Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ БЕЗОПАСНОСТИ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

В статье анализируются стили лидерства как предиктор формирования психологически безопасного климата и инициации форм поведения, отвечающих безопасному выполнению деятельности. Раскрываются характерные особенности различных стилей лидерства и механизмы, используемые для анализа их влияния.

Ключевые слова: стиль лидерства; психологически безопасный климат; безопасное поведение; безопасность пространства деятельности.

Стиль лидерства служит одной из важных переменных, привлекающих внимание исследователей в области организационной психологии и социальной психологии труда  в связи  с постановкой задач проектирования безопасного социально-психологического пространства профессиональной деятельности. Традиционный интерес к стилям лидерства обусловлен тем, что, наряду с другими составляющими, они отражаются на формировании психологически безопасного климата и могут выступать в качестве предиктора безопасного поведения сотрудников.

Поведение лидера влияет на эффективность решения широкого круга профессиональных задач, в том числе связанных с обеспечением безопасности. Различные стили лидерства оказывают специфическое влияние на поведение сотрудников и, как показано в ряде исследований, демонстрируют различные связи с объективными показателями безопасности в виде аварийности или травматизма. В зависимости от характера профессиональной деятельности и решения в ходе ее выполнения задач, продиктованных требованиями безопасности, более востребованным может быть тот или иной стиль лидерства.

Так, некоторые аспекты, присущие трансформационному или преобразующему стилю лидерства, связаны с более низким уровнем аварийности [16]. В качестве характеристик трансформационного стиля лидерства, которые потенциально могут отражаться на показателях безопасности работы, принято рассматривать: заботу о личностном и профессиональном развитии сотрудников; способность вдохновлять их на достижение общих целей; поощрение творческого и инновационного подхода к работе; доверие к лидеру. Такой стиль лидерства стимулирует сотрудников к активному участию в обеспечении безопасности, включая обучение поведению на рабочих местах, анализ ошибок, проявление инициативы. Он благоприятствует открытому и неформальному общению в вопросах безопасности и активации степени личного участия сотрудников в принятии решений и разработке стратегий обеспечения безопасности [11; 14; 15]. Возможность открыто высказываться по поводу проблем безопасности, ошибок, нарушений облегчает коллективное понимание текущих ситуаций и осознание их последствий, помогая сотрудникам лучше распознавать и своевременно реагировать на изменения в рабочей среде.

На примере исследования рабочих групп установлено, что трансформационный стиль лидерства влияет на восприятие психологической безопасности в команде, создавая тем самым возможность для эффективного обучения поведению в ней. Стиль лидерства не только служит потенциальным предиктором межличностной коммуникации в пределах команды, ее сплоченности, степени координации усилий ее членов, но и психологического климата. Это оказывает влияние на установки членов команды и эффективность работы [10].

Трансактный, или корректирующий стиль лидерства в большей мере сказывается на соблюдении принятых стандартов безопасности и нацелен на активацию такого поведения сотрудников как четкое следование требованиям техники безопасности и соответствующих норм, закрепленных в рабочих инструкциях и иных документах. В тех подразделениях организаций, где требуется рутинное, но надежное выполнение работы, а сами рабочие процедуры сильно формализованы, соблюдение требований безопасности является более важным, нежели активное участие в обеспечении безопасности [16]. И в этом случае трансактный стиль лидерства может быть более приемлемым, нежели трансформационный стиль.

Ряд исследователей придерживается точки зрения, что идентификация с лидером оказывается значимым предикторов таких форм безопасного поведения, которые связаны с реальным участием в обеспечении безопасности, но играет незначительную роль в стимулировании форм поведения, отвечающих соблюдению сотрудниками требований и норм безопасности. Для объяснения взаимосвязей стилей лидерства с безопасными формами поведения исследователи нередко прибегают к категории доверия и основанных на доверии возможных феноменах влияний лидера [10; 12].

Среди множества функций на лидере лежит миссия выступать в качестве источника осознания сотрудниками проблем безопасности и поддержки их безопасного поведения. Стиль лидерства отчетливо проявляет себя в реальной практике осуществления контроля и надзора. От него зависит то, как осуществляется контроль и надзор за выполнением деятельности, в том числе, в плане ее соответствия требованиям безопасности.

Другой важный момент, актуализируемый в свете восприятия безопасности социально-психологического пространства профессиональной деятельности, состоит в том, что способ, которым осуществляются функции контроля и надзора, могут расцениваться сотрудниками либо как справедливые, либо как нарушающие их права. Анализ этого аспекта влияния стилей лидерства имеет явный уклон в сторону специфики социальных представлений, формирующихся в рабочем окружении.

Справедливость определяется как внутригрупповой или внешнегрупповой показатель восприятия характера сложившихся межличностных взаимоотношений, зависящих от действий лидера, и служит значимым предиктором групповых установок. А социальные представления, существующие в группе, и в той или иной мере разделяемые человеком, могут сказываться на его ощущении изоляции или конформности с группой и возможности высказывать собственную точку зрения, которая противоречит групповым представлениям.

В качестве одного из объяснений различного влияния стилей лидерства на выполнение работы и сопряженные с ней в плане безопасности последствия зачастую рассматривается психологическая дистанция, существующая между лидером и сотрудниками. Она ответственна за характер формирующихся межличностных взаимодействий и проявляется в виде уровня доверия к лидеру.

