Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

На современном этапе развития общества особую значимость приобретает изучение психологических аспектов направленности личности. Одной из актуальных проблем в настоящее время является изучение направленности личности старшеклассников, с ограничением социальной активности, которые получают образование на дому. Исследование этой проблемы дает обширный материал для понимания их личности, что необходимо для последующего успешного интегрирования данной категории лиц в общество.

Целью данного исследования является рассмотрение психологических аспектов направленности личности старшеклассников, обучающихся на дому. Направленность личности в психологии измеряется системой, которая состоит из совокупности доминирующих мотивов, потребностей, интересов, склонностей, идеалов, убеждений. Актуальными становятся вопросы организации образования учащихся, обучающихся на дому. Однако существуют некоторые проблемы психологического плана, связанные с затруднениями личности старшеклассника в адаптации, саморегуляции в условиях образовательной интеграции. По результатам исследований различных авторов, старшеклассники оказываются часто дезадаптированными, не способными соответствовать социуму. В этой связи возникает необходимость нахождения особых подходов к организации психологического сопровождения и созданию условий, способствующих развитию адаптивных качеств личности у старшеклассников.

В отечественной психологии сложились различные научные школы в изучении направленности личности: теория значимости (Н.Ф. Добрынин), отношений личности (В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов), теория установки (Д.Н. Узнадзе), потребностей и мотивов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович). Определение направленности личности впервые в отечественной психологии дано С.Л. Рубинштейном. Он рассматривает направленность через установки и тенденции, потребности, интересы, мотивы. Направленность личности как совокупность различных тенденций, в основе, которых лежат потребности, мотивы деятельности: «Проблема направленности – это, прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь, определяясь целями и задачами».[3,519] Автор подчеркивает, что с изменением общественного строя изменяется и содержание мотивов, лежащих в основе направленности личности.

В психологической литературе, согласно Е.М. Никирееву, коллектив, коллективистическое самоопределение формулируется как «принцип общественной жизни и деятельности людей, противоположный индивидуализму. Принцип коллективизма не означает ликвидацию индивидуальности человека. Наоборот, только в коллективе человек может полностью раскрыть свои способности и дарования»; «избирательное отношение индивида к воздействию конкретной социальной общности, при котором он принимает одни из ее влияний и отвергает другие в зависимости от опосредующих факторов: идеалов, целей деятельности, принятых социальных ценностей, норм. Коллективистическое самоопределение является альтернативой как конформному, так и не конформному или негативному поведению» [2,15].

Важное теоретическое и практическое значение было получено в изучении проблемы соотношения коллективизма и конформизма в структуре направленности личности в исследовании Т.А. Шиловой. Было выявлено, что чем ниже уровень коллективистической направленности, тем выше уровень конформизма. Учащиеся с личной и лично - престижной направленностью в большей степени подвержены конформным реакциям [4, 67].

Понятие «отношения личности» было введено в отечественную психологию В.Н. Мясищевым, который определяет его как «симпатии и антипатии, интересы и потребности, оценки и идеалы» [1, 9]. Автор выделяет тир уровня развития этих отношений: «низший, средний и высший. На низшем уровне отношения характеризуются примитивностью, ситуативной обусловленностью; на среднем – преобладанием конкретно – личных проявлений, симпатий и антипатий, непосредственного улитарного интереса и расчета; на высшем уровне – преобладанием идейных отношений – убеждений, сознания долга, общественно – коллективистических мотивов» [1, 9].

Одним из важных аспектов при осуществлении работы со старшеклассниками, обучающимися на дому, является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с ними, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром проблем. Часто у данной категории учащихся прослеживается негативное отношение к окружающему миру, снижение активности деятельности, свойственны трудности мотивационной и волевой сфер, что в дальнейшем может привести к дезадаптации личности.

Цель психодиагностики нашего исследования состояла в рассмотрении направленности личности и особенностей ее взаимосвязи с мотивацией, волевой активностью, саморегуляцией старшеклассников, обучающихся на дому.

Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. В исследовании приняли участие 60 старшеклассников, в возрасте 15 – 16 лет г. Москвы: 30 учащихся, обучающиеся в общеобразовательной школе, 30 человек - испытуемые, обучающиеся на дому.

Для проведения нашего исследования, были использованы следующие методики: методика исследования волевой саморегуляции (А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана); методика выявления направленности личности (В. Смекал, М. Кучера); методика диагностики самооценки мотивации одобрения (Д. Марлоу и Д. Краун).

Расчет основных количественных показателей по методике исследования волевой саморегуляции (А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана) показал, что высокий балл по общей шкале волевой саморегуляции у старшеклассников, посещавших общеобразовательную школу, составляет 7% испытуемых, 30% - средний балл, 63% - показывают низкий балл по данной шкале.

Среди старшеклассников, обучающихся на дому – у 23% учащихся отмечается средний балл, по общей шкале волевой саморегуляции, низкий балл по данной шкале показан у - 77%, а наличие высоких баллов вообще не было отмечено в данной категории лиц.

