Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОТИВИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ НА СОЗНАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Процесс глобализации общества идет все нарастающими темпами. В связи с этим растет потребность в специалистах, владеющих иностранным языком. При обучении студентов иностранному языку профессионально- ориентированное обучение рассматривается как одно из перспективных направлений. Принятые на сегодняшний день государственные образовательные стандарты требуют от вузов совершенствования процесса подготовки специалиста с учетом современных вызовов. Для реализации этих требований преподавателям необходимо концентрироваться не на передаче фиксированного количества учебной информации, а на формирование таких качеств личности, которые позволяют ей активно развивать свои способности и использовать весь арсенал полученных знаний для решения учебных, а, далее, и профессиональных задач. Иными словами, важнейшим условием профессионального становления специалиста является его активность в проявлении своих сил и возможностей на этапе профессиональной подготовки [1].

Основой успеха в изучении любого иностранного языка является достаточный словарный запас, который помогает человеку свободно общаться и выражать свои мысли. Запоминание новой лексики является основной проблемой, с которой сталкиваются многие люди, изучающие иностранный язык. Следует помнить, что важно не только выучить новые слова, но и регулярно увеличивать их количество и применять на практике. Деятельность современного человека, который желает добиться определенных высот в жизни, требует непрерывного саморазвития, самосовершенствования интеллектуальных функций и, прежде всего, функции памяти. По мнению П.И. Зинченко, память, как и любое другое психическое образование, «является результатом активного отношения субъекта к отражаемой действительности». Сознательное запоминание сведений, выраженных в словесной форме, стимулированное перспективными возможностями улучшения своего социального статуса и удовлетворения внутренних притязаний, представляет собой продуктивную целенаправленную деятельность, сопровождающуюся позитивным эмоциональным настроем [2]. Из этого следует вывод, что повышение эффективности познавательного процесса может быть достигнуто за счет доведения до сознания студентов важности и значимости получаемых знаний для будущей профессиональной деятельности.

Однако, процессы запоминания иноязычной  информации, связанной  с профессиональной сферой личности, детерминируется ее психофизиологическим состоянием и направленностью на достижение стоящих целей. Мотивация является фактором, регулирующим продуктивность вербальной (словесно-смысловой) памяти. Она выступает главной движущей силой в деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала [5].

Мотивы, т.е. причины, стимулирующие человека и побуждающие его к активной учебной деятельности, могут быть самыми различными: учебно-познавательными (расширение кругозора, повышение эрудици), прагматическими (перспектива получения хорошо-оплачиваемой и интересной работы), социально-статусными (возможность повысить социальный статус через учение), коммуникативными (для расширение круга общения), утилитарными (стремление усвоить определенные знания, необходимые для осуществления конкретной цели (напр. зарубежная стажировка)) и т.д. Мотив как совокупность внешних или внутренних условий вызывает активность субъекта и определяет ее направленность, переходящую в мотивацию. Мотивация – психическое образование, органически объединяющее мотив и цель. Цель как образ результата приобретает личностный смысл лишь тогда, когда связывается с мотивом. Механизмы процесса мотивации представляют собой иерархическую цепочку уравновешенностей (новых мотивов, установок) от мотивационного состояния до трансформации внутренней и внешней среды человека [4]. Потому, воздействуя на мотивационную сферу учащихся, можно менять его отношение к получаемым знаниям. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему  мотивов  деятельности,  можно  помочь  будущему  специалисту  в профессиональной  адаптации и профессиональном становлении [5]. Поскольку эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией.

Ряд психологов сходятся во мнении, что при оценке результатов учебной деятельности необходимо учитывать личностные реакции человека на социальные воздействия, включая его состояние во время учебной деятельности, отношение к крушению надежд или достижению цели[2] [7]. Многолетняя практика преподавания иностранного языка в вузе позволяет прийти к заключению, что в обучении вообще, и в обучении иностранным языкам в частности, необходим дифференцированный подход к подаче знаний. Продуктивность вербальной памяти в значительной мере определяется личностными свойствами индивида. К таким свойствам относится доминирующий тип мотивации: если доминирует мотивация избегания неудачи, то продуктивность вербальной памяти несколько снижается; если же доминирует мотивация ожидания успеха, то продуктивность вербальной памяти несколько выше, чем у индивида с преобладающим «избегательным» типом. У реального человека эти два типа мотивации нередко уравновешены [6]. А потому задача преподавателя состоит в том, чтобы ставить перед учащимися  задачи, соизмеримые с их интеллектуальными способностями и  психо-физиологическими особенностями.

В условиях образовательной среды высшей школы закономерно развитие высокозначимой мотивации (ожидание успехов) у студентов от младших курсов к старшим при условии принятия концепции «Я – специалист», установления познавательных отношений «студент – вузовская среда», т. е. активное вхождение в поле среду высшей школы. В ситуации с высокозначимой мотивацией (ожидание успехов) происходит более интенсивный процесс памяти, чем в ситуации с менее значимой мотивацией (избегание неудачи). На выработку такой мотивации у студентов высшей школы оказывают значительное влияние направленность на будущую профессию, уровень сформированности психических познавательных процессов (в том числе и памяти), успешность обучения студентов в вузе и некоторые психологические характеристики личности.

 

Список литературы

1.     Говоркова Л.И. Профессионально-ориентированный подход в процессе обучения физике как средство активизации учебно-познавательной деятельности будущих учителей биологии : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Говоркова Людмила Ивановна ; Курган. гос. ун-т ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2008.

2.     Джоунс Д. Инновационная психотерапия // Серия: Практикум по психотерапии под. ред. Д. Джоунса, перевод с англ. – СПб.: Питер, 2001.

3.     Зинченко П.И. Вопросы психологии памяти, в сб.: Психологическая наука в СССР в 2-х тт. Т. 1, — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.

4.     Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. - Новосибирск: ЕГПИ, 1987.

5.     Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г.Челябинск, декабрь 2013 г.) — Челябинск: Два комсомольца, 2013.

6.     Тихомирова Г.И. Влияние "мотивации  избегания неудачи" и "мотивации ожидания  успехов"  на продуктивность вербальной памяти: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.01 / Тихомирова Гертруда Ильинична; НГПУ - Новосибирск, 2004.

7.     Уотсон, Дж. Б. Психология как наука о поведении / Дж. Б. Уотсон. - М., 1998.