Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СКАЗКИ О ВОЛШЕБНОМ МИРЕ ЗВУКОВ (КОРРЕКЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ)

Авторы:
Город:
Железногорск, Красноярский край
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Цели:

1.     Показать разнообразие звуков в окружающем мире.

2.     Учить выделять отдельные звуки из общего шума.

3.     Учить воспроизводить различные звуки.

4.     Познакомить с понятиями «звук», «слово».

5.     Учить различать высоту, силу, тембр голоса.

6.     Развивать внимание, память словесно-логическое мышление и воображение.

Малыш, появляясь на свет, попадает в прекрасный мир звуков. В 2-4 недели от момента рождения он начинает реагировать на любые звуки. В 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи. К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретая характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его языковую оболочку.

А как помочь малышу, который не замечает своего неправильного произношения, путает близкие по звучанию слова, искажает слоговую структуру слов? Мы знаем, что без чёткого их различения невозможно и правильное произношение.

Психофизиологической основой онтогенеза фонологической системы является интеграция акустического и кинестетического анализаторов. Акустический и  кинестетический образы звуков речи, взаимодополняя друг друга, ассоциируются вместе и порождают единое пространство признаков. А если один из этих двух образов оказывается деформированным, страдает и дифференцированность соответствующих фонем.

Как правило, в группы с ОНР поступают дети, у которых не сформирована произвольность памяти, внимания. Внимание неустойчивое, трудно переключаемое, объемы концентрации внимания чаще снижены. Как правило, страдает вербальная память. Дети отстают в развитии словесно - логического мышления. А фонематическое восприятие приходится развивать, начиная буквально с нулевого порога.

Я попыталась сделать этот процесс интересным и занимательным. Придумала цикл познавательных занятий для развития фонематического слуха, где стараюсь «погрузить» малыша в сказочный мир звуков, учу выделять и воспроизводить звуки. Учитывая, что фонематическое восприятие осуществляется с самых первых этапов логопедической работы, начинаю эту работу на материале неречевых звуков.

На самых первых занятиях я разыгрываю сказку.

Повествование веду от имени куклы Старичок - домовичок, выполненной как персонаж кукольного театра. В конце каждой истории возникают вопросы, на которые дети отвечают не педагогу, а кукле.

Использование приёма - опосредованное общение через куклу, способствует развитию восприятия и активизации речи детей. Создаёт непринуждённую обстановку, что очень важно для развития речевой коммуникации, ускоряет появление самостоятельной инициативной речи у детей с речевым недоразвитием.

Нет ничего более приспособленного для детского возраста, чем сказка. Рассказывайте, рассказывайте детям сказки!

Вводите их в прекрасный, волшебный мир!

Ребёнок - это большой мечтатель. Предлагаю вашему вниманию одну из цикла сказок.

«Чья песня самая красивая?» Логопед: Чей голос самый лучший? Дети:…..


Кукла Старичок - домовичок: Я получил ответ, но этот вопрос. Эту, чуть- чуть смешную, но очень добрую историю, мне рассказала белая лилия. А почему смешную? Потому ,что в ней все герои спорили. Вот об этом я и хочу вам поведать. Итак, слушайте.

Однажды, долго гуляя по лесу, я решил отдохнуть и спустился к пруду. Там была она – белый, красивый цветок. Весь день лепестки грелись на солнышке. Квакша - хозяйка этих владений, полюбила этот удивительный цветок. Она грелась на нем, широко раскинув свои лапки. А от удовольствия жаба не квакала, а словно мурлыкала. Каждый день её навещали друзья: комарик, шмель, оса, пчелка, лягушка и кузнечик. И цапля, которая всегда опаздывала. И каждый раз, смешно извиняясь, она опускала голову, боясь съесть одного из своих друзей. Лилия улыбалась солнцу и смотрела на мир своими очаровательными глазами. Она смеялась, медленно покачивая головой, и грустила. Лилия немножко всем завидовала. У неё не было крыльев. А все новости она узнавала от своих друзей.

Утром, как только взошло солнышко, белая лилия поднялась с постели и раскрыла лепестки.

-Беда, беда,- забеспокоилась она, когда увидела пунцовые щеки своей подружки.

-Ме-ня зно-бит, на – вер- но- е про-сту-ди-лась? –медленно проквакала больная. Врач дятел долго выстукивал ей спинку и , наконец, повесил нос.

-Не могу помочь.

Отчаялись друзья. Потом решили:

-Только песенка друга поднимет настроение, а значит – вылечит.

-Пищу я оттого, что быстро- быстро машу своими крылышками. Хотя они у меня очень маленькие. И комар запищал. Квакша ничего не ответила. Грустно смотрели её большие глаза.

-Моя песня самая – самая веселая, а ты сердито гудишь, - сказала оса шмелю и стала быстро и легко перебирать крылышками.

-Да …Я толстый и важный. Мне тяжело махать крыльями. Поэтому я люблю гудеть, - спорил шмель.

-Не ссорьтесь, друзья, а лучше послушайте мою песню, - предложил кузнечик и быстро потер свои лапки о крылья, издавая стрекот.

И цапля захотела удивить друзей. Но она не могла петь крыльями. Она решила пощелкать длинным клювом. У неё это хорошо получалось.

И долго бы они спорили, как вдруг жаба надула своё горло «мешок» и громко заквакала. Друзья

обрадовались. И ещё громче зажужжали, загудели, защелкали.

-Это моя песенка вылечила Квакшу, - кричал каждый из них. Квакша мило улыбалась пчелке. Целый день пчелка летала к чудесному цветку. Капельку за капелькой носила сладкий нектар и смазывала больной горло. Этот целебный цветок звали медуницей.

Логопед: Помогите решить Квакше эту задачу. Чья песня самая красивая?

Почему комарик пищит, пока летит, а как сядет, замолчит?

Вспомни, что помогает шмелю, осе, кузнечику, цапле исполнять свои песни.

Во время действия сказки, логопед предлагает детям отдохнуть и вспомнить чистоговорку «Квакша», выполняя произвольные движения.

Чистоговорка «Квакша» (авторская разработка):

Педагог показывает картинку с изображением древесной лягушки.

Поясняет, что она необыкновенная, так как замечательно предсказывает дождь. Дети: Ша – ша – ша - на клумбе квакша,

Квакша: Ая - ая - ая - я лягушка не простая,

Ая - ая - ая - я лягушка древесная. Дети: Ра - ра - ра - Ох! Ужасная жара. Ры – ры – ры - улетели комары.

Ов - ов - ов - не видно муравьев.

Ры - ры - ры - все спрятались от жары. Чики - чики – чики - мы веселые кузнечики.

Ры – ры – ры – не боимся мы жары. Ра – ра – ра – когда же кончится жара?

Уть – уть – уть – будет дождь когда – нибудь? Квакша:Оть - оть- оть - предскажу вам дождь. Дети: Ать- ать- ать- капли начали стучать.

Оборудование: ширма, игрушки (персонажи кукольного театра), лилия- цветок (изготовлена из ткани), аудиокассета «Голоса природы».

 Список литературы

1.     Дурова Н.В. Фонематика. М.,2002.

2.     Ткаченко Т.А. Развитие фонетического восприятия. М.,2001.

3.     Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М., 2000.