Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОТДАЛЕННЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ РАДИАЦИОННОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
24 марта 2019г.
Актуальность проблемы

Авария на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) 26 апреля 1986 года стала крупнейшей мировой катастрофой в атомной энергетике по количеству погибших и пострадавших в результате отдаленных последствий радиационного излучения. Был нанесен непоправимый урон экологической обстановке в ряде европейских государств, в Украине, Белоруссии и России, который оказывает патогенный фактор и по настоящее время (Цыб А.Ф., Иванов В.К., 1989, 1991, 2001, Ильин Л.А., 1991, 1999, Алексахин P.M., 1990, 2000 и др.).

На сегодняшний момент закономерности воздействия разных доз облучения на организм человека современной науке изучены не в полной мере. Результаты итогов многочисленных экспериментов ученых по изучению влияния различных доз и видов ионизирующих облучений на молекулярно-клеточном уровне в зависимости от различных факторов (пол, возраст и пр.), были приведены в серии научных обзоров ВИНИТИ, под редакцией Михайлова А.Н. за 1964, 1974, 1980, 1983, 1985, 1987 и 1989, а также в монографиях Ильина JI.A., 1986, Москалева Ю.И. и Стрельцовой В.Н., 1987, Булдакова Л.А., 1991, Ярмоненко СЛ., 1998.

Дети, которые были рождены уже после аварии на ЧАЭС, сами не подвергались непосредственному воздействию облучения. Но радиационная нагрузка, которая была получена их родителями, в большинстве случаев превышает прогнозируемую пожизненную дозу радиационного воздействия для населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях (Лягинская А.М. и соавт., 2006). В результате перенесенного облучения, родители получили системное поражение организма, что могло вызвать нежелательные мутации у их потомков, которые, в свою очередь, могут привести к ослаблению соматического здоровья, а также развитию энцефалопатии органического характера (И.Е. Воробцова,1993). Такая органическая недостаточность с высокой вероятностью может повлиять на развитие когнитивных функций и характерологического развития ребенка (Нягу А.И. и соавт., 1998; Назырова А.Г., 2000).

Целью данной работы является оценка умственного развития детей с отдаленными последствиями радиационного излучения.

Задачи:

1.                        Проанализировать литературные данные исследователей, занимающихся взаимосвязью радиационного излучения и умственного развития детей.

2.                        Подобрать психодиагностический инструментарий для обследования детей и подростков с отдаленными последствиями радиационного излучения.

3.                        Определить, имеется ли связь между отдаленными последствиями радиационного излучения и умственным развитием детей, облученными в первом и втором поколениях и сравнить с контрольной группой.

Оценить познавательную деятельность по показателям вербального и невербального интеллекта в экспериментальной и контрольной группах.

Методы исследования, используемые в работе – анамнестический метод и тест интеллекта Векслера для детей (WISC).

Организация исследования и характеристика выборки.

2.1.1 Организация исследования

Исследование выполнялось в Детском научно-практическом центре противорадиационной защиты (руководитель – профессор Л.С. Балева) Обособленном структурном подразделении Научно- исследовательском клиническом институте педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева в период с 2014 по 2015 гг.

Общая характеристика выборки

В экспериментальную группу вошли 50 детей и подростков, находящихся на лечении в клинике Детского научно-практического центра противорадиационной защиты (ДНПЦ ПРЗ) и проживающих в одном из наиболее загрязненных радионуклидами районов Брянской области (Новозыбковский район, средняя плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 составляет 17,72 Ки/км2) – всего 25 детей и подростков от 7,1 до 15,4 лет. Из них 27 мальчиков и 23 девочки.

Таблица №1. Сопутствующие заболевания у детей из экспериментальной группы.

 

 

Основной диагноз

Количество человек

Бронхиальная астма

20

ВСД

15

Аллергический ринит

2

Хр. гастрит

2

Диффузно-интоксический зоб

1

Нарушение ритма сердца

1

Ожирение

1

Синдром Элерса-Данло

1

Эпилепсия

1

Эссенциальная гипертензия

5




В контрольную группу вошли 45 детей, находившихся на обследовании в клинике Детского научно- практического центра противорадиационной защиты, родители которых, и они сами не подвергались воздействию радиации, проживающие в Московском регионе. Всего 45 детей и подростков в возрасте от 5,5 до 15,11 лет, из них 26 мальчиков и 19 девочек.

