23 апреля 2016г.
Цели:
1. Показать разнообразие звуков в окружающем мире.
2. Учить выделять отдельные звуки из общего шума.
3. Учить воспроизводить различные звуки.
4. Познакомить с понятиями «звук», «слово».
5. Учить различать высоту, силу, тембр голоса.
6. Развивать внимание, память словесно-логическое мышление и воображение.
Малыш, появляясь на свет, попадает в прекрасный мир звуков. В 2-4 недели от момента рождения он начинает реагировать на любые звуки. В 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи. К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретая характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его языковую оболочку.
А как помочь малышу, который не замечает своего неправильного произношения, путает близкие по звучанию слова, искажает слоговую структуру слов? Мы знаем, что без чёткого их различения невозможно и правильное произношение.
Психофизиологической основой онтогенеза фонологической системы является интеграция акустического и кинестетического анализаторов. Акустический и кинестетический образы звуков речи, взаимодополняя друг друга, ассоциируются вместе и порождают единое пространство признаков. А если один из этих двух образов оказывается деформированным, страдает и дифференцированность соответствующих фонем.
Как правило, в группы с ОНР поступают дети, у которых не сформирована произвольность памяти, внимания. Внимание неустойчивое, трудно переключаемое, объемы концентрации внимания чаще снижены. Как правило, страдает вербальная память. Дети отстают в развитии словесно - логического мышления. А фонематическое восприятие приходится развивать, начиная буквально с нулевого порога.
Я попыталась сделать этот процесс интересным и занимательным. Придумала цикл познавательных занятий для развития фонематического слуха, где стараюсь «погрузить» малыша в сказочный мир звуков, учу выделять и воспроизводить звуки. Учитывая, что фонематическое восприятие осуществляется с самых первых этапов логопедической работы, начинаю эту работу на материале неречевых звуков.
На самых первых занятиях я разыгрываю сказку.
Повествование веду от имени куклы Старичок - домовичок, выполненной как персонаж кукольного театра. В конце каждой истории возникают вопросы, на которые дети отвечают не педагогу, а кукле.
Использование приёма - опосредованное общение через куклу, способствует развитию восприятия и активизации речи детей. Создаёт непринуждённую обстановку, что очень важно для развития речевой коммуникации, ускоряет появление самостоятельной инициативной речи у детей с речевым недоразвитием.
Нет ничего более приспособленного для детского возраста, чем сказка. Рассказывайте, рассказывайте детям сказки!
Вводите их в прекрасный, волшебный мир!
Ребёнок - это большой мечтатель. Предлагаю вашему вниманию одну из цикла сказок.
«Чья песня самая красивая?» Логопед: Чей голос самый лучший? Дети:…..
Кукла Старичок - домовичок: Я получил ответ, но этот вопрос. Эту, чуть- чуть смешную, но очень добрую историю, мне рассказала белая лилия. А почему смешную? Потому ,что в ней все герои спорили. Вот об этом я и хочу вам поведать. Итак, слушайте.
Однажды, долго гуляя по лесу, я решил отдохнуть и спустился к пруду. Там была она – белый, красивый цветок. Весь день лепестки грелись на солнышке. Квакша - хозяйка этих владений, полюбила этот удивительный цветок. Она грелась на нем, широко раскинув свои лапки. А от удовольствия жаба не квакала, а словно мурлыкала. Каждый день её навещали друзья: комарик, шмель, оса, пчелка, лягушка и кузнечик. И цапля, которая всегда опаздывала. И каждый раз, смешно извиняясь, она опускала голову, боясь съесть одного из своих друзей. Лилия улыбалась солнцу и смотрела на мир своими очаровательными глазами. Она смеялась, медленно покачивая головой, и грустила. Лилия немножко всем завидовала. У неё не было крыльев. А все новости она узнавала от своих друзей.
Утром, как только взошло солнышко, белая лилия поднялась с постели и раскрыла лепестки.
-Беда, беда,- забеспокоилась она, когда увидела пунцовые щеки своей подружки.
-Ме-ня зно-бит, на – вер- но- е про-сту-ди-лась? –медленно проквакала больная. Врач дятел долго выстукивал ей спинку и , наконец, повесил нос.
-Не могу помочь.
Отчаялись друзья. Потом решили:
-Только песенка друга поднимет настроение, а значит – вылечит.
-Пищу я оттого, что быстро- быстро машу своими крылышками. Хотя они у меня очень маленькие. И комар запищал. Квакша ничего не ответила. Грустно смотрели её большие глаза.
-Моя песня самая – самая веселая, а ты сердито гудишь, - сказала оса шмелю и стала быстро и легко перебирать крылышками.
-Да …Я толстый и важный. Мне тяжело махать крыльями. Поэтому я люблю гудеть, - спорил шмель.
-Не ссорьтесь, друзья, а лучше послушайте мою песню, - предложил кузнечик и быстро потер свои лапки о крылья, издавая стрекот.
И цапля захотела удивить друзей. Но она не могла петь крыльями. Она решила пощелкать длинным клювом. У неё это хорошо получалось.
И долго бы они спорили, как вдруг жаба надула своё горло «мешок» и громко заквакала. Друзья
обрадовались. И ещё громче зажужжали, загудели, защелкали.
-Это моя песенка вылечила Квакшу, - кричал каждый из них. Квакша мило улыбалась пчелке. Целый день пчелка летала к чудесному цветку. Капельку за капелькой носила сладкий нектар и смазывала больной горло. Этот целебный цветок звали медуницей.
Логопед: Помогите решить Квакше эту задачу. Чья песня самая красивая?
Почему комарик пищит, пока летит, а как сядет, замолчит?
Вспомни, что помогает шмелю, осе, кузнечику, цапле исполнять свои песни.
Во время действия сказки, логопед предлагает детям отдохнуть и вспомнить чистоговорку «Квакша», выполняя произвольные движения.
Чистоговорка «Квакша» (авторская разработка):
Педагог показывает картинку с изображением древесной лягушки.
Поясняет, что она необыкновенная, так как замечательно предсказывает дождь. Дети: Ша – ша – ша - на клумбе квакша,
Квакша: Ая - ая - ая - я лягушка не простая,
Ая - ая - ая - я лягушка древесная. Дети: Ра - ра - ра - Ох! Ужасная жара. Ры – ры – ры - улетели комары.
Ов - ов - ов - не видно муравьев.
Ры - ры - ры - все спрятались от жары. Чики - чики – чики - мы веселые кузнечики.
Ры – ры – ры – не боимся мы жары. Ра – ра – ра – когда же кончится жара?
Уть – уть – уть – будет дождь когда – нибудь? Квакша:Оть - оть- оть - предскажу вам дождь. Дети: Ать- ать- ать- капли начали стучать.
Оборудование: ширма, игрушки (персонажи кукольного театра), лилия- цветок (изготовлена из ткани), аудиокассета «Голоса природы».
Список литературы
1. Дурова Н.В. Фонематика. М.,2002.
2. Ткаченко Т.А. Развитие фонетического восприятия. М.,2001.
3. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М., 2000.