребенком в период перинатального развития (Н.П. Коваленко; Г.Г. Филиппова; И.В. Добряков) и другие.
На характер детско-родительских отношений оказывает влияние множество объективных и субъективных факторов. Важную роль среди них играют личностно-эмоциональные особенности родителей.
На всех стадиях родительства мать и отец испытывают на себе действие многочисленных стрессогенных факторов, которые могут приводить к чувству бессилия и отчаяния, эмоциональному перенапряжению, накоплению усталости и в дальнейшем к эмоциональному истощению, редукции собственных достижений.
Родительское отношение к детям описывается в разных психологических школах в весьма различных терминах, поэтому на данное время нет единого понятия, которое характеризует детско-родительские отношения в полном объеме и с учетом взаимовлияния родителей и детей. Однако практически во всех подходах можно увидеть двойственность, которая задает поляризацию родительского отношения [3].
При изучении отношений родителей и детей, авторы употребляют различные термины, среди которых: родительское отношение (А.Я. Варга), представления (установки) родителей (А.В. Петровский), типы (стили) воспитания (А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер), родительская позиция (А.С. Спиваковская).
Выделяется три основополагающих свойства родительской позиции – прогностичность, адекватность и динамичность [1].
Зарубежные и отечественные авторы часто используют понятие «родительские представления», которое включает разнообразные компоненты (установки, ценности, восприятие и представление о нормативном развитии детей, знание техник воспитательного процесса). Родительские представления являются основой для категоризации поведенческих и личностных особенностей детей. Они вмещают в себя оценивание познавательного и социального роста ребенка, самооценку в выполнении различных задач, цели самосовершенствования ребенка, способы установления дисциплины.
Зарубежные и отечественные авторы (О.Коннер, Д. Боулби, А.Я. Варга и др.), исследующие проблемы родительско-детских взаимоотношений, выделяют два базовых компонента родительских установок – эмоциональный и инструментальный (контроль и требования). Практически все исследователи указывают, что эмоциональное отношение к детям является ведущим. Это связано с тем, что эмоциональная сторона родительско-детских взаимоотношений в большей степени опосредует благополучное психическое развитие детей.
Родительское отношение к детям реализуется через воспитательный процесс и способы коммуникации. Воспитательный процесс – это взаимодействие воспитателя и воспитуемого в процессе общения, которое видоизменяет субъективные характеристики (потребности, поведение, деятельность, способности) обоих субъектов, так как это взаимообусловленный, обоюдный процесс, характеризующийся взаимовлияниями друг на друга.
В структуре воспитательного процесса выделяются воспитательные воздействия (поощрение, контроль, наказание).
Таким образом, родительское отношение к детям является многоплановым образованием, в составе которого выделяются следующие компоненты:
- интегральное эмоциональное принятие или отвержение ребенка;
- межличностная дистанция в общении с ребенком;
- форма и направление контроля над поведением ребенка [1].
Различные составляющие родительско-детских взаимоотношений образуют стабильные комплексы, проявляющиеся в поведении родителей, в связи с этим многие исследователи пытаются классифицировать детско-родительские взаимоотношения.
В 1937 году О.Коннером предложена классификация детско-родительских взаимоотношений, в которой он выделил четыре типа (позиции): принятие, отвержение, чрезмерная требовательность, излишняя опека.
В.В. Столин классифицирует семейные отношения на основании эмоционально-ценностного отношения родителей к детям: симпатия-антипатия, уважение-неуважение, близость-отдаленность [13].
А.С. Спиваковская на базе вышеописанной трехчленной модели отношений описала классификацию родительских отношений, в которой выделила 8 типов родительского поведения («типов любви»): действенная любовь; отстраненная любовь; действенная жалость; снисходительное отстранение; отвержение; презрение; преследование; отказ [13, 14].
А.В. Петровский описывает следующие типы родительско-детских взаимоотношений, которые соответствуют четырем тактикам воспитания: опека, сотрудничество, диктат, невмешательство [5; 6].
Таким образом, несмотря на различие в подходах к выделению видов нарушения детско- родительских взаимоотношений, можно сделать вывод, что детско-родительские отношения – это единая, взаимообусловленная, целостная, сложная система отношений, которая включает эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты.
Список литературы
1. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дис. … канд. психол. наук: М., 1986. 206 с.
2. Голубева Е.В. Диагностика типов детско-родительских отношений //Российский психологический журнал. 2009. Т.6. №1. С. 25-34.
3. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Рыбакова А.И. Психология личности: учебное пособие. М.: РУСАЙНС, 2016. 302 с.
4. Магомаева В.Г., Рыбакова, А.И. Мотивация достижения: определение и факторы, оказывающие влияние на мотивацию достижения /Молодежь и общество: сборник научных статей /Под общ. ред. С.Н.Фоминой. Выпуск 7. М.: Перспектива, 2015. 317 с. С. 98-103.
5. Петровский А.В., Петровский В.В. Всегда ли правы родители. Психология воспитания. М.: Изд- во «АСТ». 2003. 400 с.
6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: Академия. 2002. 512с.
7. Рыбаков Р.П., Рыбакова А.И. Бедность как социальный феномен. М.: Русайнс, 2015. 138 с.
8. Рыбакова А.И. Особенности психологической готовности женщин к материнству //Ученые записки Российского государственного социального университета. 2016. Т. 15. № 1 (134). С.38-47.
9. Рыбакова А.И. Особенности современных теорий мотивации /О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики. Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. Красноярск, 2015. С. 132-134.
10. Рыбакова А.И. Отношение молодежи к ценностям семьи /
Социальные технологии работы с молодежью: новое время - новые решения Материалы межвузовской научно-практической конференции. Сборник научных статей. Под редакцией Ростовской Т.К., Фоминой С.Н. 2016. С. 218-221.
11. Рыбакова А.И. Созависимость в семьях девиантных подростков /Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования сборник научных трудов по итогам III международной научно-практической конференции. 2016. С. 172-175.
12. Рыбакова А.И., Фомина С.Н. Социальное самочувствие семьи в условиях экономического кризиса //Ученые записки Российского государственного социального университета. 2014. № 4 (127) Т. 2. С. 132-143.
13. Спиваковская А.С. Как быть родителями: О психологии родительской любви. М.: Педагогика. 1986. 160 с.
14. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции // Семья и формирование личности. М., 1981. С. 38-45.
15. Цветкова Н.А., Рыбакова А.И. Психологическая помощь в ситуациях нарушения отношений в супружеских диадах / Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения. Материалы международных научно-практических конференций. Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы. 2016. С. 76-78.
16. Цветкова Н.А., Рыбакова А.И. Теоретико-методологическое обоснование материнства как социально-культурного феномена //Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 5 (132). С. 5-14.
17. Tsvetkova, N.A., Aleksandrova, M.I., Rybakova, A.I., Starovoitova, L.I., Kononova, T.B. Characteristics of social-psychological adaptation and self-regulation in patients with diabetes mellitus. 2016. International Journal of Environmental and Science Education 11 (14), ijese.2016.497, pp. 6616-6634
18. Tsvetkova N.A., Rybakova A.I., Fomina S.N., Petrova E.A., Shcheglova A.S. Personality traits of women of mature age with high and low levels of need in self-development actualization. Man in India. 2016. Т. 96. № 7. С. 2025-2051.
19. Tsvеtkova N.A., Kolesnikova N.Y., Rybakova A.I., Petrova E.A., Fomina S.N. Self-regulation mechanisms of men convicted for the first time and repeat offenders // Man In India, 96 (2016) (10). pp. 3883-3898.