Таблица №2. Сопутствующие заболевания у детей из контрольной группы.

 

 

Основной диагноз

Количество человек

Бронхиальная астма

20

ВСД

14

Хр. гастрит

6

Аллергический ринит

2

Атопический дерматит

1

Иммунодифицитное состояние

1

Ожирение

1

 

Таблица №3. Средние показатели возраста в выборках.

 

 

Группы

 

Среднее

Стандартное отклонение

 

N

Экспериментальная

группа

 

10,7852

 

2,6716

 

50

Контрольная группа

11,4496

2,9736

45

Все испытуемые

11,1174

2,8177

95

 

Независимой переменной выступает наличие фактора риска радиационного облучение – проживание в зоне повышенного фона радиационного загрязнения.

Зависимые переменные – уровень вербального и невербального интеллекта.

Методы исследования

Анамнестический метод. Собирались данные, касающиеся места проживания, сроков проживания на загрязненной радиацией территории, а также сопутствующие заболевания.

Метод исследования интеллекта. Для исследования интеллекта детей и подростков применялся комплекс психометрических методик: «Интеллектуальный тест Д. Векслера для детей» (Wechsler Intelligence Scale for Children, WISC) в переводе и адаптации А.Ю. Панасюка (1973 г.) для возрастов от 5 до 15,11 лет. Эта методика позволяет исследовать как общие (вербальный, невербальный интеллект), так и специальные интеллектуальные характеристики.

Субтест №1 «Осведомленность» включает 30 вопросов и направлен на выявление и измерение общего объема и уровня относительно простых знаний и сведений. С помощью субтеста выявляется направленность и широта познавательных процессов, степень развития основных когнитивных функций: памяти и мышления. Результат выполнения зависит от образования и общей культуры испытуемого.

Субтест №2 «Понятливость» включает в себя вопросы из различных областей социального поведения человека, направленные на оценку способности к суждениям, понимание общественных норм, на выявление способности строить умозаключения на основе жизненного опыта и здравого смысла.

Субтест №3 «Арифметический» включает 16 задач из курса арифметики начальной и средней школы, которые необходимо решить устно. В субтесте №4 «Сходство» испытуемому необходимо выявить общую категорию у каждой пары понятий, что требует высокой степени абстрагирования, способностей к классификации, сравнению и упорядочиванию информации.

Субтест №5 «Словарный» - необходимо дать определения понятиям, что предполагает свободное оперирование словами родного языка. Направлен на изучение вербального опыта, который зависит от образования и культуры мышления.

Субтест №6 «Повторение цифр» - испытуемому необходимо на слух запомнить и повторить числа в прямом и в обратном порядке. Исследуется качества оперативной памяти (объема) и активного внимания.

Субтест №7 «Недостающие детали» - предъявляются карточки с картинками, на которых отсутствует какая- либо деталь, время ограничено 15 секундами. Диагностируется особенности зрительного восприятия, наблюдательности, способность отличить существенные признаки в зрительных образах от второстепенных.

Субтест № 8 «Последовательные картинки» - испытуемому необходимо объединить в сюжет предъявленные картинки, расположив их в нужном порядке. Исследуются способности организации целого из частей.

В субтесте №9 «Кубики Коса» (или конструирование блоков) - испытуемому требуется собрать из кубиков картинку глядя на образец. Анализируются пространственные представления и отношения.

Субтест №10 «Складывание фигур» - необходимо собрать фигуру знакомого предмета из отдельных деталей. Исследуются способности к синтезу целого из частей.

Субтест №11 «Шифровка» - испытуемому необходимо написать под каждой цифрой соответствующий ей символ за 2 минуты. Исследуется зрительно-моторная скорость, оценивается скорость формирования новых навыков, способность к интеграции зрительно-двигательных стимулов.

Субтест №12 «Лабиринты» выявляет аналитические способности ребенка, умение последовательно решать перцептивные задачи, устойчивость произвольности внимания, эффективность работы оперативной памяти. Результаты проведенного исследования представлены в таблице 4.