В ряде работ, изучавших взаимосвязи между доверием к лидеру и последствиями в виде эффективности работы сотрудников и демонстрации ими безопасного поведения, показано, что при высоком уровне доверия к лидеру не только сотрудники демонстрируют более высокую производительность и активное участие в организационном гражданском поведении. В этих условиях лидер склонен к делегированию какой-то части своих полномочий окружению.

Высокий уровень доверия лидеру служит неотъемлемым атрибутом психологически безопасного климата, рассматриваемого на индивидуальном, групповом или организационном уровнях [13]. В первом случае он представляет собой индивидуальное восприятие субъектом политики, процедур и практики, касающихся безопасности на рабочем месте. При анализе на групповом уровне климат безопасности рассматривается как агрегирующий, обобщающий индивидуальные восприятия психологического климата. Воспринимаемая безопасность климата организации, в свою очередь, отражает восприятие сотрудниками относительного приоритета безопасности по отношении к другим целям организации. При этом проблематика психологически безопасного климата отчетливо проявляет себя не только в области организации профессиональной, но и учебной деятельности [1; 2; 4; 6; 9].

В контексте стилей лидерства значимой переменной, отражающейся на восприятии психологической безопасности климата, служит уровень поддержки, получаемой от лидера. Сотрудники, воспринимающие свою организацию как поддерживающую и ту, где существует высокий уровень межличностных взаимодействий, более склонны поднимать для обсуждения и последующего анализа проблемы безопасности.

Итак, стиль лидерства выступает в качестве предиктора психологического климата безопасности, который инициирует преимущественное проявление тех или иных форм безопасного поведения сотрудников и позволяет прогнозировать уровень травматизма и аварийности [5; 16] . Каждый из аспектов, присущих тому или иному стилю лидерства, способен вносить свой вклад в восприятие безопасности социально-психологического пространства профессиональной деятельности. Психологическая дистанция, характер взаимоотношений, уровень поддержки, доверие составляют лишь часть концептов, традиционно используемых для анализа и операционализации влияния стилей лидерства [3; 7; 8] .

Принимая во внимание значимость стилей лидерства для восприятия безопасности социально- психологического пространства профессиональной деятельности, актуальной представляется разработка целостной концепции безопасности лидерства, необходимость которой насущна во многих сферах профессиональной деятельности, где приоритеты безопасности играют важную роль.

 

Список литературы

1.      Баева И.А. и др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии /Под ред. И.А. Баевой. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007.

2.      Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. №12. С.7– 19.

3.      Гуцыкова     С.В.     Концептуализация    представлений     о     безопасности     социально-психологического

пространства профессиональной деятельности//В сб.: Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 6/ Под редакцией А. А. Обознова, А. Л. Журавлева. Сер. "Труды Института психологии РАН". – М.: ―Изд-во Институт психологии РАН‖, 2014. С. 125-139.

4.      Гуцыкова С.В. Возрастные особенности представлений студентов о рисках профессии и безопасности социально-психологического пространства учебно-профессиональной деятельности//Научное мнение. Психолого-педагогические и юридические науки: научный журнал/ Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб, 2014. - № 9-2. С. 19-27.

5.      Гуцыкова С.В. Безопасность социально-психологического пространства учебно-профессиональной деятельности//Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 43//Problems of modern education: materials of the V international scientific conference on Semptember 10-11, 2014. – Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2014. С. 72-76.

6.      Гуцыкова С.В. Представления студентов химико-технологического вуза о рисках профессиональной деятельности// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 39/Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. С. 41-45.

7.      Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Некоторые виды социально-психологических пространств самоопределяющегося субъекта// Психология образования: Культурно-исторические и социально- правовые аспекты: Материалы III Национальной научно-практической конференции. М., 2006. Т.1. С. 180- 181.

8.      Нартова-Бочавер С.К. Психологическое пространство личности. М.: Прометей, 2005.

9.      Проблемы психологической безопасности личности: теоретические и экспериментальные исследования/ Р. Агузумцян, С. Амирян, В. Папоян, Е. Мурядян. Д. Саргсян. – Ер.: Изд-во ЕГУ, 2013.

10.   Ashforth B.E., Harrison S. H., Corley S. H. Identification in organizations: an examination of four fundamental questions//Journal of Management. 2008. V. 34. P. 325–374.

11.   Clarke S. Safety leadership: A meta-analytic review of transformational and transactional leadership styles as antecedents of safety behaviours// Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2013. V. 86(1). P. 22 – 49.

12.   Conchie S. M., Donald I.J., Taylor P.J. Trust: Missing Piece(s) in the Safety Puzzle// Risk Analysis. 2006. V.26(5). Р.1097 – 1104.

13.   Gutsykova S.V. Psychological climate as an indicator of safety socio-psychological space of activity/В сб.: Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives. Proceedings of the 5th International symposium (September 15, 2014). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education. Koenig L. (Ed.). – Vienna, 2014. С. 115–121.

14.   Kozlowski S. W., Doherty M. L. Integration of climate and leadership: Examination of a neglected issue// Journal of Applied Psychology, 1989. V.74, P. 546–553.

15.   Van de Veer E., De Lange M. A, Van der Haar E., Karremans J. C. Feelings of Safety: Ironic Consequences of Police Patrolling// Journal of Applied Social Psychology. 2012. V.42 (12). P. 3114 – 3125.

16.   Zohar D.A group-level model of safety climate: Testing the effect of group climate  on micro-accidents  in manufacturing jobs//Journal of Applied Psychology. 2000. V. 85. P. 587–596.