Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА НА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОДРОСТКА

Авторы:
Город:
Грозный
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Подростковый возраст - самый ответственный период становления личности, когда складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу.

Многие подростки имеют аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их поведении в обществе, взаимодействие с окружающими, успеваемости в  учебной деятельности  и др. Ответственность признается социально ценным личностным качеством, которое обязательно надо развивать, формировать, воспитывать. Качеством, необходимым каждому не только для личностного роста, но и для элементарного выживания. Ответственность как одна из важнейших характеристик личности является предметом изучения многих социальных наук: философии, юриспруденции, педагогики, психологии, социологии. Исследователи, которые занимались изучением ответственности:

Абульханова-Славская К., Братуся Б.С., Дементий Л.И., Дорофеев Е.Д., Дружинин В., Леонтьева Д.А, Муздыбаев К., Новосельцев Н.М., Панасенко В.А. Розанова В., Рубинштейн С.Л., Шапошников В.И., и многие другие. Ускорение темпа жизни, увеличение информационных перегрузок часто приводят к обострению нервно- психических расстройств и граничащих с ними состояний, к которым относят, в частности, акцентуации характера. Акцентуация характера как индивидуально-типологическая особенность личности освещалась в работах .Леонгарда К, Белова Б.В., Ганнушкина П.Б., Кербикова О.В, Кречмера Э., Личко А.Е., Немова Р.С., Реана А.А., Шмелева А.Г. и др. [3] Распознавание типа акцентуации, точная диагностика «места наименьшего сопротивления» позволяют установить специфические особенности проявления ответственности акцентуированной личности и гармонизировать развитие рассматриваемого личностного свойства, что приведет к возможной активной адаптации человека в современных социокультурных условиях. Несмотря на значительное расширение исследований, посвященных этой проблеме, потребности теории и практики заставляют снова и снова исследовать данную проблему. [4]

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что затрудняет адаптацию личности в некоторых специфичных ситуациях. При этом важно подчеркнуть, что адаптационные затруднения личности в некоторых специфичных ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях наоборот [1].

Таким образом, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Легкая степень выраженности акцентуации, чаще всего, связана с положительными проявлениями личности, высокая – с отрицательными проявлениями.

В нашей работе  мы изучили влияния акцентуаций характера на проявление  ответственности в подростковый период.

Ответственность мы связываем со способностью человека нести ответ за свои поступки перед другими, обществом, перед самим собой. В межличностном взаимодействии хорошо различима эта характеристика поведения человека. Человек, признающий свою ошибку, вызывает уважение других. Но также нельзя забывать о том, что может встретиться категория так называемых сложных подростков, которые, уповая на несносный характер – являются своего рода вечным стрелочником, на которого так удобно сбрасывать ответственность. [5]

Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социокультурное образование. Но занять позицию в отношениях с другими невозможно раз и навсегда. В каждой точке существования вновь и вновь возникает необходимость свободного и самостоятельного выбора, неизбежность принятия на себя ответственности за свои действия перед другими и самим собой. Формулой личностного поведения выступает заявление подростка: «Я лично!». Таким образом, он заявляет о своей собственной, полной ответственности за свои действия и поступки. Но отказ от личностного бытия есть согласие на зависимый, безответственный, социально-приспособительный способ жизни. Это не менее тяжкая доля для подростка. [2]

Самостоятельность и ответственность в социальном поведении составляют самые существенные характеристики в подростковый возраст. Поэтому для их формирования и коррекции необходимо работать с данным возрастным периодом весьма осторожно, ведь отрочество один из самых сложных этапов в жизни человека, и от него зависит дальнейший путь развития личности.

Для исследования диагностики типа акцентуации характера и диагностики ответственности были использованы следующие методики:

-   характерологический опросник К. Леонгарда – Н. Шмишека;

-   опросник диагностики личностного симптомокомплекса ответственности (ОДЛСО). В исследовании приняло участие 130 юношей и девушек в подростковом возрасте.