Таблица №4. Значения полученных результатов по методике «Интеллектуальный тест Д. Векслера для детей»

Количество баллов

Интерпретация

Процент у населения

130 и выше

очень высокий IQ

2,20%

120-129

высокий IQ

6,70%

110-119

хорошая норма

16,10%

90-109

средний IQ

50%

80-89

плохая норма

16,10%

70-79

пограничная зона

6,70%

69 и ниже

умственный дефект

2,20%

 

Методы статистического анализа. Статистическая обработка данных, полученных в результате исследования, осуществлялась с помощью стандартного пакета статистической программы IBM SPSS Statistics 21.

Для определения достоверности использовался U-критерия Манна-Уитни для двух независимых выборок и W-критерий Уилкоксона для определения различий внутри одной группы.

Средние значения показателей уровня развития вербального, невербального и общего интеллекта в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице 5.

Таблица 5.

 

 

Интеллект

 

Показатели

 

 

Экспериментальная группа

 

 

Контрольная группа

 

Итого

VIQ

N

50

45

50

Среднее

108,44

113,44

110,94

Стд. отклонение

9,713

13,264

11,779

Минимум

86

95

86

Максимум

128

140

140

PIQ

N

25

25

50

Среднее

115,60

114,04

114,82

Стд. отклонение

12,325

14,226

13,197

Минимум

99

85

85

Максимум

139

140

140

IQ

N

25

25

50

Среднее

112,48

115,12

113,80

Стд. отклонение

9,161

12,768

11,079

Минимум

92

97

92

Максимум

126

134

134



Графическое изображение уровня развития вербального, невербального и общего интеллекта.



Таблица №6. Средние значения показателей по каждому субтесту в экспериментальной и контрольной группах.

 

Экспериментальная

группа

Контрольная

группа

 

Итого

Осведомленность

Среднее

10,44

12,68

11,56

Стд.

отклонение

 

2,770

 

3,301

 

3,221

Понятливость

Среднее

15,60

16,16

15,88

Стд.

отклонение

 

2,930

 

2,779

 

2,840

Арифметический

Среднее

10,56

9,20

9,88

Стд.

отклонение

 

2,663

 

2,483

 

2,639

Сходство

Среднее

12,32

13,52

12,92

Стд.

отклонение

 

3,313

 

3,380

 

3,368

Словарный

Среднее

9,00

10,60

9,80

Стд.

отклонение

 

2,739

 

3,884

 

3,423

Повторение цифр

Среднее

10,00

10,12

10,06

Стд.

отклонение

 

2,398

 

2,877

 

2,622

Недостающие

детали

Среднее

11,00

9,52

10,26

Стд.

отклонение

 

3,041

 

3,405

 

3,281

Последовательные

картинки

Среднее

10,88

10,76

10,82

Стд.

отклонение

 

3,295

 

2,962

 

3,102

Кубики Косса

Среднее

14,68

14,12

14,40

Стд.

отклонение

 

3,159

 

3,308

 

3,213

Складывание

фигур

Среднее

10,32

11,48

10,90

Стд.

отклонение

 

2,734

 

3,084

 

2,943

Шифровка

Среднее

13,00

13,88

13,44

Стд.

отклонение

 

3,253

 

3,206

 

3,227

Лабиринты

Среднее

13,16

12,24

12,70

Стд.

отклонение

 

2,641

 

3,099

 

2,887

 

Значимых различий в вербальном, невербальном и общем интеллекте не выявлено, показатели экспериментальной и контрольной группы > 0,05.




Однако у экспериментальной группы мы наблюдаем меньший размах средних 50% выборки уровня вербального интеллекта в сравнении с контрольной группой, в которой средние 50% выборки имеют больший размах в сторону высокого интеллекта.

Таблица №7. Внутригрупповые различия по уровню вербального и невербального интеллекта.

 

Группа

Различия по W-критерию

экспериментальная

0,03

контрольная

0,58




На данном графике заметно снижение средних значений вербального интеллекта, а также показателей максимальных и минимальных значений.

Показатели средних значений вербального интеллекта в экспериментальной группе варьируются от 103 до 116 баллов, минимальный балл 86, максимальный 128.

Показатели невербального интеллекта в экспериментальной группе: средние значения: от 102 до 125 баллов, минимальный балл 99, максимальный 139.




График уровня вербального и невербального интеллекта в контрольной группе демонстрирует стабильность. Уровень среднего значения, а также показателей максимальных значений по уровню вербального и невербального интеллекта значимых изменений не наблюдается.