По методике выявления направленности личности (В. Смекал, М. Кучера) мы получили выраженные различия. Среди учеников посещавших общеобразовательную школу, направленность на себя показали 42%, 44% -   направленность на общение, 10% - направленность на дело. Среди испытуемых, обучающихся на дому - у 57% испытуемых преобладает личностная направленность (на себя), которая проявляется в стремлении к личному превосходству и престижу. В работе испытуемые видят возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других. У 30% старшеклассников, обучающихся на дому, преобладает коллективистская направленность (на взаимодействие, на общение). Они стремятся поддерживать хорошие отношения с окружающими, они ориентированы на социальное одобрение, зависимы от группы. 13% - испытуемым свойственна деловая направленность. Они стремятся сотрудничать с коллективом.

Анализ полученных результатов по методике диагностики самооценки мотивации одобрения (Д. Марлоу и Д. Краун) показал, что среди старшеклассников, посещавших общеобразовательную школу, имеют высокую мотивацию к одобрению - 13%, 67% - среднюю мотивацию к одобрению, 20% - низкую мотивацию к одобрению.

Среди испытуемых, обучающихся на дому - высокую мотивацию к одобрению показали - 60% старшеклассников, 23% - имеют среднюю мотивацию к одобрению, 17% - низкую мотивацию к одобрению. Мы наблюдаем тенденцию к возрастанию уровня потребности в одобрении у старшеклассников, обучающихся на дому. Большое влияние на высокую потребность в одобрении имеет отрицательный опыт общения, несмотря на это, у них высока потребность в самореализации, стремление к самопознанию. Желание удовлетворить потребности в самосовершенствовании и самоутверждении, взаимодействуя с дефицитарной социальной ситуацией развития, будет приводить старшеклассника к поиску путей развития своей личности, и здесь будет необходима помощь педагога и психолога.

На следующем этапе нашего исследования мы обратились к использованию корреляционного анализа с целью выявить устойчивые взаимосвязи между исследуемыми свойствами направленности личности старшеклассников, обучающихся на дому.

Статистическая обработка данных нашего исследования проведена с помощью программы IBM SPSS Statistics 20. Для определения взаимосвязи по всем методикам использовался коэффициент корреляции Спирмена.

Так, коэффициент корреляции Спирмена между показателем волевой саморегуляции (А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана) и показателем мотивации одобрения (Д. Марлоу и Д. Крауна) Rp= - 0,591, что говорит о статистически достоверной значимости (корреляция значима на уровне ρ≤ 0,01) взаимосвязи. При этом данная взаимосвязь является отрицательной и указывает на то, что у подростков, обучающихся на дому, с высоким уровнем мотивации одобрения часто наблюдается низкий уровень волевой саморегуляции.

При сравнении показателей волевой саморегуляции и коллективистской направленностью R=0,59 (корреляция значима на уровне p<0,01), что указывает на статистически  значимую взаимосвязь. Старшеклассники, обучающиеся на дому, с низким  уровнем волевой саморегуляции стремятся к коллективистской направленности (на взаимодействие, на общение). Они  стремятся поддерживать хорошие отношения с окружающими, они ориентированы на социальное одобрение, зависимы от группы.

Также статистически значимые взаимосвязи были установлены между показателями мотивации одобрения и показателем личностной направленности R=0,662 (корреляция значима на уровне p<0,01). Преобладающая личностная направленность (на себя), которая проявляется в стремлении к личному превосходству, у старшеклассников, обучающихся на дому, ведет к высоким показателям мотивации одобрения.

Обобщая результаты анализа особенностей направленности личности старшеклассников, обучающихся на дому можно сделать следующие выводы.

Выводы.

Анализ результатов исследования показал, что структура направленности личности старшеклассников обучающихся в школе и обучающихся на дому не одинакова, имеется: низкий уровень волевой саморегуляции личности, высокий уровень мотивации одобрения, преобладание личностной направленности (на себя).

Выявлена прямая корреляция между показателем личностной направленности и показателем мотивации одобрения; между уровнем волевой саморегуляции и коллективистской направленностью.

Между уровнем  волевой саморегуляцией и показателем мотивации одобрения старшеклассников, обучающихся на дому, установлена статистически достоверная отрицательная взаимосвязь.

Заключение.

Направленность - сложное образование личности, которое определяет поведение человека, его отношение к себе и к окружающим людям. Направленность личности изменяется, формируется на протяжении всей жизни, поэтому множество связанных с данными формированиями личности свойств,  черт и характеристик также находятся в состоянии изменения, трансформации и преобразования.

Проведение своевременной психологической диагностики направленности личности старшеклассников, обучающихся на дому, проведение индивидуальных консультаций, групповых тренингов, направленных на выяснение механизмов социальной адаптации, условий реализации способностей старшеклассников, могут способствовать установлению межличностных контактов, помогать в профессиональном выборе.

Таким образом, психологическая помощь для таких старшеклассников носит характер коррекционной, которая основана на принципах системного и личностно-ориентированного аспектов направленности личности.



Список литературы

1.      Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.,МПСИ, 2005, 158с.

2.      Никиреев Е.М. Психологические особенности направленности личности. - М. 2007. - 72с.

3.      Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПБ: Питер, 2011, 645с.

4.      Шилова Т.А. Диагностика психолого - социальной дезадаптации детей и подростков. Практическое пособие/ Т. А. Шилова. - М. Айрис-пресс, 2006.-112с.