По результатам диагностики видно, что на первом месте циклотимная акцентуация характера (22 учащихся), что составляет 73,3% из них 43,3 % мальчиков и 30 % девочек.

На втором месте – гипертимная акцентуация (21 учащийся), что составляет 70% из них 33,3 % мальчиков и 36,6 % девочек

Экзальтированными являются 17 человек из выборки, или 56,6% испытуемых из них 30 % мальчиков и 26,6 % девочек Демонстративные - 15 человек, что составляет 50% из них 30 % мальчиков и 20% девочек.

Возбудимая акцентуация встречается у 12 испытуемых, или 40% из них 25 % мальчиков и 15% девочек. Следующими располагается эмотивная и неуравновешенная акцентуации характера.

Неуравновешенная акцентуация наблюдается у 11 испытуемых, или 36,6% из них 23,3 % мальчиков и 13,3 % девочек.

Эмотивная акцентуация встречается у 11 испытуемых, что составляет 36,6 % из них 23,3 % мальчиков и 13,3 % девочек.

Педантичная акцентуация встречается у 10 учащихся, или 33,3 % из них 23,3 % мальчиков и 10 % девочек. Дистимичными являются 7 человек или 23,3% опрошенных из них 10% мальчиков и 13,3 % девочек.

На последнем месте расположилась тревожная акцентуация характера. Она присуща всего 5 учащимся из выборки (16,6% испытуемых из них 6,6 % мальчиков и 10 % девочек).

В данной выборке преобладает циклотимная акцентуация характера 73,3%. На втором месте – гипертимная

акцентуация - 70%. Экзальтированными являются 56,6% испытуемых. Демонстративная акцентуации характера - 50%. Возбудимая акцентуация встречается у 50%. Неуравновешенная акцентуация наблюдается у 36,6%. Эмотивная акцентуация встречается также у 36,6 %. Педантичная акцентуация встречается у 33,3 %. Дистимичными - 23,3%. Тревожная  акцентуация характера  присуща всего  16,6% испытуемых.  Интересным представляется тот факт, что некоторые респонденты имеют несколько ярко выраженных типов акцентуаций характера.

Высокая выраженность нормативного типа у циклотимных, экзальтированных и педантичных свидетельствует о развитом чувстве долга, стремлении соответствовать принятым нормам и правилам.

Для гипертимных, демонстративных и эмотивных, обладающих высоким уровнем выраженности этичности мотивом подобной ответственности выступает стремление следовать общечеловеческим нормам. Они делают все качественно, если это значимо для них, внешние же подкрепления деятельности являются менее важными.

Высокая выраженность самоутверждающегося типа у демонстративных, неуравновешенных и тревожных свидетельствует о стремлении уйти от конфронтации с окружением, избегать избыточной ответственности и принятия сложных решений.

Таким образом, мы установили, что наиболее ярко выраженными акцентуациями характера в подростковом возрасте являются циклотимный, гипертимный и экзальтированный. А вот менее преобладающими акцентуациями характера являются дистимный, педантичный и тревожный типы акцентуаций характера.

 

Список литературы

1.     Гурьянова И.В. Характер. Его структура и акцентуация методическое пособие для студентов дневной и заочной форм обучения / Магнитогорск, 2011.

2.     Давлетова А.И., Гончарова Е.В. Особенности мотивации личности подростка в зависимости от типа акцентуации характера . В книге: Самореализация личности в межкультурном пространстве Материалы Международной научно-практической конференции.- Москва, 2012. С. 136-140.

3.     Личко, А.Е. Клиническая и психологическая диагностика типов психопатий и акцентуаций характера / Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: Ап-рель-Пресс, ЭКСМО- ПРЕСС, 2009. С. 111–241.

4.     Сахарова В.Г. «Психологический фактор ответственности и методика определения локуса контроля личности». Методические указания. Владивосток, ДВГМА, 2008.

5.     Хелькман, К. Развитие ответственности в онтогенезе Текст. / К. Хелькман // Проблемы психологии личности: Советско-финский симпозиум.- М., 2007. С. 148-154.