Статистические показатели      межгрупповых различий независимых   выборок   по каждому субтесту представлен в таблице 8

Группа

Различия по U-критерию

Осведомленность

0,016

Понятливость

0,565

Арифметический

0,076

Сходство

0,215

Словарный

0,141

Повторение цифр

0,969

Недостающие детали

0,105

Последовательные картинки

0,747

Кубики Косса

0,725

Складывание фигур

0,135

Шифровка

0,395

Лабиринты

0,257

 

Значимые различия выявлены только по субтесту «Осведомленность», показатель <0,05


Выводы

1.Анализ данных показал, что в структуре общего интеллекта детей, подвергшихся отдаленным последствиям радиационного излучения, имеется дисгармоничность за счет снижения показателей вербального интеллекта, обусловленного генетическим фактором - влиянием радиации.

2.Были выявлены различия по субтесту «Осведомленность», с помощью которого определяется направленность и широта познавательных процессов, степень развития основных когнитивных функций: памяти и мышления.

3. На снижение интеллектуальные показатели у детей, подвергшихся отдаленным последствиям радиационного облучения могут влиять также низкий уровень образовании и общей культуры в силу их территориального проживания (Новозыбковский район Брянской области, численность населения 40 тысяч человек).

4.Выявлены отличия между средними показателями для интерпретации результатов теста на интеллект Векслера и средними показателях нашей выборки, который оказался выше на 13,8 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.














ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Результаты исследования интеллекта детей, подвергшихся облучению пренатально в результате аварии на ЧАЭС (Логановский К.Н.)

Интеллект (IQ) детей без выраженных и очень тяжелых отягощающих факторов риска

 

 

Индекс

 

Облученная группа из г. Припяти (n=108)

Группа сравнения

из г. Припять

(n=73)

 

t

 

p

 

Полная шкала интеллекта (IQ)

M±SD

112.9±13.3

118.6±10.8

–3

<0.003

Median

112

120

 

 

Min-Max

76–151

96–137

 

 

 

Вербальный интеллект (IQ)

M±SD

106.7±13.2

115.8±13.2

–4.5

<0.001

Median

108

116

 

 

Min-Max

70–143

85–138

 

 

 

Невербальный интеллект(IQ)

M±SD

117.2±15.2

118.7±9.6

–0.7

>0.05

Median

119

121

 

 

Min-Max

74–153

97–140

 

 

 

Дисгармоничность интеллекта pIQ–vIQ

M±SD

10.4±14.7

2.9±12.5

3.6

<0.001

Median

10

3

 

 

Min-Max

–29–(+54)

–22–(+33)

 

 

Paired t-test

 

 

 

p

7.4

 

 

 

<0.001

1.9

 

 

 

>0.05

 

 

 

Список литературы

 

1.        II Российская конференция по экологической психологии. Материалы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.) /Под ред. Панова В.И. М. - Самара: изд-во МГППИ, 2001.-201 с.

2.        III Российская конференция по экологической психологии (Москва, 1517 сентября 2003 г.). Тезисы.М.: Психологический институт РАО, 2003.-380 с.

3.        Акимова М.К. Интеллект как динамический компонент в структуре способностей: Диссертация докт. психол. наук по специальности 19.00.01 /М.К. Акимова. М.: Психологический институт РАО, 1999. - 397 с.

4.        Базылевич Т.Ф. О целостности индивидуальности и влиянии радиации на активность мозга /Т.Ф. Базылевич, В.Г. Асеев, М.В. Бодунов, О.В. Гусева, И.В. Кобазев //Психологический журнал. 1993. - Т. 14. - № 2. -с. 25-34.

5.        Балева Л.С. Радиационная экопатология детского возраста как актуальная проблема современной педиатрии //Здоровье детей и радиация: актуальные проблемы и решения, под ред. Балевой Л.С., Выпуск 2, Москва, 2006, с. 4-8

6.        Балева Л.С., Соха Л.Г., Яковлева И.Н. Структура заболеваемости детей, родившихся от ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС //Здоровье детей и радиация: актуальные проблемы и решения, под ред. Балевой Л.С. и Царегородцева А.Д., Выпуск 1, Москва, 2001, с. 135- 140.

7.        Богданов Е.Н., Иванов Г.П., Чикалов Н.А. Влияние условий радиационной загрязненности местности на психическое развития старшеклассников // Вопросы психологии, №4, 2003. с. 19-25.

8.        Бурлачук Л.Ф., Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 384 с.: ил. -(Серия «Учебник для вузов»).

9.        Вельтищев Ю.Е. Экопатология детского возраста //Педиатрия, 1995, № 4. - с. 26-32.

10.     Винжего И.Г., Акиньшин В.И. Состояние здоровья детей, проживающих на территории Белгородской области, подвергшейся радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС// Педиатрия. 1998. - №3. - С.25-27.

11.     Гордеев В.В., Отдаленные медицинские последствия ядерного взрыва 1949 года у детей 1 и 2 поколений потомков облученного населения Алтайского края. Автореферат, М.: 2003

12.     Дзятковская Е.Н. Когнитивная сфера ребенка: обусловленность климато-экологическими факторами //Сибирский психологический журнал. 1998. - № 7. - с. 56 - 58.

13.     Екимова В.И. Особенности психического развития школьников в условиях экологического неблагополучия. Дисс. докт. психол. наук. Тула, 1998.-354с.

14.     Ермолина Л.А., Сосюкало О.Д., Сухотина Н.К. и др. Влияние малых доз радиации на нервно- психическое развитие детей (методические подходы и предварительные данные) //Социальная и клиническая психиатрия. -1994. № 1. - с. 37 - 43.

15.     Здоровье детей и радиация: актуальные проблемы и решения. Монографический сборник статей под редакцией д-ра мед. наук проф. Балевой Л.С. и д-ра мед. наук проф. Царегородцева А.Д., М., 2001.

16.     Зотова С.А., Роль радиационного фактора в формировании нервно-психических нарушений у детей, родившихся в семьях ликвидаторов аварии на ЧАЭС и обоснование тактики диагностических и лечебно-профилактических мероприятий. Автореферат, 2007

17.     Кириллов В.Ф. и соавт. Здоровье детей в зоне радиоактивного загрязнения, обусловленное аварией на ЧАЭС// Вестник РАМН. 2001. - №1. - С.21-23.

18.     Малыгин В. Л., Цыганков Б. Д. Психические нарушения радиационного генеза (клиника, патофизиология, терапия). Тула, изд-во ТГТУ, 2000.-231с.

19.     Материалы 12 российского конгресса «Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии», Москва, 2013, с. 210-221.

20.     Научная  библиотека диссертаций   и авторефератов disserCat       http://www.dissercat.com/content/fizicheskoe-i-psikhicheskoe-razvitie-detei-i-podrostkov- prozhivayushchikh-v-raione-razmeshch#ixzz3a8HZ9xy7

21.     Нягу А.И., Логановский К.Н., Потт-Борн Р., Нечаев С.Ю., Репин В.С., Антипчук Е.Ю., Логановская Т.К., Бомко М.А., Юрьев К.Л., Петрова И.В, Потенциальные эффекты пренатального облучения мозга вследствие чернобыльской аварии (Украина). Научный центр радиационной медицины, 2005.

22.     Сависько А.А. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ В СЕМЬЯХ ЛИКВИДАТОРОВ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС        //       Фундаментальные       исследования.       –        2006.       –        №        6        –       С.        0-0 URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=5109 (дата обращения: 23.03.2015).

23.     Хомская Е.Д., Еникопова Е.В., Манелис Н.Г. и др. Нейропсихологический анализ последствий облучения мозга после Чернобыльской аварии. // Чернобыльский след. Медико- психологические последствия радиационного воздействия. Т. II, 1992, с. 63-105.

24.     Хомская Е.Д.   Анализ   последствий   Чернобыльской   катастрофы   с   позиций экологической нейропсихологии /Е.Д. Хомская //Психологический журнал. 1997. - Т. 18. - № 6. - С. 84 - 95.

25.     Хомская Е.Д. Нейропсихологические последствия облучения мозга //Чернобыльский след. М., 1992.  - Ч. 2. - 253 с.

26.     Health Effects of the Chernobyl accident and special health care programmes (Отчёт о влиянии на здоровье связанных с чернобыльской аварией факторов), Report of the UN Chernobyl Forum Expert Group “Health” (EGH) Working Draft August 31, 2005